Решение
Именем Российской Федерации
16 декабря 2021 г. с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Блинковой О.В., с участием административного истца помощника прокурора Асанова И.К., административного ответчика Львова А.М., при секретаре Дементьевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-700 в интересах неопределенного круга лиц о прекращении права на управление транспортными средствами,
Установил:
Прокурор Шигонского района Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Львову А.М. о прекращении права на управление тракторами и самоходными машинами.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») на предмет законности управления транспортными средствами Львовым А.М., <данные изъяты> Административный ответчик имеет действующее удостоверение тракториста-машиниста № от ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>
В судебном заседании представитель административного истца пом.прокурора Шигонского района Асанов И.К. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Львов А.М. в судебном заседании с административным иском согласился.
ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству заинтересованного лица Государственной инспекции гостехнадзора Шигонского района Самарской области произведена замена указанного заинтересованного лица на Министерство сельского хозяйства и продовольствия <адрес>.
Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен, причины неявки суду неизвестны.
Допрошенный в качестве свидетеля <данные изъяты> ФИО4 в судебном заседании показал, что <данные изъяты>
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из положений ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что управление транспортным средством отнесено к деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности.
Пунктом 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
В соответствии ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как предусмотрено ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Статьей 23.1 данного Федерального закона установлено, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (п. 1). Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в частности, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в частности, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказаниями для осуществления управления транспортными средствами, в том числе, тракторов и других самоходных машин являются, наркомания, токсикомания и алкоголизм.
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка он устанавливает правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология» (далее - диспансерное наблюдение, пациенты).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Согласно п. 12 Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
В силу п. 14 Порядка сведения о диспансерном наблюдении вносятся в Медицинскую карту амбулаторного наркологического больного (форма № 025-5/у-88).
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих удостоверение тракториста-машиниста и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Из материалов дела судом установлено, что Госинспекцией гостехнадзора Шигонского района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ Львову А.М. выдано удостоверение тракториста-машиниста № категорий <данные изъяты> действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам дела, <данные изъяты>
Таким образом, состояние здоровья административного ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющегося у него заболевания являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В силу положений ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК РФ).
Реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении действия права на управление транспортными средствами (тракторами и самоходными машинами), прокурор представил доказательства нахождения ответчика на диспансерном наблюдении в наркологическом кабинете и доказательства выдачи ему удостоверения. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, а также доказательства отсутствия противопоказаний для управления транспортными средствами Львов А.М. не представил.
Львов А.М. незаконно пользуется правом управления транспортными средствами (тракторами и самоходными машинами) при наличии у него заболевания, относящегося к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих, чем создается реальная угроза для неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения.
В связи с изложенным административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Прекратить право на управление тракторами и самоходными машинами Львова А.М., ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий: Блинкова О.В.
Решение принято в окончательной форме 24.12.2021 года