Судья ФИО4 Дело № 33-1305/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.
судей Жуковской С.В. и Костенко Е.Л.
при секретаре Нечаевой Л.И.
рассмотрела в судебном заседании 21 февраля 2019 года дело по апелляционной жалобе Уваровой А.А. и Уварова Ю.В. на решение Сыктывкарского городского суда от 22 ноября 2018 года, по которому постановлено:
Исковые требования Уваровой ..., Уварова ... к обществу с ограниченной ответственностью «Северное тепло», товариществу собственников жилья «Морозова 156/1» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление с июля 2018 года и в последующие месяцы с учетом показания индивидуального прибора учета тепла оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя ООО «Северное тепло» Королевой Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Уваровы Ю.В. и А.А. обратились в суд с иском к ООО «Северное тепло» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление по показаниям индивидуального прибора учета по адресу: ... Заявленные требования мотивировали тем, что в период с июля 2018 года плата за отопление начисляется без учета показаний прибора учета, установленного в жилом помещении.
Суд в качестве соответчика привлек ТСЖ «Морозова 156/1».
В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали.
Представитель ответчиков ООО «Северное тепло» и ТСЖ «Морозова 156/1» Куратов О.А. в судебном заседании иск не признали.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Уваровы Ю.В. и А.А. решение суда просят отменить как незаконное.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что <Адрес обезличен> принадлежит Уварову Ю.В., Уваровой А.А. на праве общей долевой собственности, по ? доли.
Управление многоквартирным домом по адресу: <Адрес обезличен> осуществляет ТСЖ «Морозова-156/1».
ТСЖ «Морозова-156/1» предоставляет собственникам жилищно-коммунальные услуги, в том числе отопление, начисляет плату.
Многоквартирный жилой дом по <Адрес обезличен> введен в эксплуатацию в 2006 году, имеет жилых 72 помещения.
Проектом сантехнической части дома от 2003 года было предусмотрено оснащение жилых помещений 72 тепловыми счетчиками. Вместе с тем, при сдаче в 2006 году многоквартирного дома (МКД) по адресу <Адрес обезличен> в эксплуатацию, жилые и не жилые помещения индивидуальными приборами тепловой энергии не были оборудованы.
Дом с момента его ввода в эксплуатацию, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам дома по адресу <Адрес обезличен> настоящее время определяется из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Собственники многоквартирного жилого дома № 156/1 14 апреля 2018 года приняли решение начислять плату за отопление по фактическим показаниям общедомового прибора учета.
Приказом председателя правления ТСЖ «Морозова 156/1» № 2 от 1.09.2018, принятого на основании решения общего собрания собственников жилья «Морозова 156/1» от 14.04.2018 постановлено начислять плату за отопление ежемесячно, по фактическому показанию общедомового счетчик с 1.09.2018.
Установив названные обстоятельства, суд сделал вывод, что оснований для перерасчета платы за отопление не имеется, поскольку расчет производится в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком оплаты за потребляемое тепло в многоквартирном доме, в котором имеется общедомовой прибор учета тепла, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепла.
Доводы истцов о незаконности начисления платы без учета индивидуальных приборов учета тепла в связи с признанием пункта 42(1) Правил N 354 не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 г. N 30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», суд признал не дающими основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку на их основании в системе действующего правового регулирования разрешается вопрос об определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена. Таких обстоятельств по делу по мнению суда не установлено.
Данный вывод суд сделал без учета следующих требований закона и фактических обстоятельств спора.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно пункту 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац второй).
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев второго - четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абзац второй пункта 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения N 2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Так, согласно абзацу третьему пункта 42(1) данных Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Несмотря на то, что Конституционный суд в Постановлении от 10.07.2018 г. N 30-П оценку конституционности положений пункта 42(1) Правил N 354 только в отношении жилых помещений в доме оборудованных как ОПУ тепла, так и ИПУ тепла, но часть из которых пришла в негодность, при рассмотрении этого вопроса Конституционный суд высказал правовую позицию, согласно которой приоритет должен даваться показаниям индивидуальных приборов учета, тем самым стимулируя собственников помещений к экономии энергоресурсов.
Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года N 80-р), которая называет в числе приоритетов государственной политики в этой сфере развитие интеллектуальных систем комплексного, дистанционного учета коммунальных энергоресурсов за счет поэтапного изменения требований к приборам учета, актуализацию нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, а среди первостепенных задач - совершенствование системы учета потребления коммунальных услуг, включая меры, направленные на стимулирование потребителей к установке приборов учета (общедомовых и индивидуальных), а также введение ответственности за вмешательство в работу приборов учета и несанкционированное подключение к внутридомовым сетям.
Согласно статье 13 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход этих ресурсов.
В силу части 9 статьи 11 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с данным Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 30-П, приведенное нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
Кроме того, п.3 вышеназванного Постановления Конституционный суд обязал Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Таким образом, судебная коллегия полагает, истцы имеют право на оплату за коммунальную услугу по отоплению своего жилого помещения на основании показаний индивидуального прибора учета тепла, в связи с чем отказ в удовлетворении их требований незаконен.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований.
Уваровой А.А. при подаче искового заявления была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая в соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ подлежит возмещению в равных ответчиками как проигравшая сторона истцу.
Руководствуясь ст.327,328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда от 22 ноября 2018 года отменить, вынести по делу новое решение.
Исковые требования Уваровой ..., Уварова ... удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Северное тепло», Товарищество собственников жилья «Морозова 156/1» производить с июля 2018 года расчет платы за отопление в квартире 9 в ... с учетом показаний индивидуального прибора учета тепла и произвести перерасчет платы за отопление с июля 2018 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Северное тепло» в пользу Уваровой ... 150 рублей.
Взыскать с Товарищество собственников жилья «Морозова 156/1» в пользу Уваровой ... 150 рублей.
Председательствующий:
Судьи: