Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе
председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Родиной И.А.,
с участием прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Беляевой Л.В. к Департаменту социальной защиты и поддержки населения Администрации городского округа Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на перерасчет суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещении имущественного вреда, причиненного смертью кормильца и взыскании суммы,
у с т а н о в и л:
Беляева Л.В. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на перерасчет суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещении имущественного вреда, причиненного смертью кормильца и взыскании суммы, в обоснование заявленных требований указав, что со <данные изъяты> ей была назначена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение имущественного вреда, причиненного смертью кормильца, мужа – ФИО5, инвалида <данные изъяты> вследствие чернобыльской катастрофы, умершего 20.08.2006г.
Иждивенцами умершего являются: истица, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучавшаяся в Самарском филиале Восточной экономико-юридической гуманитарной академии.
Истице осуществлялась выплата ежемесячной денежной компенсации в размере 33% от фиксированной истице суммы ежемесячной денежной компенсации, установленной п. 25 ч. 1 ч. 14 Федерального закона от 12.02.2011г. № 5-ФЗ.
В ноябре 2011г. дочь истицы завершила обучение в указанном ВУЗе и на этом основании потеряла право на получение выплат ежемесячной денежной компенсации.
Истица полагает, что указанный факт определяется действующим законодательством как обстоятельство, связанное с изменением круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, что в силу положений части 9 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ, предполагает право на пересчет размере ежемесячной денежной компенсации полагающейся истице. Указанное обстоятельство по мнению истицы предполагает ее право на увеличение размера ежемесячной денежной компенсации до 50 % от фиксированной суммы ежемесячной денежной компенсации установленной Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ.
С ДД.ММ.ГГГГг. ответчиками были прекращены выплаты ежемесячной денежной компенсации дочери истицы - ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а истице пересчет размера ежемесячной денежной компенсации произведен не был, что является нарушением ее прав.
ДД.ММ.ГГГГ истицей в УСЗН <адрес> было подано заявление о пересчете оспариваемой выплаты, на которое <данные изъяты> был получен ответ об отказе в пересчете указанной суммы. Данные действия ответчика противоречат положениям части 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ.
Истица полагает данный отказ незаконным, поскольку ее право на пересчет указанной ежемесячной денежной компенсации предусмотрено положениями части 4 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положениями статей 12 и 15 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ.
В целях восстановления нарушенных прав истица просит суд признать ее право на пересчет суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение имущественного вреда, причинённого смертью кормильца, с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа. Самара за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации назначить ей ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого потерей кормильца, в сумме 3908 рублей 50 копеек с ДД.ММ.ГГГГ и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством РФ. Взыскать в пользу истицы с Министерства социально-демографического развития и семейной политики Самарской области сумму задолженности за период с <данные изъяты> с учетом сводного индекса роста потребительских цен в Самарской области, в сумме 31 614, 01 рублей.
В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности, уточнил требования в части определения размера ежемесячных платежей – с <данные изъяты> в размере 3 871,61 рубль.
Представитель ответчика Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая их не основанными на законе.
Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен, причин неявки суду не сообщил, представил в суд отзыв, согласно которому полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, просил в иске отказать, в связи с чем, суд полагает возможным дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица является вдовой ФИО5, участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, умершего <данные изъяты>
ФИО1(вдова) и ФИО6 (дочь), как нетрудоспособные иждивенцы инвалида чернобыльской катастрофы 2 группы ФИО5, умершего <данные изъяты>, являлись получателями ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца. В связи с окончанием обучения ФИО6 выплата компенсации ей была прекращена.
Указанная компенсация им была назначена в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которой «в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой статьи 14, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
На этом основании каждому из иждивенцев ФИО5 было установлено по <данные изъяты> от размера компенсации инвалида <данные изъяты>. На момент смерти ФИО5 доля каждого составляла <данные изъяты>. Определить в настоящее время истице долю как <данные изъяты> оснований не имеется, поскольку на момент смерти она такую долю не имела.
Предъявляя требования о признании права на перерасчет в связи с окончанием выплаты компенсации дочери и взыскании недополученной суммы, истица ссылается на часть 9 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и часть 4 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Базовый закон).
Между тем суд учитывает, что согласно статье 3 Базового закона отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Базовым законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих данному закону, и другим актам законодательства Российской Федерации, издаваемым в соответствии с ними. Базовым законом не предусмотрена возможность перерасчета компенсации в возмещение вреда оставшемуся получателю в связи с окончанием обучения другого получателя. Часть 4 ст. 15 Базового закона вообще не содержит норм, которые бы регулировали перерасчет.
Также суд учитывает, что Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» N 125-ФЗ от 24 июля 1998 года регулирует совершенно другие отношения, связанные с обязательным социальным страхованием, и им также не предусмотрена возможность перерасчета страховой выплаты по основаниям, заявленным истицей.
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» N 125-ФЗ от 24 июля 1998 года применяется к отношениям, связанным с возмещением вреда лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, а также возмещения компенсации членам семьи умершего инвалида - чернобыльца, только в части определения круга лиц, которым полагаются выплаты по потере кормильца, и порядка исчисления компенсации.
Положениями указанного закона не предусмотрены конкретные случаи изменения круга лиц, имеющих право на получение компенсационных выплат, при которых возможен перерасчет назначенной ежемесячной выплаты иждивенцам.
Согласно постановлению Конституционного Суда от 19.06.2001 №11-П (п.2) «возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных лиц».
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом №125-ФЗ, случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию.
Согласно ч.3 статьи 1089 ГК РФ установленный каждому из имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца размер возмещения вреда не подлежит дальнейшему перерасчету, кроме случаев рождения ребенка после смерти кормильца; назначения или прекращения выплаты возмещения лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего кормильца.
При таких обстоятельствах суд полагает доводы истицы об отнесении спорного случая, а именно того, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, перестала быть нетрудоспособным иждивенцем, к случаям изменения круга лиц при котором возможен перерасчет выплат оставшемуся иждивенцу – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, неправомерными. Прекращение компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью другим иждивенцам не может являться основанием для перерасчета размера возмещения вреда истице в связи со смертью кормильца.
Таким образом, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Беляевой Л.В. к Департаменту социальной защиты и поддержки населения Администрации городского округа Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на перерасчет суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещении имущественного вреда, причиненного смертью кормильца и взыскании суммы отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>