Дело № 2-1055/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Павлово 16 мая 2014 года
Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Шикина А.В.,
с участием представителя процессуального истца – прокурора –помощника Павловского городского прокурора Ягодиной Ж.Е.,
при секретаре судебного заседания Софоновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловского городского прокурора Каширникова А.В. в защиту интересов Российской Федерации, Нижегородской области к Товариществу собственников жилья «Новый», Обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Сервис» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований ч.3 ст.8 Федерального закона от 04.06.2011г. №123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по непредоставлению в срок до 01.03.2012 г. в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области заверенной копии решения о создании ТСЖ, устава и изменений, внесенных в устав, а также об обязании устранить допущенные нарушения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
Павловский городской прокурор Каширников А.В. обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Нижегородской области к Товариществу собственников жилья «Новый» (далее по тексту – ТСЖ «Новый», Обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Сервис» (далее по тексту – ООО «ЖКХ-Сервис») о признании незаконным бездействия по неисполнению требований ч.3 ст.8 Федерального закона от 04.06.2011г. №123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по непредоставлению в срок до 01.03.2012 г. в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области заверенной копии решения о создании ТСЖ, устава и изменений, внесенных в устав, а также об обязании устранить допущенные нарушения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Павловской городской прокуратурой, в соответствии с указанием прокуратуры Нижегородской области, проведена проверка по обращению руководителя Государственной жилищной инспекции Нижегородской области Буслаева В.Д. о неисполнении товариществами собственников жилья требований жилищного законодательства. Проверкой установлено следующее.
На основании ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 г. №885 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Нижегородской области.
Согласно п. 1.1. указанного Положения, Государственная жилищная инспекция Нижегородской области является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный жилищный надзор.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 марта 2012 года товарищества собственников жилья обязаны представить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, заверенные председателями товариществ собственников жилья копии решений о создании таких товариществ, уставов товариществ, изменений, внесенных в уставы товариществ.
Установлено, что ТСЖ «Новый» обязанность по предоставлению в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области заверенных председателем товарищества копии решения о создании товарищества, устава товарищества, изменений, внесенных в устав товарищества, не исполнило, что подтверждается информацией Государственной жилищной инспекции Нижегородской области.
Указанные документы необходимы Государственной жилищной инспекции Нижегородской области для осуществления её законной деятельности, поскольку в силу требований части 4 статьи 8 Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы власти, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность до 1 марта 2013 проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, что невозможно сделать без вышеуказанных документов.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений в многоквартирных домах указанного ТСЖ выбран способ управления в виде управления управляющей организацией, которой является ООО «ЖКХ-Сервис».
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящее исковое заявление направляется в защиту интересов Российской Федерации, Нижегородской области, интересы которых нарушаются в связи с непредставлением необходимой информации для осуществления органами государственной власти возложенных на них обязанностей.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45, 131 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд:
1. Признать незаконным бездействие Товарищества собственников жилья «Новый» и его управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Сервис» по не исполнению требований ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно по не предоставлению в срок до 01.03.2012 г. в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области заверенной председателем ТСЖ копии решения о создании ТСЖ, устава и изменений, внесенных в устав.
2. Обязать Товарищество собственников жилья «Новый» и его управляющую организацию Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Сервис» предоставить в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области заверенную председателем ТСЖ копию решения о создании ТСЖ, устава и изменений, внесенных в устав, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 г. №123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Государственная жилищная инспекция Нижегородской области.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя ООО «ЖКХ-Сервис» Агафеевой С.В. с согласия представителя истца Ягодиной Ж.Е. ООО «ЖКХ-Сервис» было исключено из числа ответчиков по настоящему делу и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований он относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ягодина Ж.Е. исковые требования Павловского городского прокурора поддержала в полном объеме и дала пояснения, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Ответчик ТСЖ «Новый», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не направил, сведения о причинах неявки отсутствуют.
Третье лицо ООО «ЖКХ-Сервис», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, ходатайства об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не направило, сведения о причинах неявки отсутствуют.
Согласно требований ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, третьих лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Павловского городского прокурора подлежат частичному удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего:
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с положениями ст.2 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей обеспечение условий для осуществления права на жилище, «органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
..8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль».
Государственному жилищному надзору посвящена ст.20 Жилищного кодекса РФ, согласно которой «под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений…юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к…созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».
В соответствии с ч.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, «государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской федерации».
При этом согласно п.2 ч.5 ст.20 Жилищного кодекса РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: «проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации».
Федеральным законом от 04.06.2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что «до 1 марта 2012 года товарищества собственников жилья обязаны представить в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), заверенные председателями товариществ собственников жилья копии решений о создании таких товариществ, уставов товариществ, изменений, внесенных в уставы товариществ».
Органом, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора в Нижегородской области является Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, действующая на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства от 29.11.2013г. №885.
Согласно п. 1.1. указанного Положения, Государственная жилищная инспекция Нижегородской области является органом исполнительной власти, осуществляющим государственный жилищный надзор.
В соответствии с п.4 ст.8 вышеуказанного Федерального закона от 04.06.2011 г. № 123-ФЗ, до 01 марта 2013 года уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров. В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации указанные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что предметом проверки жилищной инспекции по смыслу указанной выше нормы закона являются решения, принятые собственниками помещений в многоквартирных домах на общих собраниях о создании товариществ собственников жилья, выборе управляющих организаций, а не деятельность юридического лица.
В связи с этим, положения Федерального закона №294-ФЗ от 28 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверок в порядке, предусмотренном п.4 Федерального закона №123-ФЗ от 04 июня 2011 года, не могут быть применены, поскольку проводятся не в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в отношении решений, принятых собственниками помещений в многоквартирных домах.
Кроме этого, ч.6 ст.20 ЖК РФ закреплено, что органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, полученной по запросу суда, что на основании решения собственников жилых помещений многоквартирного дома № 17 по ул.Новый микрорайон с.Таремское Павловского района о создании товарищества собственников жилья было создано Товарищество собственников жилья «Новый», которое было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 22.09.2008 г. Одновременно был зарегистрирован устав товарищества. Председателем правления товарищества был избран Рябинин Г.К. (л.д.15).
В соответствии с п.п.3 п.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственниками помещений в многоквартирных домах указанного ТСЖ выбран способ управления в виде управления управляющей организацией, которой является ООО «ЖКХ-Сервис».
Также установлено, что Павловской городской прокуратурой, в соответствии с указанием прокуратуры Нижегородской области, проведена проверка по обращению руководителя Государственной жилищной инспекции Нижегородской области Буслаева В.Д. о неисполнении товариществами собственников жилья требовании жилищного законодательства.
Из письма Государственной жилищной инспекции Нижегородской области следует, что данным Товариществом требования федерального закона от 04.06.2011 г. № 123-ФЗ в части направления в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области копий решения о создании ТСЖ «Новый», а также Устава ТСЖ «Новый» – выполнено не было (л.д.6).
Вместе с тем указанные документы необходимы Государственной жилищной инспекции Нижегородской области для осуществления её законной деятельности, поскольку в силу требований части 4 статьи 8 Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы власти, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность до 1 марта 2013 проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, что невозможно сделать без вышеуказанных документов.
Таким образом, бездействие ТСЖ «Новый» в части ненаправления копий вышеуказанных документов – а именно копий решения о создании ТСЖ и Устава ТСЖ – в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области в срок до 01 марта 2012г. – является незаконным.
При этом срок, предложенный прокурором, для устранения допущенных ТСЖ нарушений – в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения судебного решения.
Что касается требований Павловского городского прокурора о признании незаконным бездействия ТСЖ «Новый» по не предоставлению в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области изменений, внесенных в устав ТСЖ, а также о возложении обязанности предоставить в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области копии таких, то, по мнению суда, в указанной части исковые требования прокурора являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ «Новый», имеющейся в материалах дела, следует, что сведений о внесении изменений в учредительные документы, каковым является устав ТСЖ «Новый», не имеется (л.д. 15).
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Павловского городского прокурора в интересах Российской Федерации, Нижегородской области к Товариществу собственников жилья «Новый» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Товарищества собственников жилья «Новый» по не исполнению требований ч.3 ст.8 Федерального закона от 04.06.2011 года №123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно по не предоставлению в срок до 01.03.2012 года в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области заверенной председателем ТСЖ копии решения о создании ТСЖ и устава ТСЖ «Новый».
Обязать Товарищество собственников жилья «Новый» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области заверенные председателем ТСЖ копии решения о создании ТСЖ «Новый» и устава ТСЖ «Новый».
В удовлетворении остальной части исковых требований к Товариществу собственников жилья «Новый» Павловскому городскому прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Шикин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 21 мая 2014 года.
Судья: А.В. Шикин