Судья Сутягина Е.М. |
№21-203/2015 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
25 июня 2015 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 15 декабря 2014 г. и решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 29 апреля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 15 декабря 2014 г. ОАО «МРСК Северо-Запада» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, и данному предприятию назначено наказание в виде административного штрафа в размере (...) рублей.
По результатам рассмотрения жалобы ОАО «МРСК Северо-Запада» на данное постановление решением судьи Лахденпохского районного суда РК постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
С таким решением судьи не согласно ОАО «МРСК Северо-Запада», в жалобе защитник Сополева Е.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи.
В обоснование доводов жалобы ссылается на необоснованность принятия субъектами административной юрисдикции в качестве доказательства нарушения юридическим лицом правил пожарной безопасности в лесах акта осмотра мест рубки, составленного до завершения таких работ. Так как права передвижения древесины с просеки у юридического лица не имелось, в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия были сообщены необходимые сведения о рубке в целях доведения этих сведений до ТУ Росимущества по РК, которым (...) был заключен договор купли-продажи древесины, и рубка завершена после окончания пожароопасного сезона, считает, что вины ОАО «МРСК Северо-Запада» в совершении вменяемого административного правонарушения не имеется. Поскольку работы по рубке исполнялись подрядчиком в лице ООО «(...)» на основании договора подряда, ОАО «МРСК Северо-Запада» субъектом данного правонарушения не является, и ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах должна быть возложена на подрядчика, обязанного проводить работы по рубке с соблюдением требований действующего законодательства.
Заслушав объяснения должностного лица административного органа (...), возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу требований ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст.8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.3 ст.16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе, правилами пожарной безопасности в лесах.
К видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (п.13 ч.1 ст.25 Лесного кодекса РФ).
В силу требований п.19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Исходя из подп.«а» п.23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 17 апреля 2014 г. №580 установлена дата начала пожароопасного сезона на территории (...) муниципального района - с 22 апреля 2014 г.
Из материалов дела следует, что (...) между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия и ОАО «МРСК Северо-Запада» сроком на 11 месяцев был заключен договор аренды лесного участка площадью (...) га в части квартала (...) (...) лесничества (по лесоустройству) (...) участкового лесничества в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (реконструкция (...)) в (...) муниципальном районе.
В ходе проведения 18 августа 2014 г. должностными лицами (...) участкового лесничества ГКУ РК «(...)» патрулирования территории лесного фонда на лесном участке в квартале (...) лесничества по лесоустройству (...) участкового лесничества были выявлены нарушения ОАО «МРСК Северо-Запада» Правил пожарной безопасности в лесах, что нашло отражение в акте осмотра №34 от 18 августа 2014 г.
В связи с выявленными нарушениями в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» был составлен протокол об административном правонарушении, который с другими материалами дела передан для рассмотрения по подведомственности в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 15 декабря 2014 г. юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Согласно постановлению должностного лица 18 августа 2014 г. в квартале (...) лесничества по лесоустройству (...) участкового лесничества ОАО «МРСК Северо-Запада», проводящим сплошные рубки деревьев под строительство линейного объекта, нарушены требования п.19 Правил пожарной безопасности в лесах, что выразилось в необеспечении сбора заготовленной древесины в штабеля или поленницы и отсутствии противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 м.
Обстоятельства совершения правонарушения и виновность юридического лица в нарушении правил пожарной безопасности в лесах подтверждаются собранными по делу доказательствами в их совокупности, которые получили оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Доказательства объективной невозможности соблюдения предприятием норм законодательства, устанавливающих требования пожарной безопасности в лесах, в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его виновность в совершении вменяемого правонарушения, не установлены.
Поскольку выводы должностного лица и судьи о наличии состава вменяемого административного правонарушения и виновности ОАО «МРСК Северо-Запада» в его совершении основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, указанное предприятие на законных основаниях было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Доводы жалобы в части недопустимости акта осмотра мест рубки по мотиву его составления до завершения указанных работ во внимание приняты быть не могут. Данный акт составлен в рамках проведения уполномоченным должностным лицом мероприятий по контролю за исполнением требований лесного законодательства, и обязанность по содержанию просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах подлежит исполнению постоянно и независимо от времени завершения рубки, которая производилась в пожароопасный сезон.
Доводы жалобы относительно ошибочного определения в рассматриваемом случае субъекта вменяемого административного правонарушения несостоятельные, поскольку именно ОАО «МРСК Северо-Запада» в силу ст.ст.21, 25 Лесного кодекса РФ является юридическим лицом, использующим лес и обязанным содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Заключение договора подряда, предусматривающего обязанность третьего лица по непосредственному выполнению работ по рубке и утилизации порубочных остатков, не освобождает ОАО «МРСК Северо-Запада» от выполнения возложенных на него законодательством публично-правовых обязанностей.
Таким образом, субъекты административной юрисдикции пришли к правильным выводам о том, что ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах при эксплуатации линий электропередачи несет сетевая организация, которой является ОАО «МРСК Северо-Запада».
Доводы жалобы со ссылкой на положения Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст.43 - 46 Лесного кодекса РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 №604, об отсутствии вины ОАО «МРСК Северо-Запада» в совершении правонарушения не свидетельствуют, так как согласно п.3 этих Правил при использовании юридическими лицами лесов для соответствующих целей рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 15 декабря 2014 г. и решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 29 апреля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова |