Дело № 2-1669/2018
Р Е ШЕ Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2018 года г. Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Ивахненко Л.С.,
при секретаре – Ломакиной А.О.,
с участием представителя истца Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края Луткова С.Ю., действующего на основании доверенности, представителя ответчика ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Кривопуско В.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края обратилась в Георгиевский городской суд с иском к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение водного транспорта протяженностью 350 м, кадастровый №, адрес (местоположение): РФ, <адрес>, пер. Вишневый.
В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с п.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу части 2 статьи 293 ГПК РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Из содержания указанных норм следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним. Поступление в муниципальную собственность по решению суда бесхозяйного недвижимого имущества не только позволяет сохранить его от разрушения и разграбления, но и дает возможность использовать это имущество в соответствии с действующими законодательными нормами, что, в свою очередь, служит источником пополнения местного бюджета.
На территории <адрес> находится сооружение водного транспорта протяженностью 350 м, кадастровый №.
14 марта 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет в качестве бесхозяйного вышеуказанного объекта недвижимого имущества.
Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № подтверждается, что, право собственности в отношении объекта недвижимости за кем-либо не зарегистрировано, и данный объект состоит на учете как бесхозяйный.
Из приведенных доказательств следует, что в течение года с момента постановки данного имущества на учет как бесхозяйного, его правообладатель не установлен, ограничения (обременения) права, правопритязания, также не установлены.
В судебном заседании представитель истца Администрации Георгиевского городского округа СК Лутков С.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Кривопуско В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Администрации Георгиевского городского округа, в обоснование своей позиции пояснил, что в соответствии с ФЗ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Постановлением администрации Александрийского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края №7 от 12 января 2015 года «Об определении гарантирующего поставщика для системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Александрийского сельсовета» ГУП СК «Ставрополькрайводканал» Георгиевский «Межрайводоканал» (с 01 апреля 2016 года в связи с реорганизацией ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», ПТП Георгиевское филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Южный», Постановление №44 от 27 февраля 2017 года) определен гарантирующим поставщиком для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории образования Александрийского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края.
В целях реализации на территории муниципального образования <адрес> ФЗ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в администрацию Александрийского сельсовета филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводканал»-Георгиевский «Межрайводоканал» передан Передаточный акт бесхозяйных объектов водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных на территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района Ставропольского края от 30 марта 2015 года с перечнем бесхозяйных объектов (Приложение № 1).
По передаточному акту Администрация Александрийского сельсовета (сторона 1) обязуется в срок до 25 марта 2016 года поставить на учет как бесхозяйные вещи в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, на имущество, указанное в приложениях № 1, и направить в Георгиевский «Межрайводоканал» (сторона 2) выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
В течение трех месяцев, по истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет Сторона 1 обязуется оформить право муниципальной собственности на объекты, указанные в приложениях №1, к настоящему передаточному акту.
Согласно п. 5 ст. 8 ФЗ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 8 ФЗ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 114 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Статья 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в частности организация в границах городского округа электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории <адрес> находится сооружение водного транспорта протяженностью 350 м, кадастровый №.
14 марта 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет в качестве бесхозяйного вышеуказанного объекта недвижимого имущества.
Факт наличия недвижимого имущества, не имеющего собственника, подтверждается выпиской из ЕГРН от 23 мая 2018 года № № согласно которой право собственности в отношении объекта недвижимости за кем-либо не зарегистрировано, и данный объект состоит на учете как бесхозяйный.
Согласно ч. 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, администрация представила доказательства о том, что сооружение водного транспорта протяженностью 350 м, кадастровый №, адрес (местоположение): РФ, <адрес>, пер. Вишневый. было поставлено на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и находился на этом учете год.
Поскольку со дня постановки данного объекта на учет никто о своих правах на него не заявил, у администрации возникло право на обращение в суд с заявлением о признании на него права муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах исковые требования Администрации Георгиевского городского округа подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение водного транспорта протяженностью 350 м, кадастровый №, адрес (местоположение): Российская Федерация, <адрес>
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.
(Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2018 года)
Судья Л.С. Ивахненко