Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1073/2016 (2-11640/2015;) ~ М-11380/2015 от 15.12.2015

Дело № 2-1073/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2016 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Ветрогон Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аббасова С. С. оглы к Администрации Петрозаводского городского округа о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Иск предъявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, прилегающего к принадлежащему ему земельному участку для целей благоустройства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении земельного участка. Ссылаясь на положения статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, истец просит признать отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район здания .

В судебное заседание истец не явился, извещен судом о рассмотрения дела. Его представитель адвокат Тинус В.В., действующий на основании ордера, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела, до начала судебного заседания представили отзыв на исковое заявление, в котором выразили о несогласии с заявленными исковыми требованиями.

В судебное заседание представитель третьего лица не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела, до начала судебного заседания представили отзыв.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Аббасов С.С.оглы обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении в собственность путем проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , прилегающего к земельному участку с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м.– для благоустройства прилегающей территории.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация сообщила истцу, что предоставление земельного участка возможно.

По результатам рассмотрения заявления Администрацией Петрозаводского городского округа ДД.ММ.ГГГГ издано постановление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. на кадастровом плане территории в районе здания по <адрес> для размещения элементов благоустройства.

На основании указанного постановления за счет истца были выполнены кадастровые работы и ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью – <данные изъяты> кв.м.

Данный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., который принадлежит Аббасову С.С. оглы на праве собственности, что подтверждается документально.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Администрации был осуществлен выезд на место в целях обследования испрашиваемого участка, в результате чего установлен факт самовольного захвата земельного участка, испрашиваемого для благоустройства территории, а именно земельный участок с трех сторон огорожен металлически забором, очищен от травянисто-кустарниковой растительности, выровнен и отсыпан гравием.

Истец, не согласившись с действиями Администрации по отказу ему в предоставлении земельного участка, обратился в суд с настоящим иском.

В силу статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Земельный участок испрашивается истцом для благоустройства, то есть для целей, не связанных со строительством, что не оспаривается Администрацией. Порядок предоставления земельного участка для указанных целей ранее был определен статьей 34 ЗК РФ.

В настоящее время порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован разделом V.1 Земельного кодекса РФ.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.

На основании изложенного принятие генерального плана и Правил землепользования и застройки на территории Петрозаводского городского округа является компетенцией органа местного самоуправления городского округа. Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.

Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.

Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Карелия и Петрозаводского городского округа и являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

Согласно статье 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно статье 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Истец в установленном законом порядке обратился в Администрацию за предоставлением спорного участка. При этом на момент его обращения уже действовали указанные Правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми и было принято решение о предоставлении спорного участка.

Согласно статье 60 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа в природно-рекреационной зоне предусмотрено использование земельноых участков для благоустройства. Испрашиваемый истцом земельный участок находится в природно-рекреационной зоне, разрешенное использование установлено «элементы благоустройства», категория земель «земли населенных пунктов», смежный земельный участок находится в собственности истца и используется им для эксплуатации здания. Испрашиваемый истцом земельный участок предполагает его вспомогательное использование в целях, связанных с основным видом разрешенного использования смежного земельного участка, принадлежащего Аббасову С.С. оглы. Таким образом, предоставление участка для целей благоустройства в указанной зоне не противоречит указанным положениям Правил, в связи с чем основания для предоставления указанного участка у Администрации имелись.

Кроме того, по мнению суда, распоряжение земельными участками должно осуществляться уполномоченным органом рационально, так как одной из целей такого распоряжения является, в том числе пополнение бюджета. Спорный участок не может быть сформирован для целей индивидуального жилищного строительства ввиду незначительности его площади, не испрашивается иными лицами для иных целей. При таких обстоятельствах решение об отказе в его представлении представляется не только не логичным, но и принятым вопреки исполнению возложенных на орган местного самоуправления полномочий по распоряжению земельными участками.

С учетом изложенных обстоятельств, правовых оснований для принятия решения об отказе в предоставлении спорного земельного участка заявителю в рассматриваемой ситуации у органа местного самоуправления не имелось. В связи с чем требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, а нарушенные права восстановлению путем понуждения Администрации принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, район здания по <адрес>. При этом судом принимается во внимание, что Администрацией не было указано на наличие иных предусмотренных нормами действующего законодательства оснований для отказа в предоставлении Аббасову С.С. оглы земельного участка, учитывая состоявшееся в установленном порядке его обращение за предоставлением земельного участка, а также разрешение от ДД.ММ.ГГГГ о сносе зеленых насаждений.

Согласно статье 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, оснований для выхода за пределы заявленных требований у суда не имеется.

Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении Аббасову С. Салех оглы земельного участка с кадастровым номером , оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, район здания по <адрес>.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Аббасова С. С. оглы расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Франгулова

Мотивированное решение составлено 18.01.2016 г.

2-1073/2016 (2-11640/2015;) ~ М-11380/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Аббасов Сабир Салех оглы
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Государственный комитет по Управлению государственным имуществом и организации закупок
Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Франгулова О.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
15.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2015Передача материалов судье
15.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2016Судебное заседание
18.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2016Дело оформлено
19.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее