Дело № 33-2565/2020
(в суде первой инстанции дело № 2-781/2018)
определение
г. Тюмень | 25 мая 2020 года |
Судья Тюменского областного суда Можаева С.Г.,
рассмотрев частную жалобу ООО «ТРАСТ» на определение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 17 января 2020 года, которым постановлено:
«Заявление ООО «ТРАСТ» о процессуальном правопреемстве по гражданскому делу по иску АО «АЛЬФА-БАНК» к Столбовой Валерии Владимировне о взыскании задолженности возвратить заявителю»,
установил:
30 января 2018 года Калининским районным судом г. Тюмени по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, предусмотренного Главой 21.1 ГПК РФ, было принято решение об удовлетворении исковых требований АО «Альфа-Банк» к Столбовой В.В. о взыскании задолженности по соглашению о кредитовании.
06 декабря 2019 года от ООО «ТРАСТ» в Калининский районный суд г. Тюмени поступило заявление о замене взыскателя АО «Альфа-Банк» на его правопреемника ООО «ТРАСТ» по решению Калининского районного суда г. Тюмени от 30 января 2018 года. Требование мотивировано тем, что между АО «Альфа-Банк» и ООО «ТРАСТ» 20 июня 2019 года был заключен договор уступки прав (требований), в соответствии с которым к ООО «ТРАСТ» перешло в том числе право требования задолженности по кредитному договору, заключенному АО «Альфа-Банк» с должником Столбовой В.В.
Определением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 13 декабря 2019 года указанное заявление было оставлено без движения, с указанием на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие направление взыскателю и должнику копий заявления о процессуальном правопреемстве с приложенными к нему документами, а также надлежащим образом заверенная выписка из акта приема-передачи к договору уступки прав требований, подписанная обеими сторонами. Заявителю предложено устранить указанные в определении недостатки в срок до 09 января 2020 года.
Определением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 17 января 2020 года заявление ООО «ТРАСТ» о процессуальном правопреемстве было возвращено заявителю, так как недостатки, указанные в определении об оставлении заявления без движения, устранены не были.
С вышеуказанным определением судьи не согласно ООО «ТРАСТ», в частной жалобе просит определение суда первой инстанции отменить, разрешить вопрос по существу, удовлетворив заявление о процессуальном правопреемстве.
В обоснование указывает, что рассмотрение заявления о процессуальном правопреемстве осуществляется в порядке ст. 44 ГПК РФ, которой не предусмотрено оставление заявления без движения.
Считает, что разрешение вопроса о замене стороны правопреемником не связано с рассмотрением материального правового спора, а потому при разрешении вопроса о принятии заявления о процессуальном производстве не может иметь место применение аналогии п. 6 ч. 132 ГПК РФ.
Отмечает, что заявление о процессуальном правопреемстве не является исковым заявлением, и его подачей не инициируется возбуждение гражданского дела в связи с чем применение положений главы 12 ГПК РФ в данном случае недопустимо.
Обращает внимание также, что представленная выписка из акта- приема-передачи прав (требований) к договору прав (требований) является воспроизведением фрагмента содержания документа по причине большого объема его содержания и наличия сведений о иных физических лицах, выписка надлежащим образом заверена уполномоченным представителем и является допустимым доказательством факта уступки права требования (л.д. 73-74).
На частную жалобу поступили возражения ответчика Столбовой В.В., которая просит оставить определение суда первой инстанции без изменения, а частную жалобу без удовлетворения (л.д. 91).
В порядке частей 3, 4 ст. 333, ст. 335.1 ГПК РФ, частная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела в пределах доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции находит определение судьи не подлежащим отмене либо изменению.
В соответствии с ч. 1 ст. 136 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в ст. ст. 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
В силу положений статьи 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют, а также прилагается уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приведенные нормы возлагают на заявителя обязанность на стадии подачи заявления оформить его надлежащим образом, указать обстоятельства, с которыми он связывает необходимость процессуального правопреемства, приложить к заявлению доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, поскольку в случае невыполнения данных требований суд лишен возможности принять заявление к производству суда.
Согласно части 2 статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Судья возвращает исковое заявление в случае, если не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда (п. 7 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)
Оставляя без движения указанное выше заявление, судья исходил из того, что оно подано с нарушениями ст. 132 ГПК РФ, что выразилось в отсутствии документов, подтверждающих направление участвующим в деле лицам копии заявления о процессуальном правопреемстве и приложенных к нему документов, а также предоставление выписки из акта приема-передачи к договору уступки прав требований оформленной не надлежащим образом.
Возвращая заявление на основании ст. 135 ГПК РФ, судья указал на то, что недостатки, изложенные в определении об оставлении заявления без движения, ООО «ТРАСТ» в установленный срок не устранены.
Приведенные выводы суд апелляционной инстанции находит правильными, соответствующим положениям норм гражданского процессуального законодательства, а доводы частной жалобы об отсутствии оснований для применения процессуального закона по аналогии признаются судом апелляционной инстанции ошибочным толкованием заявителем норм, не влекущим отмену судебного акта.
В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права) (ч. 4 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно положений статьи 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
При этом, рассмотрение судом вопроса о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства осуществляется применительно к правилам, установленным статьей 440 ГПК РФ, в судебном заседании с извещением судебного пристава-исполнителя, сторон исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника в десятидневный срок.
Суд апелляционной инстанции считает, что сокращенный срок для рассмотрения заявления предполагает самостоятельное направление заявителем другим лицам, участвующим в деле, копий таких заявлений и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, и представление в суд соответствующих доказательств такого направления.
Поскольку в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации нет нормы права, регулирующей правила взаимодействия с заявителями в ходе стадии исполнения судебного решения в том случае, если они не направили копии документов второй стороне, то есть не раскрыли перед ней свою позицию и все доказательства, следовательно, судья первой инстанции правильно на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ применил по аналогии закона правовые нормы, закрепленные в главе 12 ГПК РФ, в частности статью 136 ГПК РФ и оставил заявление ООО «ТРАСТ» без движения, предложив устранить поименованные недостатки, а именно, представить документы, подтверждающие направление или вручение заявления с приложенными к нему документами участвующим в деле лицам, и надлежащим образом заверенную выписку из акта приема-передачи к договору уступки прав требований, подписанную обеими сторонами.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку обоснованные требования судьи, изложенные в определении об оставлении заявлении без движения, заявителем в установленный судом срок исполнены не были, то определение судьи о возвращении ООО «ТРАСТ» заявления о процессуальном правопреемстве с приложенными документами является законным и обоснованным.
Каких-либо иных правовых доводов, влекущих отмену определения, частная жалоба не содержит, обжалуемое определение является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам частной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л :
определение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 17 января 2020 года оставить без изменения, а частную жалобу ООО «ТРАСТ» без удовлетворения.
Судья
Тюменского областного суда С.Г. Можаева