Дело № 2а-3776/2019
(объединено в одном производстве с делами № 2а-3777/2019 и № 2а-3778/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 09 октября 2019 года
Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А. при секретаре Божко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ООО «АктивБизнесКонсалт» к судебным приставам-исполнителям Красносельского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу Кофекиди О.И., Дробыш К.В., начальнику Красносельского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу Федоровой О.С. о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ООО «АктивБизнесКонсалт» обратилось в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковыми заявлениями, в которых просило признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей Красноселького РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу Кофекиди О.И., Дробыш К.В., а также начальника Красносельского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу Федоровой О.С., выразившегося в не рассмотрении запросов Общества о ходе исполнительных производств № 19325/19/78007-ИП, № 19992/19/78007-ИП, № 180993/19/78007-ИП и не направлении на них ответов.
В качестве мер по восстановлению нарушенных прав административный истец просил устранить допущенные нарушения путем направления ему ответов на запросы о ходе исполнительных производств.
Определением суда от 09.10.2019 административные дела № 2а-3776/2019 № 2а-3777/2019 и № 2а-3778/2019 по административным искам ООО «АктивБизнесКонсалт» объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер 2а-3776/2019.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что им, как взыскателем по исполнительным производствам № 19325/19/78007-ИП, № 19992/19/78007-ИП, № 180993/19/78007-ИП, в марте 2019 года были поданы запросы о ходе указанных исполнительных производств, на которые ответы так и не поступили. Бездействие по не рассмотрению запросов административного истца является незаконным и нарушающим его право на получение информации о ходе исполнительных производств.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель Красносельского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу Дробыш К.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
Судебный пристав-исполнитель Красносельского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу Кофекиди О.И., а также привлеченная судом к участию в деле в качестве административного соответчика судебный пристав-исполнитель того же отдела Красавина К.Д. в судебное заседание явились, просили административному истцу отказать в удовлетворении его требований в связи с тем, что его запросы о ходе исполнительных производств были рассмотрены в установленном законом порядке.
Представитель УФССП России по Санкт-Петербургу, а также заинтересованные лица Александрова О.Н., Дудкина Н.С., Трояновский Б.В., являющиеся должниками по исполнительным производствам, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела и доводы административного искового заявления, выслушав участвующих лиц, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными и иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
При этом согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями закона, действия судебного пристава-исполнителя должны быть направлены на своевременное исполнение требований исполнительного документа, и учитывать специфику порядка исполнения конкретных указаний исполнительных документов.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Рассмотрение заявлений и ходатайств сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве, является исполнительным действием, совершаемым судебным приставом-исполнителем.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в Красносельском районном отделе судебных приставов УФССП России по Санкт-Петербургу были возбуждены следующие исполнительные производства, взыскателем по которым является ООО «АктивБизнесКонсалт»:
- № 19325/19/78007-ИП от 24.01.2019 о взыскании с Александровой О.Н. задолженности в размере 64 273 руб. 82 коп.;
- № 19992/19/78007-ИП от 28.01.2019 о взыскании с Дудкиной Н.С. задолженности в размере 1 721 743 руб. 79 коп.;
- № 180993/17/78007-ИП от 09.01.2018 о взыскании с Трояновского Б.В. задолженности в размере 174 132 руб. 18 коп.
19.03.2019 по исполнительным производствам № 19325/19/78007-ИП и № 180993/17/78007-ИП, 25.03.2019 по исполнительному производству № 19992/19/78007-ИП ООО «АктивБизнесКонсал» обратилось в Красносельский РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу с заявлениями, в которых просило предоставить информацию о ходе указанных исполнительных производств.
Порядок рассмотрения заявлений и ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, определен в статье 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 1 и ч. 2 указанной статьи, заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства; они рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (ч. 5 ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Как указано в ч. 6 настоящей статьи, в случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 7 ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно п. 1.4 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных ФССП России 11.04.2014 № 15-9, Должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со ст. 64.1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам:
- совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона (в том числе об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия);
- применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 Закона (в том числе об обращении взыскания на имущество должника, об обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество);
- об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 Закона);
- о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст. 88.1 Закона;
- об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона;
- о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 Закона;
- по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.
Таким образом, в порядке ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подлежат рассмотрению заявления сторон исполнительного производства по вопросам совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также по иным вопросам, разрешение которых требует вынесение должностным лицом службы судебных приставов постановления.
Те заявления участников исполнительного производства, которые содержат просьбу предоставить информацию по исполнительному производству, подлежат рассмотрению в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ).
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» получение ответа на заявление, а равно постановления по результатам рассмотрения заявления является одним из составляющих права гражданина, являющегося участником исполнительного производства, на обращение к должностным лицам службы судебных приставов.
В ходе рассмотрения данного дела, административными ответчиками представлены ответы от 29.03.2019, принятые в рамках исполнительных производств № 19325/19/78007-ИП и № 180993/17/78007-ИП, а также ответ от 02.04.2019, принятый в рамках исполнительного производства № 19992/19/78007-ИП, подписанные старшим судебным приставом – начальником Красносельского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу Федоровой О.С., а также копии списков простых почтовых отправлений.
Вместе с тем, из содержания представленных списков почтовых отправлений не следует, что ответы на обращения были направлены в адрес ООО «АктивБизнесКонсалт», поскольку в них не указан получатель отправления, отсутствуют сведения о номере почтового отправления.
Таким образом, идентифицировать почтовые направления, указанные в представленных копий списков, как адресованные заявителю ООО «АктивБизнесКонсалт», не представляется возможным.
В таких обстоятельствах, представляется обоснованным требование административного истца о незаконном бездействии, выразившемся в не направлении ему ответов на его заявления, поскольку надлежащих доказательств направления таких ответов не представлено.
При этом суд принимает во внимание, что поскольку заявления административного истца не предполагали выполнения исполнительных действий и мер принудительного исполнения, они не подлежали рассмотрению в порядке, установленном ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Таким образом, требования ООО «АктивБизнесКонсалт» подлежат удовлетворению в части признания незаконным бездействия судебных приставов-исполнителей Дробыш К.В., Кофекиди О.И., старшего судебного пристава Федоровой О.С., выразившегося в не направлении ответов на заявления от 19.03.2019 и от 25.03.2019.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей Красносельского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу Дробыш К.В., Кофекиди О.И., старшего судебного пристава – начальника Красносельского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу Федоровой О.С., выразившееся в не направлении ООО «АктивБизнесКонсалт» ответов на заявления от 19.03.2019 и от 25.03.2019 по исполнительным производствам № 19325/19/78007-ИП, № 19992/19/78007-ИП, № 180993/19/78007-ИП.
Обязать судебных приставов-исполнителей Красносельского РОСП УФССП России по Санкт-Петербургу Красавину К.Д., Кофекиди О.И. в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес ООО «АктивБизнесКонсалт» ответы на запросы о ходе исполнительных производств № 19325/19/78007-ИП, № 19992/19/78007-ИП, № 180993/19/78007-ИП.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.А. Асмыкович
Решение в окончательной форме принято 16.10.2019.