РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2017 года г. Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего Чернышева М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-1058/17 по административному иску ИФНС России по Ленинскому району г. Самары к Попову В.Б. о взыскании недоимки по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому району г. Самары обратилось в суд с иском к Попову В.Б. о взыскании недоимки по транспортному налогу. В обоснование требований указывает, что ответчик является плательщиком транспортного налога, т.к. на него зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Ответчик имеет задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб. Ему направлялось требование об уплате налога, которое до настоящего времени не исполнено. Налоговый орган ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании задолженности по налогу за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в здании ИФНС Ленинского района г. Самары произошел пожар, налоговым органом утрачена основная часть документов, а также просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу.
Административный ответчик отзыва по делу не представил, извещение о рассмотрении дела признается получившим применительно к положениям п.2 ст.100 КАС РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ.
Исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно ст.357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации
В силу ч.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Согласно п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из материалов дела видно, что ИНФС по Ленинскому району г. Самары в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Требование об уплате налога № составлено по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что образовавшуюся задолженность ответчику необходимо погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование ответчиком исполнено не было.
Налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для предъявления искового заявления о взыскании недоимки по налогу, при этом указывают, что срок для предъявления иска в суд пропущен в связи с произошедшим пожаром в здании ИФНС России по Ленинскому району г. Самары ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что оснований для восстановления пропущенного срока для предъявления иска в суд не имеется, в связи, с чем ходатайство удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено судом, недоимка по налогу должна быть погашена в срок до ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа только в ДД.ММ.ГГГГ года, а с административным иском – ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного срока, при этом истец ходатайствует о восстановлении срока на обращение в суд, ссылаясь на пожар в занимаемом им здании ДД.ММ.ГГГГ. Однако после состоявшегося пожара прошло более четырех с половиной лет, административным истцом, являющимся юридическим лицом, не принималось мер к обращению в суд, в связи, с чем пожар в данном случае не может являться уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд и, соответственно, основанием для восстановления этого срока.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, а налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока для взыскания.
Частью 5 ст.180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что срок для подачи административного иска о взыскании налога истек, доказательств уважительной причины пропуска срока, не представлено, суд пришел к выводу, что административный иск налогового органа удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175, 178-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ИФНС России по Ленинскому району г. Самары к Попову В.Б. о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий: подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья: