19 декабря 2014 года р.п. Майна
Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Сизовой Н.В., при секретаре Носковой Е.В.,
с участием помощника прокурора Майнского района Ульяновской области Копылова И.Н., представителей ответчиков Долбнина А.А., Алексича К.В., представителей третьих лиц Ивахина С.В., Шибанова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области к администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционный центр» о признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка в аренду, договора аренды земельного участка, государственной регистрации аренды земельного участка, применении последствий признания сделки недействительной,
у с т а н о в и л:
Прокурор Майнского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области (далее по тексту администрация МО «Майнский район»), обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционный центр» (далее по тексту ООО «Инвестиционный центр») о признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка в аренду, договора аренды земельного участка, государственной регистрации аренды земельного участка, применении последствий признания сделки недействительной.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки исполнения земельного законодательства администрацией МО «Майнский район» прокуратурой Майнского района выявлены нарушения земельного законодательства.
В соответствие со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании постановления администрации МО «Майнский район» от 24июня 2013 года *** принято решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номеров *** с местоположением: ***, земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером ***, в аренду ООО «Инвестиционный центр».
24 июня 2013 года МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Майнский район» заключил с ООО «Инвестиционный центр» договор аренды *** указанного земельного участка. Данный земельный участок расположен в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования – озера Белолебяжье.
Прокурор считает, что земельные участки в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации предоставляются лишь гражданам, а не юридическим лицам.
При принятии решения о предоставлении ООО «Инвестиционный центр» в аренду указанного земельного участка не соблюдена процедура предоставления его на торгах, предусмотренная ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
В нарушение ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 5 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», ст. 22, 35 Устава муниципального образования «Майнский район» договор аренды земельного участка от 24 июня 2013 года *** заключен не администрацией МО «Майнский район», а муниципальным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Майнский район», который органом местного самоуправления не является.
Прокурор полагает, что нарушение конкурсных процедур, заключение договора неуполномоченным лицом может свидетельствовать о злоупотреблении служебным положением, незаконном использовании лицом своего должностного положения, что, согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» подпадает под признаки коррупции.
Заявление прокурора Майнского района предъявлено на основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов МО «Майнский район», поскольку спорный земельный участок предоставлен ООО «Инвестиционный центр» на длительное время (49 лет) с нарушением порядка предоставления земельных участков, неуполномоченным лицом, а также в защиту неопределенного круга лиц, так как определить круг потенциальных участников торгов, при соблюдении процедуры предоставления, не представляется возможным.
Ссылаясь на положение ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Майнский район» от 24 июня 2013 года *** «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, с местоположением: ***, земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером ***, в аренду ООО «Инвестиционный центр»;
недействительным договор *** от 24 *** года аренды земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером ***, площадью 180 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под набережной, заключенный24 июня 2013 года между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «***» и ООО «Инвестиционный центр»;
применить последствия недействительности договора *** от 24 июня 2013 года аренды земельного участка, заключенного24 июня 2013 года между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «***» *** и ООО «Инвестиционный центр», обязав ООО «Инвестиционный центр» освободить от находящихся на нем металлических конструкций;
признать недействительной государственную регистрацию аренды на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под набережной, общая площадь 180 кв. м., адрес: ***, земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером ***, кадастровый номер ***.
В судебном заседании помощник прокурора Майнского района Ульяновской области Копылов И.Н. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Дополняя, суду пояснил, что кроме изложенных в исковом заявлении оснований признания договора аренды недействительным, считает, что договор аренды земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Условия свободного доступа граждан к водному объекту договор аренды не содержит, возведенная на участке металлическая конструкция ограничивает свободный доступ граждан к водному объекту. Кроме того, считает, что в оспариваемом договоре аренды указан вид разрешенного использования земельного участка: под набережной, не предусмотренный Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Игнатовское городское поселение». Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Майнский район» - Долбнин А.А. в судебном заседании иск не признал, считает заявленные требования необоснованными. Оспариваемый договор аренды заключен на основании постановления главы администрации МО «Майнский район» уполномоченным лицом с пользователем водного объекта. Оснований для проведения торгов не имелось, договор соответствует действующему законодательству.
Представитель ответчика ООО «Инвестиционный центр» Алексич К.А. в судебном заседании иск не признал, возражая, суд пояснил, что ООО «Инвестиционный центр» является водопользователем части акватории водного объекта - озера Белолебяжье на основании договора аренды от 30 января 2013 года. Договор аренды земельного участка от 24 июня 2014 года заключен уполномоченным лицом с соблюдением процедуры предоставления прав аренды на земельные участки. ООО «Инвестиционный центр» обратилось в администрацию МО «Майнский район» с заявлением о формировании и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ***. На основании постановления администрации МО «Майнский район» земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет. После извещения администрации МО «Майнский район» в средствах массовой информации о намерении предоставить в аренду указанный земельный участок, в течение месяца ни одной заявки и претензии по вопросу аренды земельного участка подано не было. В результате земельный участок предоставлен в аренду ООО «Инвестиционный центр» на 49 лет как единственному заявителю. Металлическая конструкция (навесы для лодок), возведенная на земельном участке, не ограничивает свободного доступа граждан к водному объекту, примыкающий к ней металлический забор имеет вход, возведен исключительно для невозможности прохода скота (коров) на оборудованный пляж и водоем. Отмечает, что в силу ч.4 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент не распространяется на земельные участки общего пользования.
Представитель муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области (далее по тексту КУМИЗО МО «Майнский район») Ивахин С.В., не соглашаясь с требованиями прокурора, в судебном заседании пояснил, что договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 24 июня 2013 года *** заключен КУМИЗО МО «Майнский район» на основании поручения, изложенного в п.2 постановления администрации МО «Майнский район» от 24 июня 2013 года №***, с водопользователем части акватории водного объекта – озера Белолебяжье, без проведения торгов, на основании ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок, переданный в аренду, состоял на кадастровом учете, имел вид разрешенного использования: под набережной. Вид разрешенного использования определен на основании Приказа Роснедвижимости от 14 августа 2008 года №***, а не Правил землепользования и застройки муниципального образования «Игнатовское городское поселение».
Представитель Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» ***, муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области Шибанов И.А. считает оспариваемый договор аренды законным, заключенным в соответствии с действующим законодательством, просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрение дела без их участия. Из письменного отзыва следует, что 15 июля 2013 года Управлением проведена государственная регистрация договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 24 июня 2013 года №***, заключенногомежду МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области и ООО «Инвестиционный центр». Документы, представленные на государственную регистрацию, соответствовали требованиям действующего законодательства, оснований для отказа не имелось. По состоянию на 4 декабря 2014 года в ЕГРП имеются актуальные записи о государственной регистрации права собственности МО «Майнский район» на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером ***.
Заслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и в пределах предъявленных исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации МО «Майнский район» *** от 24 июня 2013 года, со ссылкой на статьи 22,29,34 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 3 Федерального закона от *** № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», решено предоставить ООО «Инвестиционный центр» в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером ***, с местоположением: ***, земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером ***, площадью 180 кв.м., разрешенное использование – под набережной, категория земель - земли населенных пунктов. МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район Ульяновской области» поручено заключить с ООО «Инвестиционный центр» договор аренды земельного участка на срок 49 лет.
Согласно договору аренды *** от 24 июня 2013 года земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район Ульяновской области» в лице председателя Ивахина С.В. предоставил ООО «Инвестиционный центр» в аренду земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 180 кв.м., с кадастровым номером ***, с местоположением: ***, земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером ***, под набережной, расположенный на территории береговой полосы, на срок 49 лет, с уплатой арендной платы 2 копейки в год.
Проверяя законность предоставления земельного участка в аренду и заключение договора аренды, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.3 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Из договора аренды следует, что МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район Ульяновской области» при заключении договора действовал на основании поручения администрации МО «Майнский район», изложенного в постановлении № *** от 24 июня 2013 года, а также Положения, утвержденного постановлением администрации МО «Майнский район» от 30 ноября 2011 года № 1312.
При таких обстоятельствах, суд считает, что МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район Ульяновской области» обладал полномочиями по заключению данного договора аренды.
Однако предоставление администрацией МО «Майнский район» земельного участка, расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования без проведения конкурсных процедур, заключение договора аренды без установления и регистрации обременения в отношении земельного участка общего пользования, суд считает незаконным.
В силу пп. 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3.2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации береговые полосы водных объектов общего пользования отнесены к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
ООО «Инвестиционный центр» на основании договора от 30 января 2013 года является водопользователем части акватории водного объекта – озера Белолебяжье, расположенном в ***. Однако договор аренды земельного участка, предоставленного ООО «Инвестиционный центр», не содержит условий об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Каких-либо обременений в отношении земельного участка не установлено и не зарегистрировано, что является нарушением требований Водного кодекса Российской Федерации по обеспечению свободного доступа граждан к водному объекту и его береговой полосе.
Спорный участок предоставлен заявителю в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения по предоставлению гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, и не распространяется на юридические лица.
На основании п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Доводы ответчиков о предоставлении земельного участка в соответствии с Положением «О порядке предоставления земельный участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в собственности муниципального образования «Майнский район», утвержденного постановлением администрации МО «***» *** от 26 марта 2010 года, не могут служить основанием для признания иска прокурора Майнского района необоснованным.
В части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» закреплено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Анализ положений Земельного кодекса Российской Федерации позволяет выделить следующие принципы, когда участки, являющиеся собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, должны быть выставлены на торги:
защита интересов общества и государства при продаже либо передаче в аренду земельных участков из государственных или муниципальных земель,
обеспечение законности и справедливости сделок с земельными участками, целевое назначение которых имеет большое социально-экономическое значение,
повышение прозрачности оборота наиболее значимых категорий земель, обеспечение равного и справедливого доступа к приобретению имущественных прав при наличии интереса широкого круга лиц к конкретному земельному участку.
Основной целью проведения земельных торгов является гласное распределение земель, установление реальной рыночной цены земельных участков, создание благоприятных условий для инвесторов и получение дополнительных средств в бюджет.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пп.11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд может применить такие последствия по собственной инициативе.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон должна возвратить другой стороне все полученное по сделке.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что договор аренды земельного участка заключен с нарушением требований закона, в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным.
Применяя последствия недействительности сделки, суд считает необходимым обязать ООО «Инвестиционный центр» возвратить администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области земельный участок по акту приема-передачи, освободив от находящихся на нем металлических конструкций, Администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области обязать возвратить ООО «Инвестиционный центр» денежные средства в размере одного рубля, полученные по договору аренды земельного участка, прекратить право аренды ООО «Инвестиционный центр» на земельный участок.
Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного по оспариваемому договору в аренду, Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Игнатовское городское поселение», предметом спора по заявленным требованиям не является.
Согласно ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика ООО «Инвестиционный центр» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области к администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционный центр» удовлетворить.
Признать постановление администрации муниципального образования *** от 24 июня 2013 года о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, с местоположением: ***, земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером ***, под набережной, расположенный на территории береговой полосы, в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционный центр» незаконным.
Признать договор аренды *** от 24 июня 2013 года от 24 июня 2013 года земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, площадью 180 кв.м., с кадастровым номером ***, с местоположением: ***, земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером *** под набережной,, заключенный между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «***» и обществом с ограниченной ответственностью «Инвестиционный центр», недействительным.
Прекратить право аренды общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционный центр» на земельный участок с кадастровым номером ***, с местоположением: ***, земельный участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером ***.
Применить последствия недействительности сделки.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционный центр» возвратить администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области названный земельный участок по акту приема-передачи, освободив от находящихся на нем металлических конструкций.
Обязать Администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционный центр» денежные средства в размере одного рубля, перечисленные по договору аренды земельного участка муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционный центр» в местный бюджет государственную пошлину в размере ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области в течение месяца.
Судья Н.В. Сизова