Дело №2-364/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2013 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Гедымы О.М.
при секретаре Ивановой А.В.
с участием истца Шемелова А.А.
представителя истца Страшного П.А.
представителя ответчика Преснухиной Л.П.
представителя соответчика Марехи Д.А.
третьего лица Шемеловой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-364/13 по иску Шемелова А.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Коларегионэнергосбыт», закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» о возложении обязанности по проведению перерасчета платы за потребленную электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Шемелов А.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Коларегионэнергосбыт» (далее ООО «КРЭС») о возложении на ответчика обязанности по проведению перерасчета платы за потребленную электроэнергию.
В обоснование иска истец указал, что является собственником жилого помещения – квартиры №*** в доме №*** по пер. *** в г. Мурманске. В указанном жилом помещении он проживает вместе со своей семьей и добросовестно оплачивает коммунальные услуги. В его квартире установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии, он ежемесячно передает показания прибора для начисления платы за указанную коммунальную услугу, и своевременно оплачивает потребленную его семьей электроэнергию, что подтверждается соответствующими квитанциями. Вместе с тем, ответчик требует от него оплаты электроэнергии, в том числе, за недобросовестных потребителей. Считает, что при начислении платы за потребленную его семьей электроэнергию и на общедомовые нужды, ответчик неправильно применяет Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 №307, применяя солидарную ответственность потребителей. Дом, в котором проживает истец, является 5-тиэтажным, в подъезде дома вмонтированы 7 электрических лампочек, каждая мощностью 60w, следовательно, истец должен оплачивать электроэнергию, которая поступает на общедомовые нужды, исходя из потребленной электроэнергии 7 электрических лампочек, в размере 1/24 доли (по количеству квартир в доме). Однако ответчик, начиная с июня 2010 года по настоящее время, производит начисления истцу электроэнергии на общедомовые нужды, которые превышают расход электроэнергии по индивидуальному прибору учета. По мнению истца, ответчик, поставляя коммунальную услугу в многоквартирный дом, разницу между предоставленной электроэнергией за месяц всему дому и фактически оплаченной потребителями, возложил на добросовестных потребителей электроэнергии, в том числе и на него.
Кроме того, истец указывает, что в подвальном помещении многоквартирного дома имеется комната для хранения инвентаря и бытовых нужд дворников. В данном помещении находится большое количество бытовой техники (электрическая плита, электрический чайник, обогреватель, холодильник), которые не подключены к отдельному прибору учета электроэнергии. Кроме того, на доме расположены два электрических фонаря для наружного освещения двора, которые подключены к общедомовому прибору, расходы по освещению дворовой территории ответчик возлагает на добросовестных потребителей, тогда как данные расходы должны оплачиваться из бюджета города. 07 ноября 2012 года истец обратился к ответчику с письменной претензией, однако ответа до настоящего времени не получил.
С учетом изложенного, просит обязать ООО «КРЭС» произвести перерасчет коммунальной услуги за электроэнергию, потребленную для обслуживания общедомовых нужд, указанную в счет-квитанциях в разделе «расход на ОДН» за период с января 2010 года по настоящее время, исходя из 1/24 доли от потребленной электроэнергии, которая поступила на общедомовые нужды. Также просит обязать ответчика указывать в счет-квитанциях размер потребленной на общедомовые нужды электроэнергии в размере 1/24 от той, которая фактически поступает на обслуживание общедомовых нужд.
Учитывая, что управляющей компанией многоквартирного дома №*** по переулку *** в городе Мурманске является ЗАО «Севжилсервис», определением суда от 18 января 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ЗАО «Севжилсервис».
Определением суда от 11 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Шемелов А.А., Шемелов И.А., Шемелова Л.Н.
В ходе судебного разбирательства истец представил ходатайство об уточнении исковых требований, просил: 1) обязать общество с ограниченной ответственностью «Коларегионэнергосбыт» произвести для квартиры №*** дома №*** по пер. *** в г. Мурманске перерасчет коммунальной услуги за электрическую энергию потребленную для обслуживания общедомовых нужд, указанную в счет-квитанциях в разделе «расход на ОДН» за период с января 2010 года по 01 сентября 2012 года из расчета 1/24 от электроэнергии, которая фактически поступила на обслуживание общедомовых нужд указанного многоквартирного дома; 2) расчет потребленной электрической энергии на общедомовые нужды с 01.09.2012 производить по формуле согласно Постановления Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011; 3) обязать ЗАО «Севжилсервис» перевести все посторонние подключения, в виде фонарей дворового освещения и дворницкой на отдельные приборы учета, произвести вычет расхода электроэнергии, потребленной данными посторонними подключениями, из расходов на общедомовые нужды; 4) обязать ЗАО «Севжилсервис» заменить в указанном многоквартирном доме электрическую проводку от трансформаторной подстанции до квартирных счетчиков.
В судебном заседании истец Шемелов А.А. и его представитель Страшный П.А. уточненные исковые требования поддержали, указав, что поскольку с 01 сентября 2012 года ООО «КРЭС» производит начисление расходов по оплате электрической энергии на общедомовые нужды, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011, ими не заявляются требования о перерасчете размера платы по электроэнергии за период с 01.09.2012 года. В остальной части уточненные исковые требования поддержали. Дали пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Определением суда в принятии уточненных исковых требований в части возложения на ЗАО «Севжилсервис» обязанности по замене в многоквартирном доме электрической проводки от трансформаторной подстанции до квартирных счетчиков отказано.
Представитель ООО «КРЭС» - Преснухина Л.П. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что ООО «КРЭС» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Общество не осуществляет продажу коммунального ресурса и не имеет прямых отношений с потребителями. Кроме того, пояснила, что ООО «КРЭС» в соответствии с договором возмездного оказания услуг, заключенного с ответчиком ЗАО «Севжилсервис», оказывает биллинговые услуги, то есть производит расчет и выпускает платежные документы для граждан-потребителей, проживающих в жилом фонде, находящемся под управлением соответчика. ООО «КРЭС» показания общедомовых приборов учета электроэнергии не снимает, данные показания им передает управляющая компания. Размер платы за коммунальную услугу «электроснабжение» при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми и индивидуальными приборами учета до 01.09.2012 определялся в соответствии с формулой 9 п. 3 Приложения №2 к Правилам №307, исходя из показаний общедомового и индивидуальных приборов учета. С 01 сентября 2012 года расчет производится в соответствии с вступившими в силу Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011, в соответствии с которыми распределение электроэнергии на общедомовые нужды осуществляется пропорционально общей занимаемой площади жилого (нежилого) помещения. Также представитель пояснила, что в случае не передачи гражданами показаний индивидуальных приборов учета в расчете применяется норматив потребления электроэнергии данного потребителя, что не запрещено законом. Полагает, что расчет платы за электроэнергию за спорный период истцу осуществлялся правильно, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель соответчика ЗАО «Севжилсервис» - Мареха Д.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что многоквартирном доме, в котором проживает истец, в 2010 году установлен общедомовой прибор учета потребленной электроэнергии, который учитывает электроэнергию, потребленную небытовыми потребителями, бытовыми потребителями, электроэнергию расходованную на общедомовые нужды – освещение мест общего пользования, освещение придомовой территории. Электрическая энергия, потребляемая электрическими приборами в дворницкой, учитывается отдельным прибором учета, но включается в состав электроэнергии затраченной на общедомовые нужды, поскольку в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, данное помещение является общим имуществом многоквартирного дома. Также к общедомовому прибору учета подключены небытовые абоненты, которые имеют индивидуальные договоры энергоснабжения, потребленная ими электроэнергия вычитается из общего объема потребленной электроэнергии в многоквартирном доме. Считает, что настоящим исковым заявлением фактически истец оспаривает Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым начислялась плата за электроэнергию до 01.09.2012 года. Также представитель указал, что на основании заключенных договоров, ООО «КРЭС» осуществляет действия, связанные с расчетами и организацией сбора денежных средств за коммунальную услугу энергоснабжения, в том числе производит учет объемов потребления электроэнергии в жилых многоквартирных домах, производит расчет платы за коммунальные услуги по электроснабжению и выполняет их доставку, производит прием платежей от потребителей. Однако снятие показаний общедомовых приборов учета электроэнергии производится управляющей компанией в последний день месяца. Показания индивидуальных приборов учета обязаны передавать собственники жилых помещений. Доводы истца о перерасчете платы за электроэнергию в размере 1/24 доли от общего количества потребленной электроэнергии в местах общего пользования находит необоснованными, не соответствующими действующему законодательству. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо Шемелова Л.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Третьи лица Шемелов А.А., Шемелов И.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав истца, его представителя, представителей ответчика и соответчика, третье лицо, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги, включающая в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Правительство Российской Федерации постановлением от 23 мая 2006 г. N307, принятым в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила).
