11RS0020-01-2021-000326-97 |
2-233/2021 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
22 апреля 2021 г. |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием представителей истца Рачко Е.Н., Казаченко В.С., представителя ответчика Пановой И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рачко Николая Романовича к Администрации муниципального района "Усть-Вымский" об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Рачко Е.Н., действуя в интересах Рачко Н.Р., обратилась в суд с иском к Администрации МР "Усть-Вымский" об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма равноценное занимаемой квартире, расположенной по адресу <Адрес>
В обоснование иска указала, что Рачко Н.Р. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу <Адрес> При тушении пожара в соседней квартире 01.09.2012, квартира истца была повреждена водой. По заключению Межведомственной комиссии муниципального образования сельского поселения "Айкино" (далее – МВК СП "Айкино") от 12.11.2012 <Номер> квартира признана пригодной для проживания, при условии проведения капитального ремонта. По заключению МВК СП "Айкино" от 14.01.2020 <Номер> квартира признана подлежащей капитальному ремонту. Не смотря на наличие двух заключений, а также нескольких представлений прокуратуры Усть-Вымского района, Администрация СП "Айкино" длительное время бездействует, и капитальный ремонт в квартире не производит, что дает истцу право на предоставление другого жилого помещения по договору социального найма.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал, что квартира истца непригодной для проживания в установленном порядке не признана, Рачко Н.Р. в установленном порядке не признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании представители истца предъявленные требования поддержали, представитель ответчика иск не признала, непосредственно сам истец в суд не явился, извещен надлежаще, причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, на основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав участников, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дела <Номер>, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании решения Исполнительного комитета Усть-Вымского районного Совета депутатов трудящихся Коми АССР от 01.04.1965 <Номер>, Г (мать Рачко Н.Р.), начиная с 14.05.1969, являлась нанимателем квартиры, расположенной по адресу <Адрес>
На момент смерти Г. 14.12.1997 в квартире, расположенной по адресу <Адрес>, совместно с нанимателем был зарегистрирован Г1 (сын нанимателя)
Начиная с 16.01.1998 в квартире, расположенной по адресу <Адрес> был зарегистрирован по месту жительства Рачко Н.Р.
14.04.1999 Г был снят с регистрационного учета по месту жительства в квартире, расположенной по адресу <Адрес>
В соответствии с п.2 ст.682 ГК РФ в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении. Аналогичные положения были закреплены в ч.1 ст.88 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения правоотношений.
Таким образом, начиная с 15.04.1999 нанимателем квартиры, расположенной по адресу <Адрес>, в связи со смертью Г и выбытием Г1 фактически стал Рачко Н.Р.
В соответствии с распоряжением Правительства РК от 17.10.2008 №391-р и на основании акта приёма-передачи муниципального имущества МР "Усть-Вымский", передаваемого в муниципальную собственность СП "Айкино" от 17.10.2008, квартира, расположенная по адресу <Адрес>, является муниципальной собственностью МО СП "Айкино" и внесена в реестр муниципальной собственности под номером <Номер>
Фактически сложившиеся между Рачко Н.Р. и администрацией СП "Айкино" правоотношения были закреплены 20.09.2012 путем заключения между сторонами договора социального найма жилого помещения, по условиям которого Рачко Н.Р. и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат в квартире общей площадью 53,1 кв.м., расположенной по адресу <Адрес>
Жилищным кодексом Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1 ст.1 и п.3 ст.2 ЖК РФ).
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ).
Как отмечается в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу ч.4 ст.15 ЖК РФ и пунктов 7, 42, 51, 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (далее – Положение) решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.
В данном Постановлении Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией, которое оформляется в виде заключения (п.47 Положения) и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Из материалов дела следует, что 12.11.2012 МВК СП "Айкино" провела обследование квартиры истца, в результате которого установила, что жилое помещение находится на первом этаже 2-х этажного деревянного многоквартирного дома, 1965 года постройки. В 1980 году производился капитальный ремонт жилого дома. По состоянию на 1985 год износ дома составлял 36 %
На момент обследования квартира имела повреждения после пожара, произошедшего 21.02.2008, причиной пожара послужила неосторожность при курении со стороны нанимателя, в результате которого огнем повреждена стена, потолок и пол на площади 15 кв.м. Косметический ремонт в квартире после пожара не производился. В связи с пожаром, произошедшим 01.09.2012 в квартире, расположенной этажом выше, в квартире, расположенной по адресу <Адрес>, потолок, стены залиты водой по всей площади помещения, что привело к повсеместному отслоению штукатурки. Необходимо провести капитальный ремонт полов, замену оконных блоков, обивки стен.
Согласно заключению МВК СП "Айкино" от 12.11.2012 <Номер> квартира, расположенная по адресу <Адрес> признана пригодной для постоянного проживания
14.01.2020 МВК СП "Айкино" на основании заявления Рачко Е.Н. провела обследование квартиры истца, в результате которого установила, что на момент осмотра верхняя часть входной двери имеет следы копчения, покрасочный слой имеет следы шелушения; в прихожей штукатурный слой частично разрушен до обрешетки, полы имеют перекос; на кухне штукатурный слой частично разрушен до обрешетки, отопительная печь частично разобрана, газовая плита отсутствует, система отопления демонтирована и заглушена; в туалетной комнате штукатурный слой частично разрушен до обрешетки; в комнатах штукатурный слой частично разрушен до обрешетки, между залом и смежной комнатой демонтирована отопительная печь, остатки фундамента от отопительной печи над полом не убраны, полы выпучены и имеют перекос; электропроводка не соответствует своему функциональному состоянию. По состоянию на 14.01.2020 процент физического износа жилого дома составляет 59 %
По результатам обследования МВК СП "Айкино" рекомендовано провести капитальный ремонт квартиры, расположенной по адресу <Адрес>, восстановить систему отопления, обшить стены и потолок отделочным материалом, выполнить перетяжку полов, демонтировать отопительную печь в кухне и в зале.
Согласно заключению МВК СП "Айкино" от 14.01.2020 <Номер> квартира, расположенная по адресу <Адрес> признана подлежащей капитальному ремонту и реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения
В соответствии с абз.3 п.47 Положения комиссия может по результатам работы принять решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.
Таким образом, на сегодняшний день имеется решение полномочной межведомственной комиссии о признании квартиры, расположенной по адресу <Адрес>, подлежащей капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении.
В соответствии со ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст.87 ЖК РФ).
В силу положений ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.86 – ст.88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Как отмечается в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Вопреки утверждениям истца, из материалов дела следует, что в установленном Положением порядке жилой дом <Адрес> не признан аварийным и подлежащим сносу, квартира, расположенная по адресу <Адрес> не признана непригодной для проживания, истец с 2012 года фактически проживает в квартире по адресу <Адрес>, в связи с чем, опасность для его жизни и здоровья квартира, расположенная по адресу <Адрес> не представляет.
Следовательно, предусмотренных ст.ст.86, 87, 89 ЖК РФ оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, не имеется.
Кроме того в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Также вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, выселяемым из жилых домов, признанных в установленном законом порядке аварийными, и подлежащих сносу (ст.86 ЖК РФ).
Предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с ч.3 ст.40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.55 ЖК РФ).
Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
По информации администрации СП "Айкино" истец на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма не состоит, статус малоимущего ему не присваивался.
Таким образом, в отсутствие доказательств объективной нуждаемости истца в жилом помещении, суд не находит оснований для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Рачко Николая Романовича к Администрации муниципального района "Усть-Вымский" об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры общей площадью не менее 53,1 кв.м – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
|
| ||||
|
| |||
|
| |||