Дело № 2-309/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2018 года город Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Малыгиной А.А.,
с участием:
представителя истца – заместителя Колпашевского городского прокурора Карташева Я.Ю.,
представителя ответчика Юсупова М.М. – адвоката Громенко П.А., действующей на основании удостоверения № от д.м.г. и ордера № от д.м.г.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области Матониной К.Н., действующей на основании доверенности № от д.м.г. сроком действия до д.м.г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Юсупову Мансуржону Мамутхановичу о признании регистрации по месту пребывания недействительной,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в Колпашевский городской суд с иском к Юсупову М.М. о признании регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, гражданина ..... – Юсупова Мансуржона Мамутхановича, д.м.г. рождения, недействительной.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере миграции, проведённой Колпашевской городской прокуратурой Томской области, установлено, что сотрудниками ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области принято решение о регистрации Юсупова Мансуржона Мамутхановича, являющегося иностранным гражданином, по месту жительства по адресу: <адрес>. Основанием для регистрации по месту жительства Юсупова М.М. послужило уведомление в ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Однако фактически по данному адресу Юсупов М.М. не проживал и не проживает, а его регистрация по месту жительства имеет фиктивный характер, поскольку при подаче уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания Юсупов М.М. не имел намерений проживать в жилом помещении по адресу: <адрес>, и фактически проживал по адресу: <адрес>. Проверкой установлено, что ответчик злоупотребил своим правом, предоставив в ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области несоответствующие действительности сведения о своём намерении проживать по указанному адресу, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства» является основанием для снятия с регистрационного учёта. Предоставление в ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области несоответствующих действительности сведений о своем намерении проживать по адресу: <адрес>, повлекло нарушение законных интересов Российской Федерации, поскольку целями регистрационного миграционного учета являются: создание необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей, выработки и реализации государственной политики в сфере миграции, формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции. Кроме того, незаконная постановка на миграционный учёт иностранных граждан, являющихся субъектами профилактики экстремисткой деятельности, препятствует надлежащему осуществлению профилактических мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности. Поскольку ответчик фактически не проживает по вышеуказанному адресу, его регистрация по месту жительства имеет фиктивный характер, то достижение целей регистрационного учёта не предоставляется возможным. С учётом изложенного, прокурором оспаривается право ответчика на регистрацию по месту жительства в жилом помещении, в котором он не проживает и с которым не имеет юридической и фактической связи.
В судебном заседании заместитель Колпашевского городского прокурора Карташев Я.Ю. исковые требования поддержал в полном объёме по изложенным основаниям.
Ответчик Юсупов М.М. в судебное заседание не явился, при этом судом были приняты все предусмотренные законом меры для его надлежащего извещения. Так, согласно сведениям отделения по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> ответчик Юсупов М.М. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, с д.м.г. до д.м.г., при этом из объяснения Юсупова М.М. следует, что местом его фактического нахождения является место работы: <адрес>. Однако судебные повестки, направленные по указанным адресам нарочным ответчику не доставлены, в связи с его выездом за пределы <адрес>. В ходе выездов по адресу места фактического нахождения и адресу регистрации по месту пребывания, было установлено, что ответчик по данным адресам не проживает. Известить ответчика по телефону о времени и месте рассмотрения дела также не удалось. Таким образом, установить фактическое место нахождения ответчика не представилось возможным.
Согласно ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика. В соответствии со ст. 119 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Определением Колпашевского городского суда Томской области от д.м.г. ответчику Юсупову М.М. назначен адвокат Громенко П.А., которая в судебном заседании возражала против удовлетворения предъявленных к Юсупову М.М. требований, доказательств в обоснование своих возражений не представила, указав, что аннулирование регистрации по месту пребывания может повлечь нарушение прав Юсупова М.М. на пребывание в Российской Федерации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора УМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области Матонина К.Н., в судебном заседании полагала исковые требования Колпашевского городского прокурора подлежащими удовлетворению, указав, что приём документов для постановки на миграционный учёт осуществлялся МФЦ <адрес>, ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области осуществлял саму регистрацию. При этом, сам порядок регистрации Юсупова М.М. нарушен не был, так как соответствует Административному регламенту предоставления госуслуги по осуществлению миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Обстоятельства постановки Юсупова М.М. на миграционный учёт стали известны в ходе рассмотрения дела в мировом суде, поэтому ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области не стал самостоятельно снимать Юсупова М.М. с регистрационного учёта. Мировым судьей Юсупову М.М. было назначено наказание в виде штрафа в размере ..... рублей. Сведений о том, что ответчик покинул пределы Российской Федерации, у них не имеется
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Попова О.В., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела по существу, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие Поповой О.В.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Статьями 17 и 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ) место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации – жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учёт по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Фиктивная постановка на учёт по месту пребывания в жилом помещении – постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учёт по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учёт по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 109-ФЗ миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона № 109-ФЗ в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции, защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям государством и обществом вводится регистрационный учёт граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального Закона миграционный учёт носит уведомительный характер.