До 01 сентября 2012 года, порядок расчета размера платы за потребленную электроэнергию регулировался указанными Правилами, с 01 сентября 2012 года вступили в силу «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354. Правила №307 с 01.09.2012 года признаны утратившими силу, за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, в спорный период, то есть с 01.01.2010 год по 01.09.2012 год действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам №307, которые регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Исполнителем услуг согласно пункту 3 Правил является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Управляющей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, управляющее многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В судебном заседании установлено, что истец Шемелов А.А. и третьи лица Шемелова Л.Н., Шемелов А.А., Шемелов И.А. являются собственниками квартиры №*** в доме №*** по переулку *** в г. Мурманске /л.д. 15, 16/. Указанное жилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета электрической энергии. Данное обстоятельство подтверждено истцом и не отрицалось представителями ответчиков.
На основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2008, заключенным между ОАО «Севжилсервис» (в настоящее время ЗАО «Севжилсервис») и муниципальным образованием город Мурманск, управляющей компанией, обслуживающий указанный многоквартирный дом является ЗАО «Севжилсервис».
В соответствии с пунктом 2.1 договора управления управляющая компания приняла на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также по предоставлению коммунальных услуг собственникам и иным пользователям жилых помещений.
Пунктом 2.2 договора управления предусмотрено, что состав общего имущества многоквартирного дома определяется с учетом положений статьи 36 Жилищного кодекса РФ и Приложения №1 к договору. В состав общего имущества многоквартирного дома включается, в том числе, внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, …, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
01 августа 2009 года между ОАО «Севжилсервис» и ООО «Коларегионэнергосбыт» (ООО «КРЭС») заключен агентский договор №***, по условиям которого ООО «КРЭС» приняло на себя обязательства совершать от имени и за счет ОАО «Севжилсервис» действия, связанные с расчетами и организацией сбора денежных средств за коммунальную услугу энергоснабжения по договору энергоснабжения №*** от 17.07.2009 /л.д. 101-105/.
Пунктом 3 указанного договора предусмотрено, что ООО «КРЭС» производит учет объемов потребления электроэнергии в жилых многоквартирных домах: организует прием информации о показаниях индивидуальных приборов учета потребителей путем размещения информации о своих телефонах на сайте ООО «КРЭС», на платежных документах и обеспечение приема информации сотрудниками Общества; учитывает показания общедомовых приборов учета и индивидуальных приборов учета, переданных управляющей организацией; учитывает информацию по показаниям индивидуальных приборов учета, которую сообщают потребители. Также ООО «КРЭС» производит расчет платы за коммунальную услугу электроснабжения для потребителей, являющимися собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирного дома, в соответствии с требованиями действующего законодательства по порядку расчета данной платы (п. 3.2.1 договора). При отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов Общество производит перерасчет на основании изменившихся данных по потреблению и информации, используемой в расчетах.
01 апреля 2010 года между ОАО «Севжилсервис» (заказчик) и ООО «КРЭС» (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг №***, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство по заданию заказчика оказать услуги и совершить действия, связанные с расчетами и выпуском платежных документов за коммунальную услугу «электроснабжение» потребителям, проживающим в многоквартирных домах, указанных в Приложении №1, которые на законных основаниях находятся под управлением или на обслуживании у Заказчика, последний принял на себя обязательство оплатить данные услуги /л.д. 115-118/.
Разделом 3 данного договора предусмотрены условия, аналогичные условиям, содержащимся в пункте 3 агентского договора от 01.08.2009.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления Администрации города Мурманска от 28.07.2009 №*** «Об утверждении долгосрочной целевой программы по поэтапному переходу на отпуск ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на территории муниципального образования г. Мурманск на 2009-2014 годы», многоквартирный дом №*** по переулку *** в городе Мурманске в 2010 году был оборудован общедомовым прибором учета потребленной электроэнергии.
