Решение по делу № 3а-60/2020 от 14.04.2020

УИД 19OS0000-01-2020-000054-36

Дело № 3а-60/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан                                                   10 июня 2020 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Поповой О.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Попова О.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра       и картографии по Республике Хакасия (далее – Управление Росреестра              по Республике Хакасия), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером Выражая несогласие с кадастровой стоимостью, просит установить стоимость нежилого здания равной его рыночной стоимости             в размере 470 000 рублей.

Административный истец Попова О.М. в судебное заседание не явилась; ее представитель Попов А.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие, административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители административных ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Стеценко О.Н., Управления Росреестра по Республике Хакасия Музалева Н.А. представили письменные отзывы, в которых указали, что право административного истца     по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере            его рыночной стоимости не оспаривают. Просили рассмотреть дело                     в их отсутствие.

Заинтересованные лица ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации города Саяногорска, Шестоперов О.Ю. в судебное заседание представителей не направили.

Всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) юридические лица          и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением            об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права          и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения     в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г.          № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона           под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки            не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:        одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены            о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки      представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной    для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки              в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная                 в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости               его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена          его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона                  об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих      при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28) разъяснено,                что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона                 об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ); бывший      собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением                    о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

Поповой О.М. принадлежал на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером – нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>.;                          с 07 ноября 2019 г. собственником указанного объекта недвижимости является Шестоперов О.Ю., данные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи объекта недвижимости от 05 ноября 2019 г., выпиской из ЕГРН           от 02 марта 2020 г.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации          (далее - НК РФ) Попова О.М. являлась налогоплательщиком налога                  на имущество физических лиц.

На основании пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок         до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя                  из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных      в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя          из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

Статьей 1 Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 г.                         № 64-ЗРХ установлена единая дата начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу                 на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01 января 2016 года.

Согласно части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности            государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации,                 по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

Результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости                    (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Хакасия, утверждены приказом Министерства имущественных        и земельных отношений Республики Хакасия от 27 октября 2016 г. № 020-146-п       по состоянию на 01 января 2016 г.

В приложении № 1 к данному приказу указан объект недвижимости         с кадастровым номером кадастровая стоимость –                        1 064 557,4 рублей. Аналогичные данные содержатся в выписке из ЕГРН            о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости и нарушает права как плательщика налога Попова О.М. 14 апреля 2020 г. обратилась в суд, просит установить кадастровую стоимость равной рыночной в размере 470 000 рублей.

В обоснование административного иска Поповой О.М. представлен отчет об оценке № 020036.2, выполненный ООО «Независимая оценка» (оценщик Шестопалова Н.Е.).

Суд полагает возможным принять указанный отчет в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям закона, составлен специалистом, имеющим специальное образование, являющимся членом саморегулируемой организации; отчет отвечает требованиям научности, обоснованности, логичности, содержит подробное описание проведенного исследования, ссылки на использованные                     при проведении оценки материалы; выводы оценщика понятны.

Возражений относительно достоверности определенной в отчете                   стоимости объекта недвижимости и соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации лицами, участвующими в деле,            не заявлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость.

Часть 3 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости используются           для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты                     их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того,             что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года,      в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

На основании пункта 2 статьи 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров            о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии        или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период,     в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости,                       и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости              в государственный кадастр недвижимости.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи 403 НК РФ, установленная настоящим решением кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2017 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет,              что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления                 о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Поповой О.М.            к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра       и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных                и земельных отношений Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поступившее         в суд 14 апреля 2020 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Хакасия,           <адрес> равной его рыночной стоимости                 в размере 470 000 рублей с 01 января 2017 г. до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца                  со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                          Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 11 июня 2020 г.

3а-60/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попова Олеся Мамедовна
Ответчики
Управление Росреестра по Республике Хакасия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Другие
Администрация города Саяногорска
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Шестоперов Олег Юрьевич
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Редько Евгений Павлович
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
14.04.2020Регистрация административного искового заявления
14.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2020Подготовка дела (собеседование)
02.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.07.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
31.07.2020Судебное заседание
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
10.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее