Дело -- – --/ 2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
-- --
Свободненский городской суд ФИО4 --
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре О,
с участием истицы Г, представителя ответчика Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г
к администрации -- ФИО4 --
о признании недействительным заключения межведомственной комиссии -- от -- о признании жилого помещения пригодным для проживания;
и признании жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
-- Г обратилась в Свободненский городской суд ФИО4 -- с вышеуказанным иском.
В ходе рассмотрения дела в обоснование заявленных требований пояснила, что с -- она является единственным собственником --, расположенной в деревянном трёхквартирном -- в -- ФИО4 --.
Вместе с ней в указанной квартире проживает её дочь, К (в девичестве --) и внуки К -- года рождения и К, -- года рождения.
Для них это единственное жильё, в котором они постоянно живут, и где зарегистрированы по месту жительства.
В июле-августе 2013 года в городе долгое время шли ливни, было сильное наводнение (разлилась река Зея), и был введён режим ЧС. Пострадавшим в ЧС выплачивали деньги.
Принадлежащая ей квартира была подтоплена, в течение месяца в подполье стояла вода.
Она, её дочь и внуки были признаны пострадавшими в ЧС, им была оказана единовременная материальная помощь в размере по -- коп. на каждого.
В период ЧС её квартира непригодной для жилья не признавалась.
А потом она узнала, что её соседи получили квартиру за то, что их квартира в этом же деревянном доме стала непригодной для проживания в результате ЧС.
Поэтому она обратилась в межведомственную комиссию с заявлением, чтобы её дом осмотрели и приняли такое же заключение.
-- межведомственная комиссия осмотрела её квартиру и дала заключение № --, что -- в -- соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодна для проживания с ремонтом печи отопления.
С данным актом она вначале согласилась, подписала и не оспаривала его. Но потом решила обратиться в суд.
С заключением межведомственной комиссии от -- она не согласна, т.к. полагает, что в результате ЧС её квартира стала непригодной для проживания, и что ей, дочери и внукам положено другое жильё.
Просит суд:
признать недействительным заключение межведомственной комиссии -- от -- о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания;
признать жилое помещение – -- в -- непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
Представитель ответчика - администрации -- ФИО4 -- – Г с иском не согласен, т.к. в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного суда от -- г., в соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от -- -- «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Решение вопроса о признании жилых помещений пригодными или непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Межведомственной комиссией по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, -- было проведено обследование --, расположенной в -- в -- ФИО4 --. По результатам обследования комиссия приняла решение, что указанное жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для проживания.
Акт и заключение межведомственной комиссии -- от -- о признании жилого помещения истицы пригодным для проживания - составлены компетентным органом и в соответствии с действующим законодательством.
Заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания -- от -- г., истица получила в этот же день (-- г.), о чем свидетельствует её подпись.
С данным заключением истица согласилась и не оспорила его.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Лишь только -- г., после того, как истица, узнала, что её соседи по дому были расселены, она обратилась в суд с заявлением о признании недействительным заключения межведомственной комиссии -- от --
Следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о признании недействительным заключения межведомственной комиссии, истицей пропущен. Доказательства уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, истица не представила.
Кроме того, истица не представила никаких доказательств тому, что её жилое помещение стало непригодным для проживания в результате ЧС.
Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц на стороне ответчика - Правительства и Министерства финансов ФИО4 -- в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещались судом заблаговременно и надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили. Не просили рассматривать дело в их отсутствие. Своего мнения по существу заявленного иска не выразили.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам.
ФИО4 -- от -- № 123-р на территории ФИО4 -- с -- был введён режим чрезвычайной ситуации.
ФИО4 Главы администрации -- от -- № 522, на территории -- с -- был введён режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Федеральным законом от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ч. 1 ст. 1);
- граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, … на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы 1 и 7 ч. 1 ст. 18);
- порядок и условия, виды и размеры этих компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18);
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (пункт «л» ч. 1 ст. 11).
-- издан Указ Президента РФ -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, ФИО4 и Магаданской областей, --».
Подпунктом «б» пункта 2 Указа, Правительству РФ было поручено: до -- принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Подпунктом «г» пункта 2 Указа, Правительству РФ было поручено: до -- принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт повреждённого жилья, и определить порядок выделения указанных средств.
Подпунктом «д» пункта 2 Указа, Правительству РФ было поручено: до -- решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания.
Во исполнение указанных норм закона, -- Законодательным Собранием ФИО4 -- был принят Закон ФИО4 -- № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории ФИО4 --, мер поддержки на цели капитального ремонта», который регулирует правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшими в результате ЧС в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, а также наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями ФИО4 -- по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт (ст. 1).
И -- Постановлением ФИО4 -- -- были утверждены «Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории ФИО4 --, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья», которые установили единые условия и порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате ЧС, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта (раздел 1, пункт 1).
Таким образом, законодатель предусмотрел два способа возмещения ущерба, причинённого жилым домам граждан в результате ЧС. Это получение средств на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения или получение средств на приобретение или строительство жилья взамен утраченного.
Пункт 1 статьи 2 вышеназванного Закона устанавливает, что поврежденные жилые помещения – это жилые помещения, в отношении которых принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
Пункт 1 статьи 3 Закона устанавливает, что право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Пункт 2 раздела 1 вышеназванных Правил устанавливает, что право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
В данном конкретном случае-- -- 23,6 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права --, выданным -- Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО4 --.
Вместе с истицей в указанной квартире проживают – её дочь, К, её внуки, К, -- года рождения и К, -- года рождения.
Другого жилья истица и члены её семьи не имеют, что стороны не оспаривают.
Актом обследования от -- и заключением межведомственной комиссии по признанию жилого помещения муниципального жилищного фонда пригодным (не пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции -- от -- установлено соответствие жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодность жилого помещения для проживания.
Истица с актом согласилась, получила на руки его копию и не оспаривала его.
Лишь после того, как истица узнала, что её соседи по дому расселены и им предоставлено для проживания другое жилое помещение, она обратилась в суд с настоящим иском.
-- в Свободненский городской суд поступило исковое заявление Г о признании недействительным заключения межведомственной комиссии -- от -- о признании жилого помещения пригодным для проживания, и о признании жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
Рассматривая доводы ответчика о том, что истицей пропущен срок для обращения в суд с требованием о признании недействительным заключения межведомственной комиссии – суд признаёт их обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течениетрех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В данном конкретном случае, суд полагает, что истицей пропущен трёхмесячный срок для обращения в суд с требованием о признании недействительным заключения межведомственной комиссии -- от -- о признании жилого помещения пригодным для проживания.
Причины уважительности пропуска указанного срока – истицей суду не представлены.
Рассматривая требования истицы о признании жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, суд полагает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению т.к. нет доказательств тому, что жилое помещение истицы стало непригодным для проживания в результате ЧС.
Акт обследования помещения от -- и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания -- от -- составлены компетентными лицами, в соответствии с действующим законодательством и Методическими рекомендациями, оснований подвергать сомнению допустимость и достоверность изложенных в них сведений – у суда не имеется.
В данном акте и заключении нет указаний на то, что жилое помещение истицы непригодно для проживания.
Истица с актом согласилась и не оспаривала его.
Других доказательств тому, что принадлежащая ей квартира стала непригодной для проживания в результате ЧС – истица суду не представила.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении иска Г
к администрации -- ФИО4 --,
о признании недействительным заключения межведомственной комиссии -- от -- о признании жилого помещения пригодным для проживания;
и о признании жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО4 областной суд через Свободненский городской суд ФИО4 -- в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись
--
--
--
--