Дело № 2-176/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Щучанский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Лушниковой Н.В.
при секретаре Худяковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Щучье Курганской области 27 марта 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Щучье Щучанского района Курганской области к Кривову В.Ф. о понуждении к заключению договора мены жилых помещений,
установил:
Администрация города Щучье Щучанского района Курганской области (далее – Администрация г. Щучье) обратилась в суд с исковым заявлением к Кривову В.Ф. о понуждении к заключению договора мены жилых помещений, в обоснование указав, что ответчик является собственником квартиры общей площадью 27,9 кв.м. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Курганская область, г. Щучье, ул. Советская, 34. По результатам обследования указанного многоквартирного дома межведомственной комиссией жилой дом признан непригодным для проживания и включен в Программу переселения граждан из аварийного жилья. Согласно программе за Кривовым В.Ф. закреплена квартира в доме, расположенном по адресу: Курганская область, г. Щучье, мкр. Аринино, д. №, кв. №. Жилой дом по адресу: Курганская область, г. Щучье, мкр. Аринино, д. № введен в эксплуатацию 14 октября 2016 года. Право собственности зарегистрировано за Администрацией г. Щучье. Объявления о заключении договоров мены со списками граждан были опубликованы в районной газете «Звезда» и размещены в информационной сети «Интернет». Ответчику было направлено уведомление по почте. Однако ответчик до настоящего времени договор мены равнозначных квартир с Администрацией г. Щучье не заключила. Просит обязать Кривова В.Ф. заключить с Администрацией г. Щучье договор мены квартиры, расположенной по адресу: Курганская область, г. Щучье, ул. Советская, д. 34, кв. №, на квартиру, расположенную по адресу: Курганская область, г. Щучье, мкр. Аринино, д. №, кв. №.
Представитель истца Администрации г. Щучье в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании 1 марта 2017 года представитель истца Администрации г. Щучье по доверенности Казначеева Н.В. на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Кривов В.Ф. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, так как считает дом, в котором расположена принадлежащая ему квартира, пригодным для проживания. Заключение межведомственной комиссии от 21 декабря 2011 года о признании многоквартирного дома непригодным для проживания в судебном порядке признано незаконным. Заключение межведомственной комиссии от 13 октября 2016 года, которым жилой дом вновь признан непригодным для проживания, также оспаривается в Щучанском районном суде. Отмечает, что Администрацией г. Щучье не были приняты предусмотренные частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации меры: Администрация г. Щучье не сообщала ему о том, что многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая ему квартира, признан непригодным для проживания, решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не принималось. На заключение договора мены он не согласен. Считает, что основания для возложения на него обязанности заключить договор мены отсутствуют. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Подпунктом 3.2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение изымается у собственника путем его выкупа; решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Согласно части 7 статьи 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, членов его семьи осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства».
Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 2 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения жилищных прав.
В случае невключения дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Кривов В.Ф. является собственником квартиры № общей площадью 27,9 кв.м, расположенной в многоквартирном доме по адресу: Курганская область, г. Щучье, ул. Советская, 34, который 21 декабря 2011 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации г. Щучье от 4 июля 2011 года № 100, признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением Щучанской городской Думы Щучанского района Курганской области от 7 ноября 2014 года № 31 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан города Щучье из аварийного жилищного фонда в городе Щучье Курганской области на 2015-2017 годы», согласно приложению к которой в программу вошел и многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Курганская область, г. Щучье, ул. Советская, д. 34. Способом переселения граждан определено строительство многоквартирных домов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 7 сентября 2016 года заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 21 декабря 2011 года № 170 о признании двухэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: Курганская область, г. Щучье, ул. Советская, 34 аварийным и подлежащим сносу признано незаконным.
Заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, от 13 октября 2016 года №563 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Курганская область, г. Щучье, ул. Советская, д. 34, вновь признан непригодным для проживания.
Установлено, что указанное заключение оспаривается в порядке административного судопроизводства в Щучанском районном суде Курганской области.
На основании муниципального контракта на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов № от 14 сентября 2015 года, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от 14 октября 2016 года, передаточного акта от 31 октября 2016 года муниципальное образование город Щучье Щучанского района Курганской области является собственником квартиры общей площадью 32,2 кв.м., расположенной по адресу: Курганская область, г. Щучье, мкр. Аринино, д. №, кв. №, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав, от 16 ноября 2016 года.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения. Соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу.
Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом, исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ, юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Согласно подпункту «и» пункта 20 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
При рассмотрении дела истцом не представлено доказательств соблюдения Администрацией города процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у ответчика – собственника жилого помещения.
Сведений о том, что ответчику предлагалось выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, в материалах дела не имеется.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Как установлено судом, волеизъявление ответчика на заключение договора мены истцом не получено.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░