Дело № 2-4051/2017 Великий Новгород Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2017 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Габидулиной Э.И.,
при секретаре Беляевой Н.А.,
с участием представителя истца Малик В.В., третьего лица Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Великого Новгорода к УФССП России по Новгородской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Великого Новгорода (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к Управлению ФССП России по Новгородской области (далее – Управление) об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четверть размера, в обоснование указав, что на основании решения Новгородского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию возложена субсидиарная ответственность по обязательствам МБУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» произвести капитальный ремонт кровли; вентиляционных оголовков; цоколя; отмостки; подъездов в составе работ по ремонту внутренней отделки подъездов, деревянных лестниц и площадок, деревянных полов при входе в подъезды, оконных блоков; внутридомовой системы электроснабжения; внутридомовой системы холодного водоснабжения; внутридомовой системы центрального отопления; внутридомовой системы канализации жилого дома <адрес>. На основании указанного решения выдан исполнительный лист и постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации возбуждено исполнительное производство №. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ года по данному исполнительному производству с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., с размером которого Администрация не согласна и просит его уменьшить на одну четверть, ссылаясь на то, что в настоящее время МБУ Великого Новгорода «Городское хозяйство» и Администрацией предпринимаются меры, направленные на исполнение решения суда по делу № были проведены осмотры объектов, подготовлены дефектные ведомости и предварительные сметы на выполнение работ по капитальному ремонту элементов дома и коммуникационных сооружений жилого дома <адрес> согласно которым стоимость выполнения работ по капитальному ремонту составляет 3 586 270 руб. Кроме того, начиная с ДД.ММ.ГГГГ судом было вынесено более 300 судебных решений о понуждении выполнить капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Великого Новгорода, общая финансовая потребность их исполнение составляет 628 936 684 руб. Однако бюджет Великого Новгорода до настоящего времени остается дефицитным. Администрация считает, что не исполнение решения суда связано с наличием объективных, уважительных обстоятельства, препятствующих его исполнению, и не зависящих от воли органа местного самоуправления.
В судебном заседании представитель Администрации Малик В.В., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме.
Третье лицо Павлова Н.В. против удовлетворения заявления возражала, поскольку Администрацией капитальный ремонт дома не произведен до настоящего времени.
Представитель ответчика УФССП России по Новгородской области, третьи лица судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Никифорова Е.А., представитель МБУ «Городское хозяйство», представитель ООО «УК №15/2», представитель ООО «Феликс», представитель ООО "Строительная фирма "Новгородгражданстрой", третье лицо Курачева А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель ответчика УФССП России по Новгородской области, судебный пристав-исполнитель просили о рассмотрении дела без их участия. Третьи лица ООО «Феликс», ООО "Строительная фирма "Новгородгражданстрой" извещены по последнему известному месту нахождения юридического лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) указано, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно статье 30 того же Федерального закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из положений ч. ч. 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 6 и 7 статьи №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года №13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
Как следует из материалов дела, решением Новгородского № Муниципальное бюджетное учреждение Великого Новгорода «Городское хозяйство» обязано в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу выполнить в <адрес> капитальный ремонт следующих систем и конструктивных элементов: кровли, включая работы по улучшению температурно-влажностного режима чердачного помещения (замена утеплителя, выведение вытяжных частей канализационных стояков выше кровли, ремонт теплоизоляции трубопроводов отопления, ремонт существующих слуховых окон с установкой жалюзийных решеток и устройством дополнительной естественной вентиляции с увеличением количества слуховых окон); вентиляционных оголовков; цоколя; отмостки; подъездов в составе работ по ремонту внутренней отделки подъездов, деревянных лестниц и площадок, деревянных полов при входе в подъезды, оконных блоков; внутридомовой системы электроснабжения; внутридомовой системы холодного водоснабжения; внутридомовой системы центрального отопления; внутридомовой системы канализации. На Администрацию Великого Новгорода возложена субсидиарная ответственность по обязательствам Муниципального бюджетного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» произвести в доме <адрес> капитальный ремонт.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, выдан исполнительный лист на принудительное исполнение вышеуказанного решения суда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного исполнительного листа в отношении должника Администрации Великого Новгорода было возбуждено исполнительное производство №
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации Великого Новгорода вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного документа по исполнительному производству №
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено взыскание исполнительского сбора с должника Администрации.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации Великого Новгорода вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного документа по исполнительному производству №
Администрация Великого Новгорода в обоснование требования об уменьшении исполнительского сбора ссылается на отсутствие в бюджете требуемого количества денежных средств по данной статье расходов.
Однако обстоятельства, на которые ссылается должник, к числу обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых препятствий, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ, не относятся. Недостаточность денежных средств в бюджете не может расцениваться как принятие Администрацией всех мер для надлежащего исполнения решения суда. Отсутствие финансирования не может свидетельствовать об отсутствии вины Администрации в неисполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ
Доказательств, свидетельствующих о том, что Администрацией предприняты какие-либо меры, направленные на обеспечение исполнения решения суда в ближайшее время, материалы дела не содержат.
В материалах дела имеется список по исполнению судебных решений об обязании произвести капитальный ремонт на ДД.ММ.ГГГГ. Дом <адрес> в списке не значится.
Исходя из положений части 7 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ и статьи 401 ГК РФ, уменьшение исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, повлекших неисполнение требований исполнительного документа. Поскольку истец не представил доказательств наличия указанных обстоятельств, а также учитывая, что до настоящего времени указанное решение суда не исполнено, то правовых оснований для удовлетворения заявленных Администрацией исковых требований об уменьшении исполнительского сбора у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Администрации Великого Новгорода к УФССП России по Новгородской области об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий Э.И.Габидулина