Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-996/2019 ~ М-821/2019 от 22.08.2019

Дело № 2-996/2019

83RS0001-01-2019-001296-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2019 года                                                                     г.Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Яровицыной Д.А.,

при секретаре Пахомовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа к Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, Кисляковой Ларисе Петровне о признании недействительным договора аренды земельного участка, возложении обязанности освободить земельный участок,

установил:

Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО (далее по тексту - Департамент, Департамент ПР и АПК НАО) обратилось в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений НАО (далее по тексту – УИЗО НАО), Кисляковой Л.П. о признании недействительным договора аренды земельного участка, возложении обязанности освободить земельный участок.

В обоснование требований указав, что в ходе проведенной УИЗО НАО проверки было установлено, что на территории комплексного природного парта регионального значения «Северный Тиман» в районе устья р. Черная (Тиманский кряж) у м. Щелья в пределах земельного участка с кадастровым номером 83:00:020001:37 на участке местности площадью 400 кв.м. в отсутствие оформленных и зарегистрированных в установленном порядке прав на указанный земельный участок, Кисляковой Л.П. осуществлено строительство деревянного строения из бруса. По результатам проверки ответчику Кисляковой Л.П. было выдано предписание об устранении нарушения, а кроме того последняя была привлечена к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ. Вместе с тем, распоряжением УИЗО НАО от 22.11.2018 Кисляковой Л.П. на основании ее заявления на праве аренды сроком на 10 лет предоставлен земельный участок, государственная собственность на который не разграничена: площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, устье р. Черная, (район м. Щелье), с кадастровым номером 83:00:020001:181 категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения личного подобного хозяйства, который находится в границах территории комплексного природного парта регионального значения «Северный Тиман» и 22.11.2018 между сторонами заключен договор аренды. Полагает, что указанный договор аренды заключен с нарушениями норм земельного законодательства и является недействительным, поскольку у УИЗО НАО отсутствовали основания для предоставления Кисляковой Л.П. спорного земельного участка, находящегося в пределах особо охраняемой территории. Также полагает, что на ответчика Кислякову Л.П. необходимо возложить обязанность по освобождению представленного земельного участка от возведенного ею на данной участке жилого дома, поскольку строительство и размещение такого объекта в пределах особо охраняемой территории запрещено.

В судебном заседании представитель Департамента ПР и АПК НАО ФИО6 заявленные требования поддержал по основания, изложенном в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

    Ответчик Киселева Л.П. уведомлялась времени и месте судебного заседания путем направления судебного извещения заказной почтой по последним известным суду местам жительства.

Указанные судебные извещения возвращены в суд почтовым отделением связи с отметкой "за истечением срока хранения".

Согласно ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, с учетом разъяснений, данных в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии со ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Таким образом, суд приходит к выводу об извещении всеми доступными суду способами Киселевой Л.П. о дате и времени рассмотрения дела.

    Представитель ответчика УИЗО НАО Алексеев А.Е. с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на законность предоставления Кисляковой Л.П. спорного земельного участка.

Третьи лица КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды», Прокуратура НАО своих представителей не направили, о времени и месте его извещены надлежащим образом, представили мнения по пододу заявленных исковых требований.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьи 42 Конституции РФ и 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гарантируют каждому право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с абзацами 1, 2 преамбулы к Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ст. 18 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона (ст. 19 Закона).

Постановлением администрации НАО от 30.08.2017 № 278-п на территории Ненецкого автономного округа создан комплексный природный парк регионального значения «Северный Тиман».

Природный парк образован в целях сохранения ландшафтного разнообразия территории, видового разнообразия животных и растений, сохранения мест обитания животных и произрастания растений, считающихся редкими и находящимися под угрозой исчезновения биологических видов, сохранения мест обитания и произрастания ценных в хозяйственном отношении биологических видов (п. 2 Положения о комплексном природном парке регионального значения «Северный Тиман»).

В силу п.п. 6, 7 Положения природный парк находится в ведении Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа.

Управление природным парком и обеспечение его функционирования осуществляет казенное учреждение Ненецкого автономного округа «Центр природопользования и охраны окружающей среды».

