Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2887/2015 ~ М-412/2015 от 04.02.2015

Дело У А-57

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2015 года город Красноярск

Октябрьский районный суд Красноярска в составе

Председательствующий: Майко П.А.

При секретаре Пестриковой А.В..

рассмотрев исковое заявление Панкратов В.Н. к Сибирскому филиалу ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» об оспаривании решения должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с данным исковым заявлением, в котором просит признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан..», обязать ответчика включить его в состав участников подпрограммы.

Свои требования мотивировала тем, что он с 1978 года по 15.11.2001 год проходил службу в органах МЧС, когда был уволен по состоянию здоровья. Он состоял на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 30 марта 2001 года. Решением суда от 25.9.20213 года за ним было подтверждено право на улучшение жилищных условий.

Общая продолжительность службы истца в системе МЧС, на момент увольнения, составляет в календарном исчислении более 10 лет. Он состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 1.3.2005 года. Он обратился 21.5.2014 года с рапортом на имя руководства, с заявлением об участии в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты на 2011-2015 годы»

Рапорт был рассмотрен ответчиком 29.5.2014 года, где было принято решение об отказе во включении в состав участников подпрограммы, на получение Государственного жилищного сертификата. Отказ мотивирован тем, что истец не признан именно в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Данный отказ истец полагает не законным, т.к. он соответствует всем требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы - имеет необходимый стаж, имеет финансирование за счет федерального бюджета.

Истец просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика не явился. Ответчик был уведомлен надлежаще. Возражений ответчик по иску не представил.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее -

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти, местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в соответствии с которой правом на улучшение жилищных условий в рамках программы имеют следующие категории граждан РФ, государственные обязательства по обеспечению жильем которых, за счет средств федерального бюджета, установлены федеральным законодательством: военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, либо ликвидация предприятия (учреждения, организации), либо сокращение численности или штата работников, либо состояние здоровья; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Право сотрудников ФПС, бывших сотрудников ФПС, на улучшение жилищных условий, в том числе и путем получения государственного жилищного сертификата, основывается на следующем -

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлено, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации, предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только получением жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

По поручению Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 г. принято Постановление N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102 Программе придан статус президентской.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п. 1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 – 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Порядок и условия участия сотрудников и бывших сотрудников ФПС МЧС РФ в программе «Жилище» установлен следующими нормативными актами -

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

В соответствии с п. 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, в числе прочих категорий граждан, имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

При этом согласно п. 19 вышеназванных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением следующих документов:

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка).

Вместе с тем, как следует из Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 и Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. N 1095, принятого во исполнение данного Указа, такая форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, как предоставление, за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, распространена не на всех сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а только на увольняемых, и уволенных со службы из учреждений, содержащихся за счет средств федерального бюджета, при этом, участниками программы могут быть только граждане, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, бывшие сотрудники и настоящие сотрудники ФПС МЧС РФ могут являться участниками программы «Жилище», могут претендовать на получение государственного жилищного сертификата, в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в установленном законом порядке, при отработке более 10 лет, и при наличии финансирования из федерального бюджета.

В судебном заседании установлено, что истец ранее состоял на службе в органах МЧС России с 1.08.1981 года и являлся сотрудником федеральной противопожарной службы – сначала СВПЧ-16 УПО УВД Х, а потом на должность начальника ПЧ-9 ОГПС-1 УГПС УВД Х, на момент увольнения. Уволен 15.11.2001 года. Все занимаемые истцом должности имели федеральное финансирование. Данное подтверждено справкой, с места работы, о периоде службы и порядке финансирования.

Он имеет общий период службы 20 лет 03 месяцев 14 дней,

При этом, суд полагает отметить, что признание сотрудников ФПС МЧС России, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в получении жилого помещения, по месту службы, осуществлялось только до 01.03.2005, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Данное суд установил, исходя из системного толкования следующих нормативных актов.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ,

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ, вступившим взаконную силу 1 марта 2005 года, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Таким образом, в настоящий момент, органом местного самоуправления ведется учет не только малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, но и иных категорий граждан, в том числе нуждающихся в предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Кроме того, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору соцнайма гражданина, подавшего заявление не по месту жительства, после 1 марта 2005 года необходимы основания, которые установлены соответствующими законами.

Согласно п.2 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников ФПС, ГПС, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении им жилых помещений (приложение к приказу МЧС России №5 от 12.1.2012 года), учет ведется Управлением государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В данном документе также предусмотрено, что сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам соцнайма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам соцнайма. Основанием для снятия данных лиц является обстоятельства указанные п.1,3-6 ч.1. ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам соцнайма.

Из данного следует, что именно на ответчика, в настоящий момент, возложена обязанность по учету лиц, нуждающихся в предоставлении жилья на условиях соцнайма, а также по улучшению жилищных условий, путем предоставление жилья на условиях соцнайма, сотрудникам ФПС МЧС России, принятым на учет после 1 марта 2005 года, законодательными актами, не установлено. Т.е. ответчик не ведет в настоящий момент, после введения в действие ЖК РФ, учет сотрудников МЧС нуждающихся в предоставлении социального жилья, которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, после 1 марта 2005 года

С другой стороны, ранее, согласно ст.8 ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ, была предусмотрена возможность обеспечения органами МЧС своих сотрудников жильем на условиях соцнайма в первоочередном порядке.

Вместе с тем, в связи с введением нового ЖК РФ, положения ст. 8 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, предусматривающие предоставление жилого помещения сотрудникам в первоочередном порядке, утратили силу на основании ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ.

Таким образом, сотрудникам ФПС, принятым на учет после 1 марта 2005 года, предоставление жилых помещений на условиях социального найма, законодательными актами не установлено, в отличие от сотрудников ФПС, принятых на учет до 1 марта 2005 года.

Право истца на участие в программе «Жилище», на получение государственного жилищного сертификата, будет производно от факта нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, путем предоставления ему жилья на условиях соцнайма, если он являлся таковым, т.е. нуждающимся, и был признан, путем постановки на учет нуждающихся, до 1 марта 2005 года.

Судом установлено и данное обстоятельство не опровергнуто ответчиком, что истец был изначально фактически принят на учет, как лицо нуждающееся в жилом помещении, до 1 марта 2005 года, а именно с 26.1.1997 года, когда было принято решение жилищной комиссии, оформленное протоколом №2 30.3.2001 года, по месту службы истца в ОГПС №1 МЧС России.

В дальнейшем, истец состоял в списках, как состоящий на учете нуждающихся в жилье, что следует из решений жилищно-бытовой комиссии за период с момента обращения с рапортом истца, в том числе, и на 1 марта 2005 года.

Данное также установлено из решения суда от 25.9.2013 года, согласно которого, истец восстановлен в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с 26.1.1997 года

Наличие у истца права пользования жилым помещением по адресу – Кемерово, Х не может свидетельствовать об отсутствии у такого лица права на улучшение жилищных условий, права на получение ГЖС.

Из статьи 51 ЖК РФ усматривается, что нуждаемость в улучшении жилищных условий не зависит от факта наличия или отсутствия у гражданина в собственности жилого помещения. Обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является именно уровень обеспеченности его и членов его семьи (бывших членов семьи) общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетная норма (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) устанавливается органом местного самоуправления.

Истец, как следует из материалов дела, является именно нуждающимся в жилом помещении, т.к. не обладает правами на жилое помещение, которое бы обеспечило ее, в достаточной мере жилой площадью, что следует из домовой книги, где зарегистрированы истец, собственник дома и еще 8 человек актов проверки жилищных условий проживания истца, имеющихся в учетном деле

Истец проживает в жилом помещении, которое предоставлено ему на условиях коммерческого найма жилья. Данное жилье, согласно договора найма предоставлено на 3 лиц – членов семьи истца, имеет общую площадь 71,3 кв.м. Жилье предоставлено только на определенный период – до 29.6.2016 года (на 5 лет).

Иного жилья на законном праве у истца, членов его семьи не имеется, что видно из справок органа Росреестра.

Именно временный характер проживания истца с семьей в жилом помещении, которое он занимает, и позволяет суду признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Совокупность всех данных обстоятельств, а именно стаж работы, с финансированием из федерального бюджета, более 10 лет, постановка на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, нуждаемость в жилом помещении, позволяет суду прийти к выводу об обоснованности требований истца, в части признания незаконными решения ответчика об исключении истца из списков лиц, состоящих на учете, как нуждающихся, в улучшении жилищных условий и отказе во включении в программу «Жилище».

Ответчик, заявляя о том, что истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий решением суда, вынесенного после 1 марта 2005 года, не представил доказательств, что истец первоначально не был принят на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении.

Наоборот, наличие первоначальной постановки в качестве нуждающегося на учет, сам факт снятия с учета, позволяют суду прийти к выводу, что истец действительно был принят на учет до 2005 года.

То обстоятельство, что ответчику не было предоставлено учетное дело на истца, не может быть поставлено в вину истцу, как основание для отказа истцу в участие в программе на получение ГЖС. Несоблюдение жилищной комиссией порядка ведения учетных дел и передачи этих дел, не может быть поставлено в вину гражданину.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать не законным решение, постоянно действующей комиссии Сибирского Филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», оформленное протоколом У от 00.00.0000 года.

Обязать Сибирский Филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», включить Панкратов В.Н., с семьей – 3 человека ( он сам, Панкратова О.А., Панкратова И.В.) в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным Законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Апелляционные жалоба может быть подана в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение можно получить через 5 дней в канцелярии суда

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья: Майко П.А.

2-2887/2015 ~ М-412/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Панкратов Валерий Николаевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярска
Судья
Майко П.А.
Дело на сайте суда
oktyabr--krk.sudrf.ru
04.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2015Передача материалов судье
09.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.04.2015Предварительное судебное заседание
15.06.2015Судебное заседание
15.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
14.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2016Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
08.02.2016Дело оформлено
08.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее