К делу № 14
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
п. ФИО3 <адрес> |
« 03 » марта 2014 года |
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего |
С.П. Богдановича, |
при секретаре |
ФИО4, |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО2 о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением закона, третьи лица: ФИО3 <адрес>, ОНД ФИО3 <адрес>, ТО <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском к ФИО2, в котором просит запретить ответчице и иным лицам эксплуатацию объекта размещения граждан по <адрес> в ФИО3 <адрес> до получения свидетельства о присвоении данному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения. В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения проверки была выявлена ответчица, которая в нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) временного проживания в жилых помещениях, используемых в качестве гостиничных номеров, предоставляла услуги по временному размещению граждан в средстве размещения расположенном по <адрес> в ФИО3 <адрес>. Проверкой установлено, что указанная деятельность по оказанию услуг временного размещения граждан более чем в 5-ти номерах объекта туристской индустрии осуществляется ответчицей без свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц или иных средств размещения.
Участвовавшая в судебном заседании помощник прокурора ФИО3 <адрес> ФИО5 доводы иска поддержала в полном объеме и просила иск удовлетворить. Уточнила, что прокурор фактически требует запретить ответчице ФИО2 и иным лицам деятельность по предоставлению 5-ти и более номеров в целях размещения граждан в объекте туристской индустрии – жилом доме с мансардой и верандой литеры «Б», «б», расположенном по <адрес> в ФИО3 <адрес>, до получения свидетельства о присвоении данному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения.
Ответчица ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований иска, пояснив, что она является собственником 1\2 доли жилого дома с мансардой и верандой литеры «Б», «б», расположенного по <адрес> в ФИО3 <адрес>, 12-ть комнат которого в летний период 2013 года ею предоставлялись для временного размещения отдыхающих. Свидетельство о присвоении названному домовладению категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, до настоящего времени ею не получено.
ФИО3 третьих лиц ФИО3 <адрес>, ОНД ФИО3 <адрес>, ТО <адрес> в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом. ФИО3 <адрес> и ТО Роспотребнадзора о причинах неявки суду не сообщили. ФИО3 ОНД ФИО3 <адрес> в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В связи с изложенным и руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ФИО3 третьих лиц.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.п. 2, 4, 5 Порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, утвержденного Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ № классификация в качестве формы государственного регулирования туристской деятельности применяется для объектов туристской индустрии, включающих, в том числе, гостиницы и иные средства размещения.
Основными целями классификации объектов туристской индустрии в соответствии с указанными системами классификации являются, в том числе: обеспечение качества туристских услуг, соответствующего требованиям систем классификации, разработанным в соответствии с международными стандартами, рекомендациями Всемирной туристской организации при Организации Объединенных Наций (ЮНВТО) и существующей зарубежной практикой; предоставление потребителям необходимой и достоверной информации, обеспечивающей компетентный выбор, о соответствии объекта туристской индустрии категории, предусмотренной в системах классификации.
Для проведения классификации аккредитованные организации проводят оценку соответствия объекта туристской индустрии категории, установленной в системе классификации.
Пунктом 1.5 Системы классификации гостиниц и иных средств размещения, являющегося приложением № к Порядку классификации объектов туристской индустрии установлено, что классификация осуществляется в отношении: гостиниц и иных средств размещения, имеющих не менее 5 номеров и используемых заявителями для предоставления услуг временного проживания; номеров в средстве размещения, представляющих собой одну или несколько комнат различной площади и категории с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимым для временного проживания туристов; номерного фонда, составляющего общее количество номеров (мест) средства размещения.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону №132-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах туристской деятельности в РФ» (далее по тексту – Закон) этот закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона установлено, что под туристской индустрией понимается, в том числе, совокупность гостиниц и иных средств размещения.
Статья 4 Закона определяет основные цели государственного регулирования туристской деятельности, среди которых обеспечение права граждан на отдых и иных прав при совершении путешествий, охрана окружающей среды.
В соответствии со ст. 5 Закона стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В свою очередь согласно ст. 11 Федерального закона №184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О техническом регулировании» целями стандартизации являются, в том числе: повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из п.п. 1 и 3 ст. 288 ГК РФ следует, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно п. 2, 14 Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №490, под гостиницей понимается имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг. Качество предоставляемых услуг должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора – требованиям, обычно предъявляемым к этим услугам.
Если нормативными правовыми актами предусмотрены обязательные требования к услугам, качество предоставляемых услуг должно соответствовать этим требованиям. Материально-техническое обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории.
Статьей 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии <адрес> как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования город-курорт Сочи предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом №132-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах туристской деятельности в РФ».
В тоже время право потребителя на безопасность предоставляемых услуг для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и имущество предусмотрено ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей». Из этой нормы закона также следует, что требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В судебном заседании установлено, что ответчица ФИО2 в жилом доме с мансардой и верандой литеры «Б», «б», расположенном по <адрес> в ФИО3 <адрес>, 1\2 доли которого принадлежат ей по праву собственности, в отсутствие свидетельства о присвоении домовладению категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, предоставляла услуги по временному размещению отдыхающих более чем в 5-ти комнатах дома.
Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, имеющейся в деле справкой от ДД.ММ.ГГГГ о проведении соответствующей комиссией мониторинга исполнения законодательства правообладателями гостиниц и иных средств размещения, предоставляющих гостиничные услуги, услуги по временному размещению и обеспечению временного проживания, расположенных на территории города-курорта Сочи.
Это обстоятельство не оспаривается и ответчицей, сообщившей в судебном заседании, что она предоставляла летом 2013 года 12 комнат для размещения отдыхающих.
Таким образом, предоставление ФИО2 услуг по временному размещению граждан без свидетельства о присвоении средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, является нарушением закона, так как наличие такого свидетельства обязательно.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчицы надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей в доход государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО2 о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением закона, - удовлетворить.
Запретить ФИО2, а также иным лицам деятельность по предоставлению 5-ти и более номеров в целях размещения граждан в объекте туристской индустрии – жилом доме с мансардой и верандой литеры «Б», «б», расположенном по <адрес> в ФИО3 <адрес>, до получения свидетельства о присвоении данному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.П. Богданович
Копия верна:
Заместитель председателя
ФИО3 районного суда <адрес> С.П. Богданович