Из пояснений представителей ответчиков, данных в судебном заседании следует, что все квартиры в указанном многоквартирном доме оборудованы индивидуальным прибором учета электроэнергии.
Из выписки из лицевого счета №*** по адресу: г. Мурманск, пер. *** дом *** кв. *** за период с 01.01.2010 по 30.11.2012, предоставленной ООО «КРЭС», следует, что в указанном жилом помещении было установлено два счетчика №*** и №***. 01 июля 2010 года был произведен перенос сальдо на счетчик №***, после чего потребляемая жильцами указанного жилого помещения электроэнергия, учитывалась индивидуальным прибором учета электроэнергии №***. Лицевые счета были объединены в один счет №***. В судебном заседании истец и третье лицо Шемелова Л.Н. данное обстоятельство подтвердили.
Из данной выписки, а также квитанций об оплате коммунальной услуги за электроснабжение следует, что Шемеловыми в спорный период производилась оплата указанной коммунальной услуги по индивидуальному прибору учета электроэнергии. Оплата электроэнергии на общедомовые нужды, по общедомовому прибору учета, истцом не производилась. В связи с этим за Шемеловыми образовалась задолженность по оплате электроэнергии, которая по состоянию на 30 ноября 2012 года составила *** рублей *** копейки. Данный факт истцом в судебном заседании не отрицался.
Обращаясь с данным иском в суд, истец указал, что расчет электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды за спорный период, произведен ООО «КРЭС» не правильно, без учета формулы №9, установленной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N307. Полагает, что те жильцы, которые своевременно оплачивают коммунальные услуги и передают показания приборов учета (добросовестные потребители), несут расходы по оплате электроэнергии за недобросовестных потребителей, которые не передают показания индивидуального прибора учета и не оплачивают коммунальные услуги. Поскольку в многоквартирном доме расположено 24 квартиры, истец считает, что должен оплачивать расход электроэнергии на общедомовые нужды, исходя из 1/24 доли электроэнергии, которую потребляют 14 электрических лампочек, установленных в подъезде многоквартирного дома.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данными доводами истца и его представителя по следующим основаниям.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. N307 (в ред. N354 от 06.05.2011 г.), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Следовательно, при оборудовании многоквартирного дома прибором учета электроэнергии, количество электроэнергии, потребленное многоквартирным домом, определяется по показаниям общедомового прибора учета и распределяется между собственниками жилых и нежилых помещений в соответствии с действующим законодательством, а именно: в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства N307 от 23 мая 2006 г.
В подпункте 1 пункта 3 приложения N2 к Правилам указан следующий порядок определения размера платы за коммунальные услуги: в помещениях, не оборудованных приборами учета, он определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9, а именно:
VD
Р куЗ.у = ----------- x Vip x Тку, (9)
Vn.p + Vn.n
где:
VD - объем (количество) коммунального ресурса, фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме;
Vn.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета;
Vп.п - суммарный объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3;
Vi.p - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. x час);
Тку - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации и подпункту "г" пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг обязанность снимать показания индивидуальных приборов учета, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги возложена на потребителей (собственников и нанимателей жилых помещений).
Несвоевременное предоставление показаний индивидуальных приборов учета нарушает права добросовестных потребителей и поставщика коммунальных ресурсов, поскольку в таком случае не представляется возможным начисление пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг.
При этом, Правила предоставления коммунальных услуг не исключают возможности при непредставлении или несвоевременном предоставлении потребителем показаний индивидуального прибора учета, начисление платы за потребленные ими коммунальные услуги исходя из нормативов потребления либо среднего показателя потребления коммунальных услуг за истекший период с возможностью последующей корректировки начислений при предоставлении показаний индивидуальных приборов учета.
Из пояснений представителя ООО «КРЭС» следует, что при отсутствии показаний индивидуальных приборов учета, ответчиком производился расчет платы по среднемесячному значению объема, потребления электроэнергии, при этом плата за потребленную энергию в местах общего пользования начислялась собственникам и нанимателем всех квартир жилого дома, а не распределялась только между лицами, представившими показания индивидуальных приборов учета.
