Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2237/2021 ~ М-2504/2021 от 23.08.2021

УИД: 58RS0027-01-2021-006206-21

Дело №2-2237/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2021 года г.Пенза

Октябрьский районный суд города Пензы

в составе председательствующего судьи Сидорова Т.В.,

при секретаре          Хамзиной Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Пензе гражданское дело по иску Ковылкова Юрия Николаевича к ФСИН России, УФСИН России по Пензенской области о признании решения о снятии с учета незаконным, восстановлении на учете,

УСТАНОВИЛ:

Ковылков Ю.Н. обратился в суд с иском УФСИН России по Пензенской области о признании решения о снятии с учета незаконным, восстановлении на учете, указывая, что он проходил службу в уголовно-исполнительной системе РФ в должности младшего инспектора 1 категории отдела охраны ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области, общая продолжительность службы 18 лет 10 месяцев 8 дней, уволен 28.06.2021 г. На основании решения комиссии ФСИН от 16.08.2016 г., протокол №61 с 11.03.2014 г. он поставлен на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 4 чел. (он, супруга и дочери Валерия и Ксения). Ранее ему единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась. Он представил сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых на основании договора социального найма или принадлежащих на праве собственности ему или членам его семьи, от 26.11.2018 г., согласно которым им и членами его семьи получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья от 09.11.2011 серии АА №00393. Рапортом от 29.09.2020 г. он просил внести изменения в свое учетное дело в связи с рождением дочери Екатерины, представил документы о принадлежащих ему и членам его семьи жилых помещениях, сообщил, что у него имеются условия, указанные в п.2 ч.3 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 г. №283-ФЗ. Согласно справке УФСИН он в период прохождения службы БФП и ГЖ не получал, жилыми помещениями не обеспечивался. Однако решением комиссии ФСИН от 26.05.2021 г., протокол №6 он был снят с учета на основании пп. «г» п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. №369 (в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения указанной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет)), конкретные обстоятельства снятия с учета не отражены. Однако данное основание не подлежало применению, обстоятельства постановки его на учет не изменились. Из положений ст.4 Федерального закона №283-ФЗ, п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты следует, что сотрудник за весь период государственной службы один раз имеет право на названную выше выплату и при постановке на учет он должен информировать о непредоставлении ему ранее во всех местах прохождения государственной службы выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения. Ранее, 09.11.2011 г. его семье на состав семьи 4 чел. была предоставлена выплата (субсидия) на приобретение жилого помещения по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. в размере 661500 руб., субсидия предоставлялась без учета родившейся позднее дочери Екатерины, с помощью этой субсидии была приобретена квартира по ул.8 Марта,19-27, документы о приобретении квартиры с использованием субсидии были представлены в комиссию ФСИН при постановке на учет, то есть обстоятельства, существовавшие на момент постановки на учет, не изменились. Исходя из цели и задач указанной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», предоставление такой социальной выплаты не связано с прохождением государственной службы, положениями Федерального закона №283-ФЗ не предусмотрено предоставление сотрудником сведений о ранее полученных им либо членами его семьи социальных выплатах для приобретения жилого помещения, не связанных с прохождением ими государственной службы; таким образом, юридически значимым является только наличие необходимого стажа службы, нуждаемость в жилом помещении и наличие ранее реализованного права на улучшение жилищных условий по прежним местам прохождения государственной службы. На основании изложенного просил признать решение комиссии ФСИН России от 26.05.2021 г. о снятии его с учета незаконным, обязать ФСИН России восстановить его на учете, исчисляя срок с 11.03.2014 г., с учетом при расчете размера выплаты пяти членов его семьи.

Впоследствии к участию в деле в качестве ответчика привлечено УФСИН России по Пензенской области (т.к. в настоящее время постановка на учет осуществляется в территориальном органе ФСИН).

Истец - Ковылков Ю.Н. - в настоящем судебном заседании исковые требования и указанные в иске доводы поддержал, как и ранее изложенное им в ходе рассмотрения дела, где уточнил, что он, действительно, при постановке на учет не предоставлял документы о получении им выплаты рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», но сообщил об этом устно секретарю (доказательств чему не имеет), но ему было пояснено, что эта выплата значения для постановки на учет не имеет, т.к. он получал ее не по месту службы; только в 2020 г. указанные обстоятельства открылись, и ему сказали предоставить документы о всех выплатах. Он не знал, что только 1 раз сотрудник ФСИН имеет право улучшить свои жилищные условия за счет бюджета.

