Решение по делу № 2-1670/2019 ~ М-1453/2019 от 28.06.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2019 года                         г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балаганской И.В., при секретаре судебного заседания Загоскиной Е.А.,

с участием истца Моторной Е.Н.,

представителя ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска Николаевой И.В., действующей на основании доверенности № 09.01.2019 № 01-Д, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия до 31.12.2019,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1670/2019 по иску Моторной Елены Николаевны к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что была зарегистрирована и проживала до 18.05.1999 в квартире по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, <адрес> которая была уничтожена пожаром 18.05.1999. Ей предоставлена квартира по договору краткосрочного найма по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, <данные изъяты>. Общая площадь ранее занимаемого жилого помещения составляла 24,8 кв.м. В настоящее время она состоит на учете граждан, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений и зарегистрирована под № 5 по состоянию на 17.01.2019. Она неоднократно обращалась к ответчику о скорейшем предоставлении жилья, но ее просьбы оставались без решения. Просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно условиям населенного пункта город Усть-Илимск, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 24,8 квадратных метров.

Согласно письменным возражениям ответчик исковые требования не признал, поскольку жилищный кодекс не предусматривает возможности предоставления жилых помещений для собственников жилья. Дом по <адрес>, в установленном порядке ветхим и непригодным для проживания граждан признан не был, истец малоимущей и нуждающейся в жилом помещении не признана, следовательно, у ответчика отсутствует обязанность по предоставлению жилого помещения. Просили в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований согласно доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснила, что жилые помещения по <адрес> и по <адрес 2> являются неплановой застройкой г. Усть-Илимска, в связи с чем истец незаконно была включена в списки внеочередного предоставления жилого помещения.

Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 49 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

В силу пункта 7 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 вопросы признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, которая принимает соответствующее решение в порядке, установленном Положением.

Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения орган власти издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Из пояснений истца следует, что у нее в собственности находился дом по <адрес>, который она приобретала за счет собственных денежных средств. После того, как он сгорел, она была зарегистрирована в списке граждан, пользующихся внеочередным предоставлением жилых помещений. Затем, приобрела за счет собственных средств дом по <адрес 2>, который также сгорел. Полагает, что ответчик обязан ей предоставить во внеочередном порядке жилое помещение. Утверждение истца основано на неправильном толковании закона.

Судом установлено, что в результате пожара, произошедшего 18.05.1999 года полностью уничтожен дом № по ул. <адрес> в г. Усть-Илимске, в котором проживала Моторная Е.Н., что подтверждается справкой 25-й пожарной части ОГПС-2 УГПС УВД Иркутской области от 04.04.2000.

Согласно справке, выданной Администрацией города Усть-Илимска от 17.04.2000 Моторная Е.Н. значится зарегистрированной по адресу: г. Усть-Илимск, <адрес 2> с 20.11.2001.

Как следует из справки ОНД и ПР по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району от 29.09.2017 № 98 по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, <адрес 2> 06.09.2017 произошел пожар, в результате которого кровля указанного строения огнем уничтожена полостью, внутреннее пространство с находившимся внутри имуществом, огнем повреждено по всей площади, человеческих жертв, травмированных нет.

Согласно постановлению главы Администрации г. Усть-Илимска от 30.07.2009 № 381 утверждены: реестр наименований элементов уличной сети плановой застройки в г. Усть-Илимске; Перечень элементов уличной сети неплановой застройки г. Усть-Илимска. Согласно приложению № 3, улица <адрес>, улица <адрес 2> отнесены к неплановой застройке г. Усть-Илимска.

17.04.2000 Моторная Е.Н. обратилась в Администрацию г. Усть-Илимска с заявлением, в котором просила поставить ее на очередь для получения жилья. Согласно указанного заявления Моторная Е.Н. была включена в список граждан, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений (пострадавших в результате стихийного бедствия (пожара).

Согласно справке, выданной Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска от 17.01.2019 Моторная Е.Н. зарегистрирована в Администрации города Усть-Илимска с 17.04.2000 по списку граждан, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений (пострадавших в результате стихийного бедствия (пожара)), состав семьи 1 человек. По состоянию на 17.01.2019 регистрационный номер по данному списку 5.

Как следует из выписки из протокола № 692 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Усть-Илимска от 01.04.2016, Администрации города Усть-Илимска рекомендовано предоставить Моторной Е.Н. по договору социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, <данные изъяты>

Согласно заявлению Моторной Е.Н. от 12.04.2016, последняя отказалась на предложенный вариант по <данные изъяты>

На основании договора № 514 краткосрочного найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 25.05.2018 Моторной Е.Н. на срок с 25.05.2018 по 24.11.2018 во временное пользование предоставлена комната, площадью 18,3 кв.м. по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, <данные изъяты>

В списках граждан, состоящих на учете в Администрации города Усть-Илимска в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на 2018 год, утвержденных приказом Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска от 27.12.2017 № 399-ОД Моторная Е.Н., не значится.

Сведений о том, что дом по <адрес> в установленном порядке признавался ветхим и непригодным для проживания граждан, не имеется. Кроме того, данный дом является неплановой застройкой г. Усть-Илимска.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием заявленных исковых требований, лежит на истце.

Истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие законных оснований для отнесения ее к категории лиц, обладающих правом на получение жилого помещения на условиях социального найма вне очереди.

Таким образом, судом установлено, что занимаемое истицей жилое помещение по <адрес> не признано непригодным для проживания, дом не признан аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47, а также Моторная Е.Н. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признана.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Моторной Е.Н. следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░              ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-1670/2019 ~ М-1453/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Моторная Елена Николаевна
Ответчики
Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации г.Усть-Илимска
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Балаганская И.В.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky--irk.sudrf.ru
28.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
03.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2019Подготовка дела (собеседование)
11.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Судебное заседание
02.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2019Дело оформлено
10.10.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее