№ 2-538/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2015 года с.Хову-Аксы
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кара-Сала В.Д.,
с участием помощника прокурора <адрес> Байыр-оол А.Л.,
ответчика – представителя МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес> заведующей Х.,
ответчика – представителя администрации муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун» по доверенности Х,
при секретаре Дак А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> в интересах Х. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<адрес>» <адрес> Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва о взыскании недоначисленной заработной платы, обязании Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<адрес>» <адрес> Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с Х., где установить фиксированный размер оплаты труда (оклад) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, действующий на территории Российской Федерации на день заключения соглашения, об обязании Администрацию муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун» осуществить финансирование для погашения задолженности по недоначисленной заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах Х. обратилась в суд к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<адрес>» <адрес> Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва (далее – МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес>) о взыскании недоначисленной заработной платы, обязании МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес> в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с Х., где установить фиксированный размер оплаты труда (оклад) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, действующий на территории Российской Федерации на день заключения соглашения, об обязании Администрацию муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун» осуществить финансирование для погашения задолженности по недоначисленной заработной плате, указывая, что в прокуратуру района поступило коллективное заявление от работников МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес> о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной плате за 2015 год. В результате проверки установлено, что Х. состоит с МДБОУ детский сад «<адрес>» <адрес> в трудовых отношениях, работает в качестве <данные изъяты>. Согласно п.4.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Х. имеет оклад в размере <данные изъяты> рублей. Согласно пункту 2 Устава МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес> учредителем организации является администрация муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва». В п.8.22 указано, что Учреждение обязано согласовывать вопросы определения уставных задач, принципов управления и финансирования со структурным подразделением администрации муниципального района «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» «Управление образованием». Согласно п.11.13 Устава заработная плата устанавливается МБДОУ в зависимости от квалификации работников. Ежемесячный размер заработной платы работников МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес>, если они отработали полную норму труда, должен составлять не менее <данные изъяты> рублей в месяц. На размер заработной платы необходимо производить начисление районного коэффициента в размере 40% и северной надбавки в размере 50% поскольку учреждение, в котором работают заявители, находится в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и рабочее место работника совпадает с местом нахождения учреждения. Таким образом, размер начисленной за месяц заработной платы заявителем не может быть менее <данные изъяты> в 2015 году. Таким образом, проведенной проверкой установлено, что отдел образования района за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Х. выдавалась заработная плата ниже установленного размера минимального размера оплаты труда (далее по тексту МРОТ). Просит обязать МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес> погасить задолженность по недоначисленной заработной плате Х. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Обязать администрацию муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун» осуществить финансирование для погашения задолженности по недоначисленной заработной плате Х. Обязать МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес> в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с Х., где установить фиксированный размер оплаты труда (оклад) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, действующий на территории Российской Федерации на день заключения соглашения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Х исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес> с исковыми требованиями прокурора согласилась.
Представитель администрации Чеди-Хольского кожууна требования прокурора не признал и пояснил, что МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес> является самостоятельным юридическим лицом и работодателем, поэтому администрация не является ответчиком, кроме этого согласно письма Министра труда и социальной политики Республики Тыва и соответствующего письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 11-4/10/В-669 следует, что решение об установлении размера минимальной заработной платы в субъекте РФ относится к ведению субъектов РФ, соответственно вопросы, связанные с реализацией данного решения следует урегулировать при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате, поскольку в настоящее время данное соглашение не принят, отсутствует основания повышения заработной платы работников.
Выслушав пояснения сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в целях создания условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным актом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316, 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условия, в которых осуществляется трудовая деятельность, в соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменение, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в повышенном размере, по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливаются особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.1994№ «О повышении районных коэффициентов в <адрес> в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» территория муниципального района «<адрес> Республики Тыва» относится к местностям, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из указанного следует, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.
На основании статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (изм. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда») минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ составляет 5965 рублей в месяц. В силу статьи 2 настоящий Федеральный закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме на работу» Х. принята временно на время декретного отпуска Х на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ между работодателем МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес> в лице руководителя Х. и работником, Х. принята на должность <данные изъяты> с должностным окладом в размере <данные изъяты> рублей, установлена доплата районный коэффициент в размере 40%, коэффициент за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 50%.
Из расчетно-платежных ведомостей, табелей учета использования рабочего времени и других документов, имеющих в материалах дела, следует, что в ДД.ММ.ГГГГ 2015 года норма рабочего времени Х. отработана в полном объеме, ее оклад составляет <данные изъяты> рублей. За указанный период всего начислено <данные изъяты> рублей.
Исходя из требований истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы производится следующим образом:
(5965 руб. (минимальный размер оплаты труда) / 15 рабочих дней в январе 2015 года) х (15 рабочих дней, отработанных истцом в январе 2015 года) х 1,9% (районный коэффициент) = 11333,50 руб. (подлежащая к выплате заработная плата) – 9299 руб. (фактически начисленная и выплаченная заработная плата) = 2034,50 руб.
(5965 руб. (минимальный размер оплаты труда) / 18 рабочих дней в марте 2015 года) х (18 рабочих дней, отработанных истцом в марте 2015 года) х 1,9% (районный коэффициент) = 11333,50 руб. (подлежащая к выплате заработная плата) – 11212 руб. (фактически начисленная и выплаченная заработная плата) = 121,50 руб.
(5965 руб. (минимальный размер оплаты труда) / 21 рабочих дней в апреле 2015 года) х (21 рабочих дней, отработанных истцом в апреле 2015 года) х 1,9% (районный коэффициент) = 11333,50 руб. (подлежащая к выплате заработная плата) – 5964 руб. (фактически начисленная и выплаченная заработная плата) = 5369,50 руб.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице фактически выплачено <данные изъяты> рублей, подлежало к выплате <данные изъяты> руб. (11333,5 + 11333,5 + 11333,5руб), недоначисленная и невыплаченная заработная плата истице составила <данные изъяты> рублей. <данные изъяты>).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст.210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как денежной, так и натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникало.
Перечень доходов, освобождаемых от налогооблажения, содержится в ст.217 Налогового кодекса РФ.
Суммы заработной платы не включены в указанный перечень и соответственно, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Из ст.224 Налогового кодекса РФ следует, что налоговая ставка устанавливается в размере 13% если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст.226 Налогового кодекса РФ организация обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Исходя из норм Налогового кодекса РФ обязанность по удержанию налога на доходы физических лиц с сумм заработной платы, взысканных судом, и перечисление указанных сумм в бюджет входит в обязанности налоговых агентов – организаций, в которых работают эти физические лица.
Между тем требование прокурора заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с Х., который предусматривает фиксированный размер оплаты труда (оклад) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, и об обязании Администрацию муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун» осуществить финансирование для погашения задолженности по недоначисленной заработной плате, суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст.56 вышеприведенного Кодекса трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно абзацу 17 статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу части 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения могут регулироваться путем заключения, изменений, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст.22 ТК Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
В соответствии со ст.21 указанного Кодекса Работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
Таким образом, заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами является исключительным правом работодателя и работника, поэтому понуждение сторон к заключению трудового договора, а равно внесение изменений и дополнений к нему, суд считает недопустимым.
Из материалов дела следует, что МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес> является бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Администрация муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва», и Учреждение находится в его ведомственном подчинении.
В силу абзаца шестого пункта 2 статьи 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам самостоятельно всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно ст.9.2, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.05.2015) "О некоммерческих организациях"
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
В соответствии с п. п. 2, 2.1, 2.3 Устава Учредителем Учреждения и собственником его имущества является администрация муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва» (далее – по тексту Учредитель). Отношения между Учредителем и Учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.2.4 Устава Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в органах казначейства или финансовых органах Республики Тыва.
Из п.2.6 Устава права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают у Учреждения с момента его регистрации.
Из п.2.10 Устава Учреждение вправе осуществлять приносящий доход деятельность лишь по стольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых учреждение было создано.
Из п.8.12 Устава финансирование Учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы из бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Из п.8.14 Устава Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет в органах казначейства.
Из п.8.15, 8.16 Устава финансовые и материальные средства Учреждения, закрепленные за ним Учредителем, используются им в соответствии с уставом, изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из п.8.18 Устава Учреждение является собственников финансовых и материальных средств, полученных за счет своих доходов, а также за счет благотворительной помощи.
Из п.8.22 Устава финансово-хозяйственная деятельность Учреждения осуществляется через централизованную бухгалтерию управления образованием согласно договору о совместной деятельности по ведению бухгалтерского учета и контроля.
Из п.8.23 Устава бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленных за ним Учредителем, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного Учредителем имущества или приобретенного Учреждением за счет выделенных Учредителем средств, а также недвижимого имущества.
Из п.8.24 Устава Учредитель не несет ответственности по обязательствам Учреждения.
Из п.8.25 Устава Учреждение не несет ответственность по обязательствам Учредителя.
Таким образом, требования прокурора об обязании Администрацию муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун» осуществить финансирование для погашения задолженности по недоначисленной заработной плате работника, противоречит действующему законодательству.
Поскольку истец в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. подлежит взысканию с МБДОУ детский сад «<адрес>» <адрес> в бюджет муниципального района «Чеди-Хольский кожуун» Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Иск и.о. прокурора <адрес> в интересах Х. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<адрес>» <адрес> Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва о взыскании недоначисленной заработной платы, обязании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «<адрес>» <адрес> Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с Х., где установить фиксированный размер оплаты труда (оклад) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, действующий на территории Российской Федерации на день заключения соглашения, об обязании Администрацию муниципального образования «Чеди-Хольский кожуун» осуществить финансирование для погашения задолженности по недоначисленной заработной плате, удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «<адрес>» <адрес> Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва в пользу Х. заработную плату в размере <данные изъяты> копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «<адрес>» <адрес> Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва госпошлину в размере <данные изъяты> рублей в бюджет муниципального района «Чеди-Хольский кожуун» Республики Тыва.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца через Чеди-Хольский районный суд со дня его вынесения.
Судья Кара-Сал В.Д.