Представитель истца на основании ордера Лисунова Е.Н. поддержала доводы своего доверителя, дополнительно указав, что финансирование подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» осуществляется за счет средств местного, а не федерального бюджета. Ее доверитель не был обязан сообщать о произведенной ранее выплате, с него такие сведения и не спрашивали. Уточнила, что требование о признании решения комиссии ФСИН незаконным они предъявляют к ФСИН России, но, поскольку в настоящее время на учет сотрудник ставится в территориальном органе ФСИН, требование о постановке на учет они предъявляют и к ФСИН России, где ответчик ранее стоял на учете и откуда его необоснованно сняли, и к УФСИН по Пензенской области, суд должен определить, где должна быть осуществлена постановка на учет.

Представитель ответчиков - ФСИН России, УФСИН России по Пензенской области - по доверенностям Ахмерова В.Р. возражала против удовлетворения иска, поддержав доводы письменных возражений, где указано, что при подаче рапорта о внесении изменений в учетное дело истцом были представлены сведения о том, что им и членами его семьи в 2011 г. было получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (строительство дома), ранее в 2014 г. он об этом не сообщил. При этом в силу ст.4 ФЗ №283-ФЗ улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз, такое ограничение следует и из п.1 ч.1 ст.56 ЖК РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения в случае получения бюджетных средств на приобретение или строительство жилья; как указано в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 г. №326-О лицо вправе выбрать один из способов реализации права на жилище, социальные выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений имеют одинаковый правовой статус, являюсь бюджетными ассигнованиями как социальное обеспечение населения (п.1 ст.74.1 БК РФ). Таким образом, истец реализовал свое право на получение единовременной социальной выплаты 1 раз за период государственной службы, осуществил улучшение жилищных условий, в связи с чем у него отсутствует право на повторное предоставление меры социальной поддержки. Считала УФСИН России по Пензенской области ненадлежащим ответчиком, т.к. оно постановку на учет и снятие с учета не производило.

Представитель третьего лица - ФКУ «Жилищно-коммунальное управление УФСИН России по Пензенской области» - по доверенности Гарцев В.Е. с иском не согласился, поскольку истцом при постановке на учет не было сообщено о произведенной ему выплате, поддержал доводы представителя ответчиков.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

В силу ч.5 ст.4 указанного Федерального закона единовременная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Также данным пунктом определен перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Таким образом, в соответствии с названными нормами закона в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения установлена обязанность сотрудника указывать информацию о полученных ранее единовременных выплатах (субсидиях) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 15 вышеназванных Правил N 369 сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

В судебном заседании установлено, подтверждается в том числе выпиской из приказа №171-лс от 25.06.2021 г., что Ковылков Ю.Н. (истец по делу) проходил службу в уголовно-исполнительной системе РФ в должности младшего инспектора 1 категории отдела охраны ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области, общая продолжительность службы 18 лет 10 месяцев 8 дней, уволен 28.06.2021 г.

Судом также установлено, что в период службы, а именно 11.03.2014 г. Ковылков Ю.Н. обратился во ФСИН России с рапортом о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; представлены документы на состав семьи 4 чел. (он, супруга и дочери Валерия и Ксения); указано, что с 17.03.2012 г. заявитель с семьей проживают по адресу: <адрес> в квартире площадью 52,9 кв.м, всем указанным лицам принадлежат по ? доли в праве; ранее с 05.10.2020 г. по 17.03.2012 г. они были зарегистрированы в квартире по <адрес>, принадлежавшей по 1/6 доле заявителю и его дочери Ксении, по 1/3 доли супруге заявителя и его дочери Валерии; ранее заявитель с 2008 г., супруга с 2006 г., а дочь с 2007 г. по 07.09.2020 г. были зарегистрированы в жилом помещении (комнате) по <адрес>, общ (принадлежали по ? доли в праве супруге и дочери заявителя).

В связи с указанным рапортом на основании решения комиссии ФСИН от 16.08.2016 г., что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии №61, заявитель составом семьи 4 человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 11.03.2014 г.; при этом в протоколе указано, что ранее Ковылкову Ю.Н. социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения не предоставлялась.

