Дело № 2а-2333/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2020 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Даутовой Ф.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова ФИО6 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа в регистрации права общей долевой собственности, обязании восстановить нарушенные права и законные интересы,
УСТАНОВИЛ:
Иванов Д.А. обратился в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа в регистрации права общей долевой собственности, обязании восстановить нарушенные права и законные интересы. В обоснование требований указал, что Иванов Д.А. является собственником <данные изъяты> доли квартиры № в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № границы которого установлены на основании решения Щелковского городского суда Московской области от 14 ноября 2018 года по делу №, дата постановки на кадастровый учет 08 ноября 2019 года.
21 ноября 2019 года Иванов Д.А., на основании свидетельства о праве собственности на квартиру в многоквартирном доме, обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением № о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
27 ноября 2019 года получено Уведомление № о приостановлении государственного кадастрового учета. В обосновании приостановления, со ссылкой на нормы части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», было указано, что на государственную регистрацию не представлены документы на основании которых у Иванова Д.А. возникает право общей долевой собственности на земельный участок.
На обращение административного истца в апелляционную комиссию, в связи с не согласием приостановления государственного кадастрового учета, 12 декабря 2019 года получен отказ в принятии заявления к рассмотрению, поскольку к рассмотрению принимаются только заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и (или) решения о приостановлении осуществления одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
20 декабря 2019 года в Щелковский отдел Управления Росреестра по Московской области административным истцом направлено заявление, в котором Иванов Д.А. указал, что не может представить документы на основании которых у него возникло право общей долевой собственности на земельный участок, ввиду того, что для регистрации такого права действует специальная норма закона, на которое административным ответчиком 31 декабря 2019 года направлен ответ, что Управление Росреестра по Московской области в рамках установленной компетенции не уполномочено признавать незаконными (законными) решения, принятые государственными регистраторами.
Уведомлением от 28 февраля 2020 года № в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности на земельный участок Иванову Д.А. было отказано. Указанное решение административный истец считает незаконным.
Просит суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области от 28 февраля 2020 года в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером №; обязать Управление Росреестра по Московской области провести государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером № в установленный законом срок.
В судебном заседании административный истец требования административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Бабаева С.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, просила в иске отказать. Доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, поддержала.
Выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации.
На основании положений ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно положениям ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец Иванов Д.А. является собственником <данные изъяты> доли квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.14,15)
21 ноября 2019 года Иванов Д.А. подал через МФЦ заявление № о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № с приложенными документами: заявление, копия решения Щелковского городского суда от 14 ноября 2018 года, выписка из ЕГРН, удостоверяющая проведение государственной регистрации возникновения и (или) перехода прав на недвижимое имущество от 28.06.2017г.; квитанция об оплате государственной пошлины; справочная информация от 21.11.2019г.(л.д.49).
27 ноября 2019 года получено уведомление о приостановлении государственной регистрации за номером №, основанием приостановления указано, что на государственную регистрацию представлено Решение Щелковского городского суда Московской области от 14 ноября 2018 года в соответствии с которым земельному участку под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, площадью 1261 кв.м. установлены границы. Документы на основании которых у Иванова Д.А. возникает право общей долевой собственности на указанный земельный участок, не представлены (л.д.46-48).
На обращение административного истца в апелляционную комиссию, в связи с не согласием приостановления государственного кадастрового учета, 12 декабря 2019 года получен отказ в принятии заявления к рассмотрению, поскольку к рассмотрению принимаются только заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и (или) решения о приостановлении осуществления одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (л.д.21).
28 февраля 2020 года регистрирующим органом принято решение № об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности на земельный участок Иванову Д.А.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).
Если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН следует, что Иванов Д.А. является собственником <данные изъяты> доли квартиры в многоквартирном доме на основании договора дарения доли в праве общей долевой собственности на квартиру от 19 июня 2017 года, удостоверенного нотариусом Щелковского нотариального округа Московской области ФИО4
Дата присвоения кадастрового номера № 29 июля 2012 года (л.д.14,15).
Согласно пункту 157 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (ред. от 03.12.2019) "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41548) при регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, отдельная запись о праве общей долевой собственности вносится в отношении собственника помещения, машино-места в многоквартирном доме. Если помещение, машино-место в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности, в отношении участников общей долевой собственности на него и, соответственно, на общее имущество в многоквартирном доме, записи о государственной регистрации права общей долевой собственности вносятся отдельно.
В записи о праве общей долевой собственности указываются:
вид права: слова "Общая долевая собственность";
правообладатель: предусмотренные пунктом 50 Порядка данные о собственнике помещения, машино-места в многоквартирном доме (участнике общей долевой собственности на него, если помещение, машино-место находится в общей долевой собственности; участниках общей совместной собственности, если помещение, машино-место находится в общей совместной собственности;
доля: размер доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, принадлежащей собственнику помещения, машино-места в многоквартирном доме (участнику общей долевой собственности на помещение, машино-место) согласно сведениям, содержащимся в представленных на регистрацию документах. Если помещение, машино-место в многоквартирном доме принадлежит нескольким лицам на праве общей долевой собственности, указывается размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, пропорциональный размеру доли в праве общей собственности на это помещение, машино-место. Если в представленных на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, вносятся слова "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади", далее указываются кадастровый номер помещения, машино-места, принадлежащего собственнику (участнику общей долевой собственности);
документы-основания: помимо сведений о правоустанавливающем документе указываются сведения о реквизитах документа, которым были определены размеры долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (при представлении такого документа на государственную регистрацию).
Вместе с тем, такие документы административным истцом на государственную регистрацию представлены не были. Границы земельного участка на котором расположен многоквартирный дом установлены на основании решения Щелковского городского суда Московской области от 14 ноября 2018 года (л.д.50-55). В указанном решении суда ссылка на распределение долей между сособственниками помещений отсутствует. Согласно п. 2 ст. 42 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом. В случае обращения одного из участников долевой собственности с заявлением о государственной регистрации изменения размера долей в праве общей долевой собственности необходимым условием такой государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия остальных участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными участниками долевой собственности.
При таких обстоятельствах, приостановление государственного кадастрового учета, а в последующем отказ регистрирующего органа, является законным и обоснованным, требования административного истца, подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Иванова ФИО7 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа в регистрации права общей долевой собственности, обязании восстановить нарушенные права и законные интересы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий:
Судья И.Ю. Кулагина