При этом, возможность применения расчета платы за потребленную энергию по среднемесячному потреблению, при определенных обстоятельствах, в спорный период, предусматривалась вышеуказанными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Из представленных в материалы дела выписки из лицевого счета истца и копий платежных документов следует, что расчет потребленной истцом электроэнергии производился ООО «КРЭС» во исполнение договора, заключенного с ОАО «Севжилсервис» (в настоящее время ЗАО «Севжилсервис») по указанной формуле №9, то есть в соответствии с действующим в спорный период законодательством.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Между тем, истцом не представлено суду достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период жители дома №*** по переулку *** в городе Мурманске, не представившие показания индивидуальных приборов учета, фактически потребляли электрическую энергию в объемах превышающих средние показатели, определенные ответчиком расчетным путем и учтенные при расчете платы за услугу «электроснабжение».
При таких обстоятельствах, требования истца о возложении на ООО «КРЭС» обязанности по проведению перерасчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с 01 января 2010 года по 01 сентября 2012 года из расчета 1/24 доли от потребленной на общедомовые нужды электроэнергии, суд находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку расчет платы за потребленную электроэнергию, в спорный период производился ответчиком в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №*** от 23 мая 2006 года, иного порядка, регулирующего возникшие правоотношения, не установлено.
Не могут быть признаны судом обоснованными и требования истца о понуждении ответчика ЗАО «Севжилсервис» перевести все посторонние подключения в виде фонарей дворового освещения и дворницкой на отдельные приборы учета, и произвести вычет расхода электроэнергии, потребленной данными посторонними подключениями, из расходов на общедомовые нужды, по следующим основаниям.
Требования истца о понуждении управляющей компании перевести все посторонние подключения (фонари дворового освещения и дворницкую) на отдельные приборы учета не могут быть рассмотрены в рамках настоящего гражданского дела по иску о возложении на ответчиков обязанности по проведению перерасчета платы за электроэнергию, поскольку предметом настоящего спора является порядок начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды и порядок перерасчета платы за электроэнергию по общедомовому прибору учета. При этом, суд учитывает, что истец не лишен возможности обратиться в суд с отдельным иском к управляющей компании с указанными требованиями. Кроме того, в судебном заседании представитель ЗАО «Севжилсервис» пояснил, что дворницкая оборудована отдельным прибором учета электроэнергии.
Что касается требований истца о возложении на ответчика ЗАО «Севжилсервис» обязанности произвести перерасчет потребленной электроэнергии за спорный период, за вычетом указанных сторонних подключений, суд приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минрегионразвития Российской Федерации от 18 июня 2007 года N11356-ЮТ/07, используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N491, понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что электроэнергия на общедомовые нужды, как и потребление электроэнергии на личные нужды является единой коммунальной услугой энергоснабжения. Следовательно, истец обязан оплачивать в составе платы за коммунальную услугу «Энергоснабжение» электрическую энергию, потребленную не только на личные нужды, но и электрическую энергию, использованную на содержание общего имущества многоквартирного дома, куда входят: работа электрического оборудования, освещение мест общего пользования, потери в электрической сети.
Кроме того, доказательств того, что в состав электроэнергии, включенной в спорный период на общедомовые нужды, входит расход электроэнергии, потребленной фонарями для дворового освещения, истцом суду не представлено, экспресс-аудит с целью выявления причин высокой платы за электроэнергию, потребляемую на содержание мест общего пользования, собственниками жилых помещений многоквартирного дома не проводился.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Шемелову А.А. в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Коларегионэнергосбыт», закрытому акционерному обществу «Севжилсервис» о понуждении произвести перерасчет коммунальной услуги за электроэнергию, потребленную для общедомовых нужд, исходя из расчета 1/24 от той электроэнергии, которая фактически поступила на обслуживание общедомовых нужд многоквартирного дома №*** по переулку *** в г. Мурманске, за период с января 2010 года по 01 сентября 2012 года, за вычетом электроэнергии потребленной посторонними подключениями, возложении обязанности перевести все посторонние подключения на отдельные приборы учета – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья О.М. Гедыма