Мировой судья Шкловер Е.Н. УИД 10MS0004-01-2019-007530-61
Судебный участок №13 г.Петрозаводска (Дело №12а-1376/2019)
РЕШЕНИЕ
19 декабря 2019 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна, при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) на постановление мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 30 октября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Тимофеевой Татьяны Владимировны, <данные изъяты>
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 30 октября 2019 г. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ прекращено производство по делу об административном правонарушении, в отношении Тимофеевой Т.В. в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ.
В жалобе выражается несогласие с вынесенным по делу постановлением и ставится вопрос о его отмене, и направление дела на новое рассмотрение со ссылкой на необоснованность выводов мирового судьи об отнесении сведений индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования к бухгалтерской отчетности, поскольку спорные правоотношения регулируется Федеральным законом от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которому, обязанность по представлению отчетности по персонифицированному учету возложена на страхователя, то есть на соответствующего руководителя юридического лица. Указывается, что возложение обязанностей за формирование учетной политики, ведение бухучета, своевременной и правильное перечисление обязательных платежей в бюджет, соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, контроль за движением?имущества и выполнением обязательств учреждения на главного бухгалтера ФИО7 не освобождает руководителя юридического лица от обязанности контролировать своевременное предоставление периодической отчётности в Пенсионный фонд о застрахованных лицах ГКУ РК «Государственное юридическое бюро Республики Карелия» и не освобождает от ответственности руководителя юридического лица за их несвоевременное представление в государственный орган.
Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в г.Петрозаводске Каратай М.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании жалобу поддержала, указав, что отчет по форме СЗВ-М представляет собой сведения персонифицированного учета, информации о застрахованных в организации лицах на отчетную дату, анализ которых позволяет своевременно реагировать на индексацию пенсии.
Тимофеева Т.В. в судебном заседании полагала доводы жалобы необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 указанного Закона страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 03.09.2019 Тимофеева Т.В., являясь начальником <данные изъяты> (далее – Учреждение), в нарушение п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", предоставила в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске (межрайонное) РК сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды: январь 2019 год, март 2019 год, апрель 2019 год с нарушением установленного законодательством срока.
По результатам рассмотрения дела мировой судья прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указав в оспариваемом постановлении, что согласно должностной инструкции главного бухгалтера Учреждения, главный бухгалтер является должностном лицом, ответственным за формирование учетной политики, ведение бухучета, своевременность и правильность перечислений обязательных платежей в бюджет, соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств учреждения, следовательно, субъектом правонарушения по ст. 15.33.2 КоАП РФ за представление в неполном объеме оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования является не руководитель учреждения, а главный бухгалтер, который несет ответственность за непредставление отчетности в установленном порядке и сроки.
Вместе с тем данные выводы нельзя признать обоснованными, поскольку они не позволяют убедиться в том, что судом первой инстанции при рассмотрении дела приняты меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ, является должностное лицо, под которым согласно примечанию к ст.2.4 КоАП РФ понимается лицо, допустившее правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя, иного работника организации.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно абз.3 п.2 ст.14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
На основании ст.16 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).
Сведения о застрахованных лицах предоставляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 №83п.
Таким образом, обязанность представления страхователем отчета по форме СЗВ-М урегулирована Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ и соотносится с персонифицированным учетом работников организации, который формируется на основе сведений из приказов и других документов по учету кадров.
Положения частей 1,3 ст.7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывают руководителю экономического субъекта организовать ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, которые с учетом особенностей спорных правоотношений к настоящему делу не применимы, поскольку бухгалтерский учет подразумевает формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, под которой понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;
Выводы мирового судьи о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вменяемого лицу противоправного деяния были сделаны без установления всех обстоятельств, подлежащих выяснению применительно к сфере специального нормативно-правового регулирования спорных отношений, что не позволило мировому судье всесторонне и полно разрешить настоящее дело об административном правонарушении, соответственно оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности до настоящего времени не истек.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 30 октября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тимофеевой Татьяны Владимировны отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.
Судья И.А.Сааринен