Дело № 2а-1926/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 июня 2021 года г.о. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Котяковой А.Г., с участием прокурора Скидана Ю.А., представителя административного истца Шерстобитова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> к Гулямову А. Б. об установлении административного надзора,
установил:
начальник ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора сроком на 2 года в отношении Гулямова А.Б. указав, что последний осужден за совершение особо тяжкого преступления признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания, имеет непогашенную и неснятую судимость. За период отбывания наказания Гулямов А.Б. взаимоотношения поддерживает с отрицательной частью осужденных, с представителями администрации и иными лицами, посещающими ИУ скрытен, малообщителен, внешне не всегда опрятен, требует за собой контроля со стороны администрации, склонности к азартным играм не проявляет, в употреблении наркотических веществ и спиртных напитков замечен не был, правила внутреннего распорядка, требования порядка и условий отбывания наказания знает, но сознательно допускает нарушения, за что на него неоднократно налагались дисциплинарные взыскания в виде выговоров, водворения в <данные изъяты>, мероприятия воспитательного характера посещает только под контролем администрации, из них правильные выводы для себя не делает. Просит также установить в отношении Гулямова А.Б. административные ограничения в виде обязательной явки <данные изъяты> раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации, а также запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток.
В судебном заседании представитель административного истца Шерстобитов А.А. требования административного иска уточнил, просил установить административному ответчику административный надзор сроком 8 лет, а также дополнить административные ограничения ограничением в виде запрещения посещения питейных заведений.
Административный ответчик Гулямов А.Б. о дате, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, отказавшись от своего участия в рассмотрении дела.
Участвующий в деле прокурор Скидан Ю.А. в судебном заседании с уточненными требованиями согласился, просил их удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, явка которого не признавалась судом обязательной.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов, по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ, Закон).
Категории лиц, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Закона № 64-ФЗ и в статье 173.1 УИК РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо при рецидиве преступлений.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 названного Закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу ч. 2 этой же статьи Закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 5 названного закона).
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 218-ФЗ) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Гулямов А.Б. отбывает наказание по приговору Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым он осужден по п. «з» ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 162, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
При этом вышеназванным приговором в действиях Гулямова А.Б. установлен опасный рецидив преступлений.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Гулямов А.Б. отбывает наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ подлежит освобождению по отбытию срока наказания.
Постановлением начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гулямов А.Б. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Как усматривается из представленной в материалах дела характеристики, выданной ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес>, Гулямов А.Б. за отбытый срок наказания характеризуется отрицательно. Осужденный вину признал, в содеянном раскаивается, меру наказания считает справедливой, взаимоотношения с другими осужденными строит ровные, конфликтных ситуаций не допускает, не соблюдает общепринятые правила общения, внешне бывает неопрятен, склонности к азартным играм не проявляет, в употреблении спиртных напитков и наркотических веществ замечен не был, требования порядка и условий отбывания наказания знает, однако допускает нарушения, за что имеет <данные изъяты> дисциплинарных взысканий в виде выговоров, водворения в <данные изъяты> и <данные изъяты>, регулярно посещает мероприятия воспитательного характера, при этом из них правильные выводы для себя делает не всегда, поощрений не имеет, не трудоустроен по причине отсутствия навыков по имеющимся специальностям, к работам согласно ст. 106 УИК РФ относится не всегда добросовестно, требует контроля со стороны администрации, иска по приговору не имеет, поддерживает социальные связи с родственниками, имеет социально значимое заболевание.
Принимая решение по заявленным требованиям, суд учитывает установленные факты, согласно которым Гулямов А.Б. является совершеннолетним, осужден и отбывает наказание за совершение тяжких преступлений, при опасном рецидиве преступлений, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, за что переведен в строгие условия отбывания наказания, имеет непогашенную и неснятую судимость.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, и руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления в отношении Гулямова А.Б. административного надзора.
Срок административного надзора 8 лет определяется судом, в соответствии требованиями ст. 5 Закона № 64-ФЗ, п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ.
В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (ч. 1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона № 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В этой связи суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование об установлении поднадзорному лицу административного ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации, учитывая характеризующие данные личности поднадзорного лица, его поведение в период отбывания наказания.
Суд также считает целесообразным установить в отношении Гулямова А.Б. административные ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток и запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков в розлив.
Из приговора суда от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что преступления совершены Гулямовым А.Б. в позднее вечернее и ночное время, в том числе и состоянии алкогольного опьянения.
Установление в отношении Гулямова А.Б. указанных ограничений не свидетельствует о нарушении его конституционных прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов и согласуется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. При этом данные ограничения обеспечивают достижение целей административного надзора и не являются чрезмерными. Административный надзор не является продолжением уголовного наказания либо дополнительным наказанием, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны поднадзорного лица путем систематического наблюдения за ним и оказания на него индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> к Гулямову А. Б. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Гулямова А. Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, начало которого исчислять со дня постановки данного лица в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Одновременно установить Гулямову А. Б. следующие административные ограничения: обязательная явка 2 раза месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток; запрещение посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков в розлив.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия через Волжский районный суд Самарской области.
Судья: Е.А. Тимагин
Решение в окончательной форме составлено 24 июня 2021 года.
Судья: Е.А. Тимагин