Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-138/2013 ~ М-111/2013 от 14.06.2013

Дело , 2013 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

поселок Пушкинские Горы ДД.ММ.ГГГГ

    Пушкиногорский районный суд Псковской области в составе:

Председательствующего Е.Е. Миллер

при секретаре И.Н. Турьяновой

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Войтенко В.А. об обжаловании отказа Открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк», Псковский РФ ОАО «Россельхозбанк» (далее – «Россельхозбанк») в перечислении средств социальной выплаты для приобретения жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

    Заявитель обратилась в суд с вышеуказанными требованиями. В обоснование изложила следующее, администрацией Пушкиногорского района Псковской области, ее семья, состоящая их трех человек, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, была признана нуждающейся в жилых помещениях, с целью участия в областной долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011 – 2015 годы».

    ДД.ММ.ГГГГ, выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, как молодой семье, являющейся участницей областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011 – 2015 годы», в составе: С., Войтенко В.А., С..

    После выдачи вышеуказанного Свидетельства, ДД.ММ.ГГГГ, у заявителя родился второй ребенок С..

    ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с договором купли-продажи <адрес>, расположенной по адресу: Псковская область, Пушкиногорский район, д. <адрес>, <адрес>, С., Войтенко В.А., действующая также от имени своих несовершеннолетних детей: С. и С., приобрели в общую долевую собственность вышеуказанную квартиру, по ? доле, каждому, в соответствии с действующим законодательством.

    В связи с тем, что Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, было выдано на состав семьи, состоящий из трех человек, и в связи с тем, что общая площадь приобретенного жилого помещения, в расчете на каждого члена молодой семьи составила меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, «Россельхозбанк» отказал семье заявителя в перечислении средств социальной выплаты в оплату стоимости квартиры.

    Войтенко Н.А. просит признать незаконным отказ «Россельхозбанка» в перечислении средств социальной выплаты в оплату стоимости квартиры, так как, заявитель родила второго ребенка после выдаче ее семье Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством, при приобретении жилого помещения, несовершеннолетние члены семьи в обязательном порядке включаются в число сособственников приобретенного жилого помещения.

    В судебном заседании Войтенко Н.А. требования, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме. Из объяснений, данных в ходе судебного разбирательства следует, что ее семья, на момент сбора и оформления всех необходимых документов, для участия в областной долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011 0 2015 годы», состояла из трех человек.

    ДД.ММ.ГГГГ, ее семье, на тот момент состоящей из трех человека, было выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

    После получения вышеуказанного Свидетельства, ДД.ММ.ГГГГ, в их семье родился второй ребенок С..

    ДД.ММ.ГГГГ, семья заявителя приобрела в общую долевую собственность по ? доле каждому, <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, д<адрес>, <адрес>, общей площадью 52,1 кв.м.

    ДД.ММ.ГГГГ, на основании вышеуказанного договора купли-продажи, семья заявителя зарегистрировала право общей долевой собственности, доля в праве ? на данную квартиру в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области и получила Свидетельства о государственной регистрации права.

    После чего, направила все необходимые документы в «Россельхозбанк» для перечисления средств социальной выплаты в оплату стоимости приобретенной квартиры.

    Однако, «Россельхозбанк» отказал в перечислении вышеуказанных средств по тем основаниям, что общая площадь приобретенного жилого помещения, в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, выдано, исходя из состава ее семьи три человека.

    Войтенко Н.А. полагает данный отказ незаконным, так как в соответствии с действующим законодательством, несовершеннолетние дети автоматически участвуют в долевой собственности при приобретении жилого помещения.

    Также суду пояснила, что на сегодняшний день, они полностью произвели ремонт в данном жилом помещении, на которые потратили значительные денежные средства, также в данном населенном пункте д. Исса, отсутствуют квартиры, которые бы соответствовали вышеуказанным требованиям. На сегодняшний день, в случае отказа в перечислении средств социальной выплаты, ее семья не имеет другого жилого помещения для проживания.

    В судебном заседании представитель «Россельхозбанка» Т.А. Соловьева, уполномоченная надлежащей доверенностью, полагает заявление Войтенко Н.А. не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

    Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, было выдано ДД.ММ.ГГГГ молодой семье, являющейся участницей областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011 – 2015 годы», в составе: С., Войтенко В.А. и С..

    Однако, в соответствии с представленными в банк документами, квартира общей площадью 52,1 кв.м., расположенная в <адрес>, д. <адрес>, <адрес> приобретена в собственность 4 членов семьи: Войтенко В.А., С., С., С.

    В результате, общая площадь приобретенной квартиры в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, составляет 13,025 кв.м.

    В соответствии с п. 35 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2011 – 2015 годы, приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории Псковской области.

    Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья.

    Решением Собрания депутатов Пушкиногорского района от 04.05.2010 г. № 171 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», установлена учетная норма площади жилого помещения в размере менее 16 кв.м., общей площади жилого помещения на одного человека для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Таким образом, общая площадь приобретенного жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья, что нарушает п. 35 Правил и является основанием для отказа в перечислении средств социальной выплаты в оплату стоимости квартиры.

    В связи с чем, представитель «Россельхозбанка» Т.А. Соловьева, полагает отказ банка законным и обоснованным, требования Войтенко Н.А. не подлежащими удовлетворению.

    Представитель третьего лица – директор ГКУСО «Центр социального обслуживания Пушкиногорского района» О.А. Данченко, в судебном заседании пояснила, что действительно, семья заявителя является участником областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области на 2011 – 2015 годы». Семье заявителя, в соответствии с названной программой, было выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в котором состав семьи, на момент выдачи состоял из трех человек.

    В декабре 2012 года, то есть после получения вышеуказанного Свидетельства, срок которого ограничен девятью месяцами, Войтенко Н.А. родила вторую дочь, в связи с чем, при приобретении жилого помещения - квартиры, несовершеннолетняя дочь, в соответствии с законом, указана как участник общей долевой собственности на приобретенную квартиру, размер доли составил ?, таким образом, норма общей площади жилого помещения из расчета на каждого члена молодой семьи, составила меньше установленной нормы площади жилого помещения, установленной Собранием депутатов Пушкиногорского района.

    Учреждение не возражает против удовлетворения требований Войтенко В.А., в связи с тем, что данная семья, не имеет другого жилого помещения, сложившаяся ситуация, является неординарной, с учетом интересов несовершеннолетних детей, Управление, в случае удовлетворения требований заявителя, перечислит «Россельхозбанку» денежные средства, в соответствии с областной долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей <адрес>».

    Суд, выслушав заявителя, представителя «Россельхозбанка» и представителя ГКУСО «Центр социального обслуживания <адрес>», исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

    Пунктом 1 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Администрации области от 10 мая 2011 г. № 165 (в ред. постановлений Администрации Псковской области от 14.11.2011 № 446, от 03.04.2012 № 159) установлен порядок предоставления молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в рамках реализации областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2011-2015 годы (далее – Программа), направленной на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050.

    В соответствии с п. 3 вышеназванных Правил, право молодой семьи – участницы Программы на получение социальной выплаты возникает после включения молодой семьи в список молодых семей на получение социальных выплат в соответствующем году, утвержденный Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области (далее – Управление), и удостоверяется именным документом – свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее – свидетельство), которое не является ценной бумагой.

    Из материалов дела следует, согласно свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство жилого дома, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением, молодой семье в составе: С., 1988 года рождения, Войтенко В.А., 1988 года рождения и С., 2010 года рождения, являющейся участницей Программы, предоставлена социальная выплата, в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

    В соответствии с п. 32 Правил, предоставление социальной выплаты молодой семье – владельцу свидетельства осуществляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном Управлением в соответствии с критериями отбора банков, установленными уполномоченным органом, для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям – участникам Программы (далее – банк).

    Пунктом 33 вышеназванных Правил, предусмотрено, что в договоре банковского счета устанавливаются условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношения банка и владельца свидетельства, на чье имя открыт банковский счет (далее – распорядитель счета), а также порядок перевода средств с банковского счета. В договоре банковского счета могут быть указаны лицо, которому доверятся распоряжаться указанным счетом, а также условия перечисления поступивших на банковский счет распорядителя счета средств.

    ДД.ММ.ГГГГ, между ОАО «Россельзохбанк» и Войтенко Н.А., владельцем свидетельства, заключен договор .3207 банковского счета получателя социальной выплаты в рамках областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области».

    В соответствии с п.п. 2.3 п. 2 вышеназванного Договора, для осуществления перечислений денежных средств со Счета при совершении операции по Счету, Клиент обязан предъявлять документ, удостоверяющий личность, и иные документы, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, правилами, установленными в Банке и настоящим Договором, а также Клиент обязан представить в Банк следующие дополнительные документы:

- договор купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности Клиента – получателя социальной выплаты и членов его семьи, указанных в Свидетельстве, на приобретаемое жилое помещение.

    Согласно Свидетельства о рождении серии I-ДО , выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением ЗАГС <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ у С. и Войтенко В.А. родилась дочь – С., о чем составлена запись акта о рождении .

    В соответствии с договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, С., Войтенко В.А., являясь законным представителем, и действующая в интересах несовершеннолетних С. и С. приобрели в общую долевую собственность, доля в праве ? <адрес>, общей площадью 52, 1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> произвели государственную регистрацию права, что подтверждается Свидетельствами от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области.

    Свой отказ ОАО «Россельхозбанк» мотивировал тем, что общая площадь приобретенной Войтенко Н.А. квартиры, в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, составляет 13,025 кв.м.

    В соответствии с п. 35 Правил, молодая семья имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.

    Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории Псковской области.

    Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья.

    Согласно п. 1 Решения Собрания депутатов Пушкиногорского района Псковской области от 04 мая 2010 г. № 171 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», установлении учетная норма площади жилого помещения, в размере менее 16 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Согласно п. 39 Правил, приобретаемое жилое помещение (созданный объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.

    Таким образом, анализируя вышеперечисленные документы, ОАО «Россельхозбанк» имел все основания для отказа в перечислении молодой семье Войтенко Н.А. средств социальной выплаты.

    Вместе с тем, с учетом объяснений заявителя, которая в судебном заседании пояснила, включая несовершеннолетнюю дочь Степанову В.А., которая родилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть после получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья в число сособственников приобретенного жилого помещения, она действовала исключительно в интересах несовершеннолетней дочери, в связи с чем, суд приходит к выводу, что сложившаяся ситуация, является исключительной и приходит к следующему.

    Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7); при этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей (статья 38, части 1 и 2).

    Конституционные цели социальной политики Российской Федерации обусловлены признанием Конституцией Российской Федерации высшей ценностью человека, его прав и свобод, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечения правосудием (статьи 2 и 18). Применительно к реализации закрепленного статьей 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на жилище, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), это означает, что правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации государственную, в том числе судебную защиту данного конституционного права, которая должна быть полной и эффективной.

    Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются родительские обязанности и коррелирующие им права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

    Так, согласно Декларации прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года) ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27). При этом Конвенция возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

    Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющая право на уважение частной и семейной жизни, в ее истолковании Европейским Судом по правам человека обязывает национальные власти обеспечивать соблюдение справедливого баланса между конкурирующими интересами и при определении такого баланса особое значение придавать коренным интересам ребенка, которые в зависимости от их характера и важности могут иметь приоритет над аналогичными интересами родителей.

    Конкретизируя предписания статей 7 (часть 1), 38 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 60, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, и корреспондирующие этим предписаниям положения международных актов, федеральный законодатель – исходя из того, что несовершеннолетние дети, по общему правилу, находятся на попечении родителей, которые вправе и обязаны официально действовать в их интересах в качестве законных представителей, - должен устанавливать эффективные механизмы обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, недопущения их дискриминации, восстановления нарушенных прав ребенка, если причиной нарушения стали действия родителей, в том числе предусматривать – с учетом соблюдения баланса прав и законных интересов несовершеннолетних детей и родителей в случае их конкуренции – повышенного уровня гарантии жилищных прав несовершеннолетних детей как уязвимой в отношениях с родителями стороны.

    Соответственно, законодательное регулирование отношений в жилищной сфере, участниками которых являются несовершеннолетние члены семьи, должно быть направлено на обеспечение возможности использования дифференцированного подхода к оценке возникающих жизненных ситуаций, с тем, чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод.

     Как указывал Конституционный суд Российской Федерации, регулирование прав на жилое помещение, должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений, обеспечение взаимного учета их интересов зависят от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел. (Постановление от 21 апреля 2003 года № 6-П, Определение от 03 ноября 2006 года № 455-О).

    В силу приведенных правовых позиций обязанность государства обеспечивать условия для соблюдения в каждом конкретном случае баланса между интересами детей и их родителей, с учетом комплексного характера правоотношений.

    Забота о детях, их воспитание как обязанность родителей по смыслу статьи 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации предполагают, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

    В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) государства – участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

    Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

    Государства – участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

    При вышеизложенных обстоятельствах, с учетом особенностей конкретной жизненной ситуацией, сложившейся у молодой семьи заявителя, требования Войтенко Н.А. подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    ОАО «Россельхозбанк» направить в Администрацию муниципального образования «Пушкиногорский района» заявку на перечисление средств, предусмотренных в бюджете муниципального района для предоставления социальных выплат на банковский счет Войтенко Н.А.

    Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, подачей апелляционной жалобы через Пушкиногорский районный суд.

Судья __________________________ Е.Е. Миллер

    

Решение вступило в законную силу в апелляционном порядке не обжаловалось.

    

2-138/2013 ~ М-111/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Войтенко Наталья Александровна
Другие
ОАО "Российский Сельскохозяйственный Банк"
Суд
Пушкиногорский районный суд Псковской области
Судья
Миллер Елена Евгеньевна
Дело на странице суда
pushkinogorsky--psk.sudrf.ru
14.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2013Передача материалов судье
17.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2013Судебное заседание
24.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2013Дело оформлено
25.07.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее