Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1232/2014 ~ М-837/2014 от 12.02.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2014 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

Судьи Гороховик О. В.,

при секретаре Крусь Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ознецян Н. Е. об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением о об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, указав, что 22.03.11 года она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, рассоложенного по адресу: г.о. Самара, <адрес>, участок б/н, площадью <данные изъяты> под садоводство с полным пакетом документов.

31.12.13 г. она получила ответ Департамента к которому было приложено заключение от 17.12.12 года о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку, в отношении этого испрашиваемого участка, ведутся работы по формированию земельного участка для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просит признать отказ ДСА г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 17.12.2012 года № СП--2 незаконным.

Обязать ДСА г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес>, участок б/н на кадастровом плане соответствующей территории.

В судебном заседании представители заявителя заявленные требования поддержали в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента Строительства и Архитектуры г.о. Самара требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерство имущественных отношений Самарской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нуж Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 1 ст.27, ст.29 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся

в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно п. 10 ст.З ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом установлено, что что 22.03.2011 года Ознецян Н. Е. обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, рассоложенного по адресу: г.о. Самара, <адрес>, участок б/н, площадью <данные изъяты> под садоводство.

При подаче заявления, ею был приложен пакет документов в соответствии с требованиями «Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством», утвержденным постановлением правительства Самарской области 21.06.06 г. №74.

Согласно п.2.4. указанного Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.

Заявителем вся информация была приложена. К заявлению прилагались - копия доверенности представителя, ответ Росреестра о том, что она не имела с 1992-1998 годы предоставленных земельных участков, ответ Росреестра о том, что в период с 1992 по 1998 годы информации о предоставлении испрашиваемого земельного участка иным лицам не имеется. Ответ ФГУ «Земельная кадастровая палата» о том, что сведения об испрашиваемом земельном участке в государственном кадастре объектов недвижимости отсутствуют, Уведомление Росреестра об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок, письмо из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, проект границ земельного участка, от 10.06.2011 года.

Таким образом, в направлении запросов, которые предусмотрены п.2.4. порядка, необходимости не возникало, и Министерство во исполнение требований абз. З п.2.4. порядка, обязано было направить в Департамент строительства и архитектуры обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка.

22.09.11 г. Министерством было направлено в Департамент обращение об утверждении схемы расположения земельного участка до принятия изменений в закон и формирования реестра земельных участков для лиц, имеющих трех и более детей. Только более чем через год 17.12.12 г. указанное обращение было рассмотрено.

Согласно Заключения № СП-9/-4367-0-2 от 17.12.2012 года о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку, в отношении испрашиваемого заявителем участка, ведутся работы по формированию земельного участка для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.

Согласно ч. 2.4. ст. 9 Закона Самарской области «О земле», земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно однократно, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", частями 2, 2.1 настоящей статьи и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Статья 10.3. Порядок предоставления в собственность граждан, указанных в части 2.4 статьи 9 настоящего Закона, бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В данном случае, испрашиваемый земельный участок нельзя было считать свободным от прав третьих лиц, поскольку право заявителя на его предоставление возникло еще до внесения этих изменений в Закон.

Предоставление в собственность граждан, указанных в части 2.4 статьи 9 настоящего Закона, бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей статьей, и с учетом требований, предусмотренных земельным законодательством.

Пунктом 2 ст. 5. Закона Самарской области «О земле» установлено, что распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный Правительством Самарской области исполнительный орган государственной власти.

Постановлением Правительства Самарской области 21.06.06 г. №74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которому граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений Самарской области.

Пунктами 2.4, 2.5 названного Порядка предусмотрено, что Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.

Заключение от 17.12.12 года было отправлено заявителю только 27.12.13 г., что подтверждается письмом Департамента строительства, в связи с чем, трехмесячный срок для подачи заявления следует исчислять с этой даты.

При указанных обстоятельствах, учитывая то, что в судебном заседании не установлено оснований, предусмотренных ст. 4 Закона Самарской области № 16_ГД для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, основание отказа, указанное в заключении, не является препятствием в утверждении схемы, иные основания невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка Департаментом строительства и архитектуры указаны не были, отказ Департамента нарушает закон и права заявителя на получение земельного участка в собственность, суд приходит к выводу о том, что заявление Ознецян Н. Е. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доводы представителя Департамента о том, что права заявителя не нарушаются, поскольку нет отказа Министерства, несостоятельны, поскольку согласно представленных Министерством материалов на основании отказа Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка 24.06.13 г. Ознецян Н. Е. отказано в предоставлении земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 252 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать отказ ДСА г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 17.12.2012 года № незаконным.

Обязать ДСА г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес>, участок б/н на кадастровом плане соответствующей территории.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Самарский областной суд через районный суд г. Самары со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.03.14 г.

Председательствующий Гороховик О. В.

2-1232/2014 ~ М-837/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ознецян Н.Е.
Другие
Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Гороховик О. В.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
12.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2014Передача материалов судье
13.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.03.2014Судебное заседание
17.03.2014Судебное заседание
18.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее