Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1269/2011 ~ М-1215/2011 от 20.07.2011

2-1269/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2011 года г. Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующей судьи Андриенко И.А., при секретаре судебного заседания Сподобаевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Железногорск Красноярского края в интересах Авдеевой Т.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Отделения по г.Железногорску Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании задолженности по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения, отопление медицинскому работнику,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. Железногорск обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Авдеевой Т.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Отделения по г.Железногорску Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании задолженности по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения, отопление медицинскому работнику. Свои требования прокурор ЗАТО г.Железногорска мотивировал тем, что Авдеева Т.А. с 2007 года по настоящее время работает в должности фельдшера в фельдшерско-акушерском пункте <адрес> ФГУЗ КБ №... ФМБА РФ и с 1998г. проживает в поселке <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ МП «Гортеплоэнерго» прекратило предоставлять Авдеевой Т.А. меры социальной поддержки. В связи с тем, что Правительством РФ до настоящего времени не установлены меры социальной поддержки медицинским работникам федеральных специализированных организаций здравоохранения, последние фактически утратили на них право без какой-либо компенсации. Такое правовое регулирование не согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ и вступает в противоречие с предписанием ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, которые не предполагают отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками государственной системы здравоохранения на основании законодательства, действующего до 01 января 2005 года. В период с июля 2008 года по июль 2011 года Авдеевой Т.А. начислены и оплачены предоставленные услуги по отоплению на сумму 67062 руб. 44 коп.. Кроме этого, ОАО «Красноярскэнергосбыт», с июля 2008 года по июль 2011 года Авдеевой Т.А. начислено и последней уплачено 22454 руб. 81 коп.. Таким образом, Авдеевой Т.А. не предоставлены льготы, предусмотренные ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан на сумму 73509 руб. 55 коп., чем нарушено ее право. В связи с изложенным, прокурор ЗАТО г. Железногорск просил взыскать с ответчика за счет казны РФ в пользу Авдеевой Т.А. задолженность по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения, отопление в размере 73 509 руб. 55 коп..

В судебном заседании представитель прокуратура ЗАТО г. Железногорск – помощник прокурора Щедринов Д.А. поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании истец Авдеева Т.А. не присутствовала, о дате, времени и месте слушания дела была извещена надлежащим образом. В своем заявлении, адресованном суду, Авдеева Т.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Белова О.Г. (действующая по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. При этом пояснила, что о возмещение вреда должно производится за счет средств соответствующего бюджета, выделенных на содержание органов, уполномоченных представлять интересы казны РФ, а не за счет средств казны РФ. Указала, что обязанность по предоставлению бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам субсидий из федерального бюджета для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает только после предоставления таких льгот гражданам и на основании фактически произведенных организацией расходов и связи с реализацией установленных льгот. Кроме того, обязанность по начислению и предоставлению льгот отдельным категориям граждан возложена на организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги населению, которые самостоятельно определяют круг лиц, имеющих право в соответствии с действующим законодательством РФ на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку именно на них возложена обязанность по начислению и сбору платы вышеназванных платежей с граждан. Ни РФ в лице Министерства финансов РФ, ни непосредственно Министерство финансов РФ, не являются стороной по договору на предоставление коммунальных услуг, в связи с чем, не могут отвечать по обязательствам другого юридического лица. Кроме того, считает, что Федеральным законодательством было предоставлено право медицинским работникам на бесплатный доступ к освещению, а не к электроснабжению.

Представитель третьего лица МП «Гортеплоэнерго» в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте слушания дела третье лицо было извещено надлежащим образом. В своем заявлении, адресованном суду, и.о. директора Зимин Г.Н. ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица ОАО «Красноярскэнергосбыт» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела третье лицо было извещено надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Авдеева Т.А. является медицинским работником и работает в должности фельдшера в фельдшерско-акушерском пункте <адрес> ФГУЗ КБ №... ФМБА РФ. Фельдшерско- акушерский пункт <адрес> является структурным подразделением Федерального государственного учреждения здравоохранения «Клиническая больница №...» Федерального медико-биологического агентства».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.22004 года № 872 ЦМСЧ №... Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при министерстве здравоохранения РФ (<адрес> края), правопреемником которого является Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №... Федерального медико-биологического агентства», является федеральным специализированным медицинским учреждением.

Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденному Постановлением Госстандрата РФ от ДД.ММ.ГГГГ №..., <адрес> является сельским населенным пунктом, подчиненным администрации г. Железногорск.

В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с 01 января 2005 года. Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции указанного закона) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6).

Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (сельский населенный пункт) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в той же местности медицинских работников.

Работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в настоящее время меры социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются на основании Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Однако фельдшерско-акушерский пункт, где работает истица, является федеральным учреждением, нормы указанного закона на него не распространяются.

Фактически федеральный законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников только той части государственной системы здравоохранения, к которой в настоящее время отнесены федеральные специализированные организации здравоохранения (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля»). Фельдшерско-акушерский пункт <адрес> таковым не является, в связи с чем, их медицинские работники в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения оказались лишенными возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в сельской местности до 1 января 2005 года, пользовался жилищно-коммунальными льготами на основании ч. 2 ст. 63 Основ в прежней редакции, фактически утратили на них право без какой-либо компенсации. К такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 04 декабря 2007 года № 947-О-П. Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование, не предусматривающее порядок определения с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников государственных организаций здравоохранения, не относящихся к федеральным специализированным организациям здравоохранения, само по себе - в силу правовых позиций, сформулированных в ранее вынесенных Конституционным Судом РФ решениях, и предписаний ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ - не предполагает, что Российская Федерация вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

Таким образом, поскольку до настоящего времени на федеральном уровне не определены меры социальной поддержки указанным категориям работников, льготы по жилищно-коммунальным услугам истцу должны быть сохранены в объеме, действовавшем до 01 января 2005 года, то есть она сохраняет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения, в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №..., содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно Справке №... от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по <адрес> зарегистрированы: Авдеева Т.А., ФИО2, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из представленных справок, а также Акта сверки №..., представленного МП «Гортеплоэнерго» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно Авдеева Т.А. произвела оплату за электроэнергию в сумме 22454, 81руб..

Согласно Справке МП «Гортеплоэнерго» Авдеевой Т.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено 67062, 44 руб.

Согласно Справке УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск Авдеева Т.А., проживающая по <адрес>, получает в УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск субсидии отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг по категории «Ветеран труда». За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма субсидии составила 16007, 70 руб., за июль 2011 г. сумма субсидии составила 430, 72 руб.. Члены семьи Авдеевой Т.А. в указанный период выплаты не получали.

Соответственно, Авдеева Т.А. за указанные периоды времени понесла убытки в виде оплаты отопления и освещения, хотя ей должны были быть предоставлены соответствующие меры социальной поддержки.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При определении надлежащего ответчика по делу суд исходит из следующего. Льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением медицинским работникам были предусмотрены федеральным законом, а после его отмены соответствующие меры социальной поддержки должны быть установлены федеральным законодателем. Фельдшерско-акушерский пункт <адрес>, где работает истец, является федеральным специализированным медицинским учреждением. Федеральный законодатель до настоящего времени не определил меры социальной поддержки, в частности, медицинским работникам, а также не определил источники и механизмы компенсации расходов организаций, непосредственно оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Поскольку предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам федеральных учреждений здравоохранения возложено на федеральные органы власти, источником финансирования в данном случае является федеральный бюджет. Российская Федерация не исполнила должным образом свою обязанность по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, доказательств выделения из федерального бюджета соответствующих средств на эти цели Красноярскому краю либо органу местного самоуправления ЗАТО Железногорск суду не представлено, соответственно, надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице ее финансового органа - Министерства финансов РФ.

Таким образом, в пользу истицы Авдеевой Т.А. с Российской Федерации за счет средств казны надлежит взыскать убытки, понесенные ею в сумме 73509, 55 руб. (67062 руб. 44 коп. + 22454.81 руб. - 16007, 70 руб.)

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах Авдеевой Т.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Отделения по г.Железногорску Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании задолженности по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения, отопление медицинскому работнику удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Авдеевой Т.А. 73 509 рублей (семьдесят три тысячи пятьсот девять рублей) 55 копеек.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд, со дня изготовления мотивированного решения суда, то есть с 22 августа 2011 года.

Судья Железногорского городского суда И.А.Андриенко


2-1269/2011 ~ М-1215/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
Министерство финансов
Другие
Авдеева Татьяна Александровна
МП Гортеплоэнерго
Красноярскэнергосбыт
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Андриенко Ирина Александровна
Дело на сайте суда
gelgor--krk.sudrf.ru
20.07.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2011Передача материалов судье
25.07.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2011Судебное заседание
27.09.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2011Дело оформлено
22.11.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее