Дело № 2 – 394 / 2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2017 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
при секретаре судебного заседания Дашкевич Ю.Д.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района Пермского края Смирновой Е.В.,
истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности по предоставлению по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края в интересах ФИО1 обратился с иском к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Исковые требования прокурора Октябрьского района обоснованы следующим: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО2 решением Октябрьского районного суда Пермского края от 24 сентября 2007 года лишена родительских прав, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Октябрьского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО10 назначена опекуном несовершеннолетней ФИО1, ФИО5, ФИО3 Решением комиссии по опеке и попечительству Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития Пермского края (протокол № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. В настоящее время ФИО1 проживает по адресу: <адрес>. Согласно Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на недвижимое имущество ФИО1, а также ее родителей ФИО3, ФИО2 Исковые требования прокурора основаны на положениях ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 109.9 Жилищного кодекса РФ, положений п. 1, 8 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 23 Устава Пермского края, п. 1, 2 ст. 3 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», п.1.3, 1.4 Порядка предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ обучается по очной форме обучения в учреждении среднего профессионального образования, проживает в общежитии в <адрес>, предоставляемом учебным заведением на период обучения, в настоящее время имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Прокурор Октябрьского района просит обязать Правительство Пермского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью 33 кв.м., на территории Октябрьского муниципального района Пермского края, либо с согласия истца в другом муниципальном образовании Пермского края.
Прокурор Октябрьского района Пермского края в судебное заседание не явился, о дате, времени судебного заседания уведомлен.
Помощник прокурора Чернушинского района Пермского края, действующий по поручению заместителя прокурора Пермского края, Смирнова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит удовлетворить, поддержала, доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. ФИО1 не имеет закрепленного жилого помещения, не имеет в собственности жилого помещения, не имеет права пользования жилым помещением по договору социального найма. Представлены документы об обучении истца в образовательном учреждении. Прокурор просит обязать Правительство Пермского края предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что в 2007 году осталась без попечения родителей, отец ФИО3 умер, мать ФИО2 лишена родительских прав. С 2007 года проживала и воспитывалась у опекуна тети ФИО10 В собственности жилого помещения не имеет, жилого помещения не закреплено. Проживает в общежитии учебного заседания.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. (л.д. 36-37)
Представитель ответчика Правительства Пермского края в письменных объяснениях по иску указал следующее. Законом Пермского края от 14 декабря 2012 года № 147-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в региональное законодательство, регулирующее отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Частью 1 ст.6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 (в ред.Закона Пермского края 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Постановлением Правительства Пермского края от 09 сентября 2013 года № 1194-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Постановлением Правительства Пермского края от 11 марта 2013 года № 107-п «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09 сентября 2013 года № 1194-п, определено право гражданина, на осмотр предложенного жилого помещения, и предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилого помещения производится при получении письменного согласия гражданина на предоставление, и предусматривает, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в других муниципальных образованиях Пермского края. Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица из данной категории, то есть на территории всего Пермского края. Представитель ответчика Правительства Пермского края просит отказать в исковых требованиях прокурора в полном объеме. (л.д.36)
Представитель ответчика Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
Представитель ответчика Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края в письменных объяснениях по иску указал следующее. Территориальные управления Министерства социального развития Пермского в соответствии с п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществляют формирование списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не уполномочены функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями. Заявление ФИО1 рассмотрено комиссией МТУ № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. На основании имеющихся в учетном деле документов принято решение о включении в список нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда (протокол №). На сегодняшний день действует Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 г. № 107-п (Порядок). В данном Порядке сформулирована процедура формирования специализированного жилищного фонда, в которой указаны органы, ответственные за определенный этап процедуры. Это Министерство социального развития, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края не располагает информацией о сроках предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда. В настоящее время обеспечение ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края на территории Октябрьского муниципального района не представляется возможным, жилое помещение отсутствует.
Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства, поддержал позицию Правительства Пермского края, просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований. (л.д. 33, 34)
Представитель третьего лица Министерства социального развитая Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства.
Представитель третьего лица Министерства социального развитая Пермского края в письменных возражениях по иску указал следующее: Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилого помещения, формируется территориальными органами Министерства социального развития Пермского края. В список включаются дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, соответствующие условиям, указанным в ч. 2 ст. 6 Закона № 1939-419, достигшие возраста 14 лет. Удовлетворение требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей – сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом. Предоставление истцу жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым. В удовлетворении исковых требований прокурора просит отказать в полном объеме. (л.д. 35)
Заслушав доводы прокурора, истца ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>. (л.д.22)
В жилом доме по адресу: <адрес>, зарегистрированы истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д. 22)
Фактически истец ФИО1 проживает в общежитии медицинского колледжа <данные изъяты>», по адресу: <адрес>, пер.Выездной, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.26)
Мать истца ФИО2 решением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дети переданы опекуну ФИО10, с ФИО2 взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей в размере ? части заработка и иного дохода до их совершеннолетия. (л.д.9-10)
Отца ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.11)
Постановлением Главы администрации Октябрьского муниципального района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 установлена опека, назначена опекун ФИО10 (л.д. 12)
Постановлением Главы Октябрьского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена в льготную очередь на получение жилья детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей. (л.д. 13)
Истец ФИО1 не имеет жилых помещений на территории Богородского сельского поселения Октябрьского муниципального района. (л.д. 20)
Согласно сведений Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» Октябрьский филиал, ФИО1 не имеет зарегистрированного жилья на праве частной собственности в пос. Октябрьский и Октябрьском районе Пермского края. (л.д. 21)
Согласно сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, отсутствует информация о правах на недвижимое имущество у истца ФИО1. (л.д. 23,24)
Истец ФИО1 обучается в медицинском колледже ФГБОУВО «Уральский государственный университет путей сообщения» по очной форме, по специальности: Лечебное дело углубленной подготовки, период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств бюджета (л.д.25)
Согласно решения комиссии МТУ № Министерства социального развития Пермского края по вопросу обеспечения жилыми помещениями государственного жилищного фонда, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. (л.д.14)
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, 1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. 3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. …7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. 8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. 9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. от 04.12.2015 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС ПО 16.12.2004 года), 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. 2. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным. …3. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях системы здравоохранения и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. 4. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. 5. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения. 6. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края. В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и достигшие возраста 14 лет.
В соответствии с Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года N 1194-п (ред. от 02.03.2015 года) "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г. N 92-п", 1.1. Порядок регулирует правоотношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, а также по заключению в отношении данных жилых помещений договоров найма специализированных жилых помещений. 1.2. При наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 29 декабря 2004 г. N 1939-419), лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, сформированный Министерством социального развития Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 (далее - граждане), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений. 1.3. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. 1.4. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 в настоящее время достигла 18 лет, истец в <данные изъяты> году осталась без попечения родителей, мать лишена родительских прав, отец умер, истец воспитывалась и проживала в семье опекуна, закрепленного жилого помещения не имеет.
Истец ФИО1 не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Истец ФИО1 зарегистрирована в жилом помещении, жилое помещение истцу не принадлежит.
В <данные изъяты> году истец ФИО1 завершила обучение в общеобразовательной школе, с ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обучается в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования.
В деле представлены сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии у истца ФИО1 и ее матери прав на недвижимое имущество.
Истец ФИО1 с <данные изъяты> года состоит на учете как сирота, нуждающаяся в обеспечении жилым помещением.
По решению Комиссии Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 включена в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Данные обстоятельства, в соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419, выступают условиями для однократного предоставления истцу ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Суд полагает, что право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма у истца ФИО1 возникло.
Способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края.
Представитель Межрайонного Территориального управления № Министерства социального развития Пермского края указал, что обеспечение истца жилым помещением не возможно из-за отсутствия жилого помещения.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края указал о предоставлении жилого помещения в порядке очередности.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
При этом ни ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы представителя третьего лица о том, что удовлетворение заявления прокурора об обеспечении ФИО1 жилым помещением фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца не могут быть приняты, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).
Согласно ст. 15 Устава Пермского края от 27.04.2007 года N 32-ПК (принят ЗС ПК 19.04.2007 года), …5. Исполнительная власть Пермского края осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 07.09.2007 года N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" (принят ЗС ПК 16.08.2007), …2. Исполнительная власть в Пермском крае осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
Согласно ст. 4 Закона Пермского края «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края несет ответственность за обеспечение достижения целей и результатов стратегических программных мероприятий развития Пермского края.
В соответствии со ст. 11 Закона Пермского края «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», 1. Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. 2. Правительство Пермского края возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края. …3. Правительство Пермского края в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
На основании приведенных положений Устава Пермского края, Закона Пермского края «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», надлежащим ответчиком по исковым требованиям прокурора в интересах истца ФИО1 о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда является Правительство Пермского края.
Приведенными положениями законов не исключается исполнение обязанности по обеспечению детей – сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Правительством как высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, так как в пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области, актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, и осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти.
Правительство Пермского края вправе перераспределить обязанности по совершению юридических и фактических действий между исполнительными органами государственной власти.
Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, не освобождает Правительство Пермского края, как высший исполнительный орган государственной власти, возглавляющий систему исполнительных органов государственной власти, осуществляющий руководство исполнительными органами, от исполнения обязательства по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, определяет право гражданина на осмотр предложенного жилого помещения, и предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения производится при получении письменного согласия гражданина на предоставление, и предусматривает, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края подлежат удовлетворению, на ответчика Правительство Пермского края возлагается обязанность предоставить истцу ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, по договору найма специализированных жилых помещений, в пределах Октябрьского муниципального района Пермского края, или с согласия истца в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, на территории Октябрьского муниципального района Пермского края, либо с её согласия в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.
Судья (подпись) Е.Р. Низаева