При этом истец и в настоящем судебном заседании не отрицал, что при предоставлении документов 11.03.2014 г. он не представлял документы и не сообщал письменно о том, что в 2011 г. им было получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья от 09.11.2011 серии АА (копия - в деле) в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.; данная выплата была получена истцом и реализована в размере 661500 руб. при приобретении вышеуказанной квартиры по <адрес>.

Указанное прямо следует из заявления (рапорта) истца от 11.03.2014 г., где заявителем указано, что ему и членам его семьи социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения не предоставлялась.

Рапортом от 29.09.2020 г. истец просил внести изменения в свое учетное дело в связи с рождением дочери Екатерины, представил документы о принадлежащих ему и членам его семьи жилых помещениях, сообщил, что у него имеются условия, указанные в п.2 ч.3 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 г. №283-ФЗ; в указанном рапорте истцом прямо указано, что он гарантирует, что ранее по всем местам прохождения государственной службы единовременные социальные и иные выплаты (субсидии) на улучшение жилищных условий не предоставлялись.

Такая же гарантия отражена истцом в его рапорте от 12.05.2021 г.

Представленным в материалах дела решением комиссии ФСИН от 26.05.2021 г., что следует из выписки из протокола №6, истец был снят с учета для получения указанной выплаты на основании пп. «г» п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. №369 (в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения указанной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет)).

Вопреки доводам истца, из протокола прямо следуют основания такого решения: указано, что ранее заявитель не указывал сведений о получении социальной выплаты, но затем предоставил сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений у него и членов его семьи от 29.09.2020 г., согласно которым заявителем и членами его семьи было получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 09.11.2011 г. серия ААА №00393; заявитель предоставил сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений у него и членов его семьи от 12.05.2021 г., в которых заявителем и членами его семьи не указано, получались или нет денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений, субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи или государственные жилищные сертификаты.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что принятое комиссией ФСИН решение от 26.05.2021 г. соответствует подпункту "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.

Доводы истца, что предоставление ему ранее выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» не связано с возможностью предоставления единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом N 283-ФЗ, основаны на неверном толковании норм права.

Исходя из смысла правовых норм, установленных статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз.

Такое ограничение на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки на приобретение жилья однократностью его реализации следует и из п.1 ч.1 ст.56 ЖК РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения в случае получения бюджетных средств на приобретение или строительство жилья.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено содействие в улучшении жилищных условий независимо от формы данного содействия сотруднику ФСИН за счет средств федерального бюджета один раз, возможность повторной реализации гарантированного государством права на обеспечение жильем не предусмотрена.

Вопреки доводам истца, обеспечение подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, наряду с прочим, также осуществлялось за счет средств федерального бюджета (предоставляемых в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограмм); данная программа также направлена на оказание мер социальной поддержки нуждающимся в улучшении жилищных условий (в том числе не исключается, что сотрудникам УФСИН), как и настоящая выплата, иное толкование позволяло бы неоднократное использование средств федерального бюджета и не исключало бы размер выплаты при ее неоднократном произведении даже за пределами стоимости жилого помещения.

При указанных обстоятельствах размер ранее произведенной выплаты, ее назначение без учета позже родившейся дочери Екатерины, наличие нуждаемости в жилом помещении исходя из площади принадлежащего жилого помещения и количества членов семьи не свидетельствуют о незаконности решения о снятии с учета, поскольку названные сведения влияли на принятие решения о постановке на учет (ранее истец реализовывал право на улучшение жилищных условий), но не были сообщены истцом.

При вынесении решения суд также соглашается с доводами представителя ответчиков о том, что требования к УФСИН России по Пензенской области заявлены необоснованно, т.к. оно постановку на учет и снятие с учета не производило.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ковылкова Юрия Николаевича к ФСИН России, УФСИН России по <адрес> о признании решения о снятии с учета незаконным, восстановлении на учете оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

2-2237/2021 ~ М-2504/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ковылков Юрий Николаевич
Ответчики
Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Пензенкой области
Другие
ФСИН России
ФКУ "Жилищно -коммунальное управление УФСИН России по Пензенской области"
Суд
Октябрьский районный суд г. Пензы
Судья
Сидоров Т.В.
Дело на странице суда
oktyabrsky--pnz.sudrf.ru
23.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2021Передача материалов судье
24.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2021Подготовка дела (собеседование)
08.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
14.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее