гр.дело № ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации03 августа 2012 года г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Цыденжапов З.А.,
при секретаре Кондратьевой Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гавриловой Е.А. к Администрации Советского района г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей сирот, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма в г. Улан-Удэ площадью не ниже установленной социальной нормы, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям,
У С Т А Н О В И Л:
Гаврилова Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
В судебном заседании Гаврилова Е.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что является матерью одиночкой. Имеет несовершеннолетнего сына Гаврилова С.Б., ДД.ММ.ГГГГ.р. с которым проживают и прописаны вместе с сестрой Григорьевой Е.А. и ее несовершеннолетним сыном Мангатаевым Г.С., ДД.ММ.ГГГГ.р.; братьями: Ким В.М., Григорьевым Н.А. и его несовершеннолетними детьми: дочерью Григорьевой Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ.р., сыном Григорьевым М.Н.ДД.ММ.ГГГГ.р. в неблагоустроенной квартире с печным отоплением, состоящей из 2-х комнат по адресу: ..., общей площадью кв.метров, в том числе: жилой площадью .метров.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей (в редакции Федерального закона от 22.08.2004года № 122-ФЗ)» относятся к категории детей сирот, так как, отец- Гаврилов А.А., умер ДД.ММ.ГГГГ г., отец- Григорьев А.Н., умер ДД.ММ.ГГГГ., мать-Григорьева А.М. - инвалид 1-ой группы, умерла ДД.ММ.ГГГГ..
Решением исполкома Советского районного Совета народных депутатов города Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ года №... над несовершеннолетними: Григорьевым Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гавриловой Е.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлено попечительство и опекунство сестрой Григорьевой Е.А.. В период, когда они находились под опекой, на учет, как нуждающимся в жилье, приняты не были, так как опекун находился в молодом возрасте и не знал, что есть такое право, а органы опеки и попечительства не информировали об этом и самостоятельно не поставили на учет. Право на постановку на учет и внеочередное предоставление жилья по договору социального найма нарушено, так как после окончания учебных заведений не было предоставлено жилое помещение. Григорьева Е.А. окончила обучение в Торгово-экономическом техникуме в ДД.ММ.ГГГГ г. Ким В. М. окончил обучение в Торгово-экономическом техникуме в ДД.ММ.ГГГГ г. Григорьев Н.А. окончил обучение в Лицее №... в ДД.ММ.ГГГГ г. Гаврилова Е. А. окончила обучение в ВСГТУ в ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии с частью 1 статьи ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденным Решением Улан-Удэнского Городского Совета депутатов от 08.05.2007г. №624-63, город Улан-Удэ является муниципальным образованием и включает в себя внутригородские административно-территориальные единицы не являющиеся муниципальными образованиями. Исполнительно-распорядительным органом самоуправления муниципального образования г. Улан-Удэ, является Администрация города (п.1, ст.16), на которую возложены полномочия по решению вопросов местного значения (п.1, ч.1, ст.30).
К вопросам местного значения г. Улан-Удэ Уставом отнесено, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (п.6, ст.5).
В соответствии с Положением об Администрации г. Улан-Удэ, утвержденным Решением Улан-Удэ некого Городского Совета депутатов от 28.08.2008г. №894-89 в структуру Администрации города входят территориальные органы, к которым относятся администрации районов города, в том числе администрация Советского района г. Улан-Удэ, Положением о которой, утвержденным Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 19.08.2008г. №406 определено, что Администрация района является территориальным органом Администрации г. Улан-Удэ, обладает правами юридического лица. Администрация района ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляет жилые помещения в домах муниципального жилого фонда в соответствии с действующим законодательством, выступает в качестве наймодателя при заключении договоров социального найма от имени собственника муниципального жилищного фонда - муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» при предоставлении жилья муниципального жилищного фонда на территории Советского района г. Улан-Удэ. В силу приведенных норм закона полномочия по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии законом возложены как на орган местного самоуправления - Администрация города, так и на ее территориальный орган. Соответственно обязанность по обеспечению жильем граждан возникает у обоих ответчиков. Просила обязать Администрацию Советского района г. Улан-Удэ поставить Гаврилову Е.А. на учет, как нуждающуюся в улучшении жилья по категории «дети - сироты». Обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить жилое помещение по договору социального найма в г. Улан- Удэ площадью не ниже установленной социальной нормы, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Представитель ответчика Администрации Советского района г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н. исковые требования не признала и суду пояснила, что нет оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по льготной категории из числа детей сирот. Данное право истец могла реализовать до 23 лет. До ДД.ММ.ГГГГ Гаврилова Е.А. могла встать на учет, но этим правом не воспользовалась. Полагала, что действия по постановке на учет должны были быть осуществлены опекуном, а по достижении совершеннолетия –самим истцом. На учете она не стоит ни в качестве сироты, ни в качестве малоимущей, поэтому требование обязать Администрацию предоставить жилое помещение считала незаконным.
Представитель Республиканского Агентства по делам семьи и детей в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ ( с изменениями и дополнениями) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу названного закона под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует понимать лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке ( ст.1)
Из Определения Конституционного суда РФ от 19 октября 20120года №1281-О-О следует, что данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
Согласно ст.8 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из указанных норм закона следует, что Федеральный закон распространяется на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших 23 лет, и право состоять на учете у таких детей возникает после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждения, в том числе в учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Между тем, из материалов дела следует, что до 23 лет Гаврилова Е.А. не была поставлена на учет для получения жилого помещения, соответственно, она не состояла в очереди на обеспечение жилым помещением, как сирота, оставшаяся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. В настоящее время Гавриловой Е.А. 30 лет, ее право постановки на учет для получения жилья по категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, утрачено, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствовавших истцу реализовать предоставленное федеральным законом право, суду не предоставлено и о наличии таких обстоятельств сторона истца не заявляла.
Ссылка стороны истца о нарушении прав истца со стороны ответчиков судом не принимается, поскольку законом не предусмотрена обязанность органа опеки и попечительства самостоятельно осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся детей-сирот.
Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 и 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гавриловой Е.А. к Администрации Советского района г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей сирот, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма в г. Улан-Удэ площадью не ниже установленной социальной нормы, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья: З.А. Цыденжапов