Согласно ст. 7 Федерального Закона № 109-ФЗ при осуществлении миграционного учёта иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные данным Федеральным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 15 Федерального закона № 109-ФЗ основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учётных документах органа миграционного учёта и в государственной информационной системе миграционного учёта.
Согласно статье 7 Федерального закона № 109-ФЗ при осуществлении миграционного учёта иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьёй 21 Федерального закона № 109-ФЗ установлено, что основанием для учёта по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учёт по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учётных документах органа, осуществляющего учёт по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учёта.
Миграционный учёт имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
В ст. 8 Федерального закона № 109-ФЗ определено, что правила и порядок осуществления миграционного учёта устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учёт иностранных граждан установлен Правилами осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 (далее – Правила).
Согласно пунктам 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учёт по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным подразделением МВД Российской Федерации уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее – уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальное подразделения Министерства непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
В силу п. 37 Правил снятие иностранного гражданина с учёта по месту пребывания осуществляется, в том числе после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учёт по месту пребывания в жилом помещении.
В соответствии с п. 40 указанных Правил при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, должностное лицо территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Согласно Указу Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена, а её полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации, являющемуся её правопреемником.
Приказом Федеральной миграционной службы от 09.12.2014 № 649 утверждены Порядок установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован (приложение № 1) и Порядок установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учёт по месту пребывания в жилом помещении (приложение № 2).
В соответствии с п. 2 Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учёт по месту пребывания в жилом помещении факт фиктивной постановки на учёт по месту пребывания признаётся установленным, если имеется подтверждение, что иностранный гражданин поставлен на учёт по месту пребывания: 2.1. На основании представленных заведомо недостоверных сведений или документов. 2.2. Без намерения иностранного гражданина пребывать в жилом помещении. 2.3. Без намерения принимающей стороны предоставить это помещение иностранному гражданину для пребывания.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной.
В судебном заседании установлено, что Колпашевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований миграционного законодательства, направленного на предупреждение, выявление и пресечение незаконной миграции, в ходе которой установлено, что в д.м.г. гражданка России Попова О.В., с целью фиктивной постановки иностранных граждан на учёт на территории Российской Федерации, предоставила сотрудникам отделения по вопросам миграции ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области заявление и согласие о регистрации гражданина ...... Юсупова М.М., не имея намерений фактически предоставлять иностранному гражданину жильё для постоянного либо временного проживания (л.д. 11-12, 13-16).
По данному факту в отношении Поповой О.В. отделом дознания ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. ..... УК РФ.
Судом установлено, что Юсупов М.М., д.м.г. рождения, гражданин ....., был поставлен д.м.г. на учёт по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком до д.м.г. (л.д. 7, 8, 9-10, 18).
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является Попова О.В., д.м.г. рождения, о чём сделана запись регистрации № и выдано свидетельство о государственной регистрации права от д.м.г. (л.д. 17).
Как следует из показаний Поповой О.В., данных в ходе допроса д.м.г., Юсупов М.М. по адресу: <адрес>, никогда не проживал, и проживать не намеривался, поскольку фактически проживал по другому адресу (л.д. 13-16).
Из объяснения Юсупова М.М. от д.м.г. следует, что в квартире, по указанному адресу он не проживал и не проживает, фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д. 11-12).
Таким образом, указанное жилое помещение не стало для иностранного гражданина местом пребывания, в том смысле, в котором это понимается законом, так как регистрация по месту жительства или месту пребывания предполагает наличие юридической и фактической связи гражданина с жилым помещением и адресом такой регистрации.
Постановка Юсупова М.М. на учёт по месту пребывания в жилом помещении была осуществлена без его намерения пребывать в этом помещении и без намерения собственника жилого помещения Поповой О.В. предоставить ему это помещение для пребывания.
Сведения о регистрации Юсупова М.М. по месту пребывания не соответствуют действительности, что нарушает интересы государства в области миграционного учёта и влечёт бесконтрольность пребывания граждан иностранных государств на территории Российской Федерации. Фиктивная постановка на учёт иностранных граждан по месту пребывания затрудняет государственное регулирование миграционных процессов и препятствует обеспечению и исполнению установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, которые законно находятся на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановка на миграционный учёт Юсупова Мансуржона Мамутхановича, д.м.г. рождения, по месту пребывания по адресу: <адрес>, имеет фиктивный характер, поскольку Юсуповым М.М. предоставлены заведомо недостоверные сведения о намерении проживать в указанном жилом помещении, и у Поповой О.В., как собственника жилого помещения, отсутствовали намерения предоставить ему это помещение для проживания. А потому, регистрация по месту пребывания Юсупова М.М. подлежит признанию недействительной.
В связи с тем, что в настоящее время отсутствует возможность установить место фактического пребывания Юсупова М.М., в ином, кроме как судебном порядке, снять его с регистрационного учета не представляется возможным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Юсупову Мансуржону Мамутхановичу о признании регистрации по месту пребывания недействительной удовлетворить.
Признать недействительной регистрацию гражданина ...... - Юсупова Мансуржона Мамутхановича, д.м.г. рождения по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения.
Судья: Н.В. Бакулина
Мотивированный текст решения составлен: 13 апреля 2018 года.
Судья: Н.В. Бакулина