ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 77-1118/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 23 июня 2020 года
Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кильмухаметовой М.В.
судей Бородкина И.А., Суворовой Н.В.
с участием прокурора Креймер О.Л.
адвоката Парфенова В.Ю., представившего удостоверение № 102 от 10 ноября 2009 года и ордер № 252100 от 17 марта 2020 года,
осужденной Носыревой Т.Н.
потерпевшей ФИО7
при секретаре Максимовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу адвоката Парфенова В.Ю. в защиту осужденной Носыревой Т.Н. на приговор Читинского районного суда Забайкальского края от 28 октября 2019 года и апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 16 декабря 2019 года.
По приговору Читинского районного суда Забайкальского края от 28 октября 2019 года
Носырева Татьяна Николаевна, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, несудимая,
осуждена по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от 16 декабря 2019 года приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Кильмухаметовой М.В., изложившей обстоятельства дела, содержание вынесенных судебных решений, доводы кассационной жалобы защитника, пояснения осужденной Носыревой Т.Н. и адвоката Парфенова В.Ю., поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения потерпевшей ФИО7, возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Креймер О.Л., полагавшей необходимым судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
по приговору суда Носырева Т.Н. осуждена за убийство, совершенное 21 июля 2019 года в с. Смоленка Читинского района Забайкальского края при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе адвокат Парфенов В.Ю. в защиту осужденной Носыревой Т.Н. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями. Полагает, что с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, показаний осужденной, ее действия неправильно квалифицированы судом как убийство, поскольку у Носыревой Т.Н. отсутствовал умысел на причинение смерти ФИО6 и она не предполагала, что наносит удар в жизненно-важный орган. Просит переквалифицировать ее действия на ч. 4 ст. 111 УК РФ. Кроме того, обращает внимание на то, что согласно заключению комплексной психолого-психиатрической экспертизы у Носыревой Т.Н. обнаружены <данные изъяты>, однако не был решен вопрос о влиянии указанного <данные изъяты> на поведение осужденной в момент инкриминируемого ей деяния с учетом нахождения ее в состоянии <данные изъяты> и <данные изъяты> в короткий промежуток времени. Также считает, что суд не в полной мере учел смягчающие наказание обстоятельства, условия жизни семьи осужденной, наличие у нее малолетних детей, для которых она является единственным родителем, и необоснованно не применил положения ч. 6 ст. 15, ст. 64, ст. 82 УК РФ.
В возражениях на кассационную жалобу адвоката потерпевшая ФИО7 просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы адвоката, возражений на нее, судебная коллегия находит судебные решения законными, обоснованными и справедливыми, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По данному уголовному делу таких нарушений не допущено.
Обвинительный приговор в отношении Носыревой Т.Н. отвечает требованиям ст. 304, 307-309 УПК РФ.
Судом первой инстанции правильно установлено, что осужденная совершила убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, в том числе форма вины и мотивы совершенного преступления, судом установлены верно.
Выводы суда о виновности Носыревой Т.Н. в совершении указанного преступления основаны на совокупности всесторонне и полно исследованных в ходе судебного рассмотрения доказательств, подробно приведенных в приговоре, в том числе: показаниях самой осужденной Носыревой Т.Н. в части, признанной судом достоверной, показаниях свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, из которых следует, что в ходе конфликта Носырева Т.Н. нанесла потерпевшему ФИО6 один удар ножом в область грудной клетки, заключении судебно-медицинской экспертизы и показаниях эксперта ФИО12 о характере, тяжести и механизме образования телесного повреждения у потерпевшего и его причинно-следственной связи со смертью последнего, заключении судебно-медицинской экспертизы об обнаружении на клинке ножа, смывах с пола и подногтевом содержимом Носыревой Т.Н. крови, происхождение которой от потерпевшего не исключается, заключении трассологической экспертизы о возможности причинения повреждения на футболке потерпевшего ножом, изъятым с места происшествия.
Правильность оценки доказательств, как в отдельности, так и в совокупности, основанная на требованиях ст. 17, 88 УПК РФ, сомнений не вызывает, а тот факт, что она не совпадает с позицией стороны защиты, не свидетельствует о нарушении судами требований уголовно-процессуального закона и не является основанием к отмене или изменению судебных решений.
Доводы стороны защиты, приведенные в жалобе, о неосторожном причинении смерти потерпевшему и переквалификации действий осужденной на ч. 4 ст. 111 УК РФ, проверялись в судах первой, апелляционной инстанций и обоснованно отвергнуты с приведением мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
О наличии у Носыревой Т.Н. прямого умысла на убийство ФИО6 свидетельствуют фактические обстоятельства содеянного осужденной, в том числе способ и орудие совершения преступления, характер и локализация телесного повреждения, причиненного потерпевшему.
Утверждение адвоката о том, что Носырева Т.Н. не предполагала, что наносит удар в жизненно-важный орган потерпевшему, опровергается показания осужденной, данными в ходе предварительного следствия.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом надлежаще проверялось психическое состояние Носыревой Т.Н. Из заключения комплексной амбулаторной судебной психолого-психиатрической экспертизы следует, что экспертам было известно об обстоятельствах, на которые ссылается защитник в своей жалобе, в том числе о датах рождения детей осужденной и ее нахождении в состоянии <данные изъяты>, при этом эксперты пришли к выводу о том, что имеющиеся у Носыревой Т.Н. признаки эмоционально<данные изъяты> выражены не столь значительно и глубоко, не лишают ее способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в настоящее время и не лишали в период инкриминируемого деяния.
При таких обстоятельствах необходимости в проведении повторной или дополнительной судебной психолого-психиатрической экспертизы не имелось.
Действия Носыревой Т.Н. правильно квалифицированы судом по ч. 1 ст. 105 УК РФ.
По виду и размеру назначенное Носыревой Т.Н. наказание является справедливым, соответствует требованиям ст. 6, 43, 60 УК РФ и по своему виду и размеру не является чрезмерно суровым.
Судом в полной мере учтены характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности виновной, смягчающие и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденной и условия жизни ее семьи.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учел признание вины, раскаяние в содеянном, явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, оказание медицинской помощи потерпевшему, вызов скорой помощи, аморальное поведение потерпевшего, которое явилось поводом для преступления, наличие на иждивении троих малолетних детей, нахождение в момент совершения преступления в состоянии <данные изъяты>, состояние здоровья осужденной, положительные характеристики, принесение извинений потерпевшей.
Таким образом, судом первой инстанции учтены все установленные по делу смягчающие наказание обстоятельства.
Выводы суда об отсутствии оснований для применения ст. 64 УК РФ являются правильными, поскольку исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного преступления, не установлено.
Оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ суд также обоснованно не усмотрел.
Доводы кассационной жалобы адвоката об отсрочке реального отбывания наказания до достижения детьми осужденной четырнадцатилетнего возраста на основании ст. 82 УК РФ удовлетворению не подлежат в силу прямого указания закона, поскольку данные положения закона не применяются к лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за особо тяжкие преступления против личности.
Суд апелляционной инстанции надлежаще проверил законность, обоснованность и справедливость приговора в отношении Носыревой Т.Н., мотивировав в соответствии с требованиями ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ принятое решение.
Существенных нарушений уголовного или уголовно-процессуального закона, которые бы повлияли на исход дела, судебными инстанциями не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13, 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░