Охрану природного парка осуществляют Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) и казенное учреждение Ненецкого автономного округа «Центр природопользования и охраны окружающей среды» (далее - Учреждение).

Из материалов дела следует, что УИЗО НАО в период с 22.12.2017 по 26.01.2018 была проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории комплексного природного парта регионального значения «Северный Тиман» в районе устья <адрес> (Тиманский кряж) у м. Щелья в пределах земельного участка с кадастровым номером 83:00:020001:37 на участке местности площадью 400 кв.м. в отсутствие оформленных и зарегистрированных в установленном порядке прав на указанный земельный участок, Кисляковой Л.П. осуществлено строительство деревянного строения из бруса.

По результатам проведенной проверки составлен акт, и 26.01.2018 Кисляковой Л.П. выдано предписание №3-ввп со сроком исполнения до 26.03.2018 и который в последующем распоряжением УИЗО НАО от 03.04.2018 № 398 был продлен до 31.08.2018.

Кроме того, по результатам проведенной проверки, постановлением Департамента ПР и АПК НАО от 18.12.2018 Кислякова Л.П. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, т.е. за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Вместе с тем, несмотря на вышеуказанные обстоятельства, на основании в том числе заявления Кисляковой Л.П. от 16.11.2018, распоряжением УИЗО НАО от 22.11.2018 №1337 последней на праве аренды сроком на 10 лет предоставлен земельный участок, государственная собственность на который не разграничена: площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, устье <адрес>, (район м. Щелье), с кадастровым номером 83:00:020001:181 категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения личного подобного хозяйства.

22 ноября 2018 г. между УИЗО НАО и Кисляковой Л.П. заключен договор аренды №05-04/249 указанного земельного участка, который прошел государственную регистрацию 10.12.2018.

Заявляя требование о признании указанного договора недействительным, истец ссылается на то обстоятельство, что у УИЗО НАО отсутствовали основания для предоставления Кисляковой Л.П. спорного земельного участка, находящегося в пределах особо охраняемой территории.

Не соглашаясь с заявленными требования, УИЗО НАО указывает, что у Учреждения отсутствовали основания для отказа в предоставлении Кисляковой Л.П. земельного участка, поскольку отсутствовали сведения о границах комплексного природного парка регионального значения «Северный Тиман».

Пунктом 1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничения использования земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, установлены ст. 95 ЗК РФ, а также Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особых охраняемых природных территориях».

На основании п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с п. 3 той же статьи на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Пунктом 4 ст. 95 ЗК РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель национальных парков.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что действующее законодательство не содержит запрета на наличие в границах национальных парков земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.

В соответствии с п. 10 Положения о комплексном природном парке регионального значения «Северный Тиман», на территории природного парка запрещается деятельность, если она противоречит целям его создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: предоставление земельных участков под застройку; строительство зданий и сооружений, дорог, трубопроводов и прочих коммуникаций; взрывные работы; применение и хранение ядохимикатов, минеральных удобрений; геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых; деятельность, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, влекущая за собой изменения среды обитания редких видов растений и животных; движение и стоянка механических транспортных средств, посадка летательных аппаратов, не связанных с целями и задачами природного парка, за исключением организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях; промышленная заготовка лекарственных растений и технического сырья; сбор и заготовка, семян, цветов, редких видов растений, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением; сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в природном парке; разорение нор, гнезд, укрытий и убежищ диких животных, за исключением признанных Департаментом нежелательными для территории природного парка; интродукция растений и животных, чуждых местной флоре и фауне; пребывание лиц, кроме осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, на территории ООПТ без разрешения Учреждения; размещение туристов вне мест и сооружений, определенных Учреждением; засорение, захламление, загрязнение территории отходами и продуктами хозяйственной деятельности; деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств ландшафта.

В силу п. 11 Положения, на территории природоохранной зоны, дополнительно к запретам, установленным пунктом 10 настоящего Положения, запрещаются: действия, изменяющие гидрологический режим; любая деятельность, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, в том числе приводящая к изменению среды обитания редких видов растений и животных; охота в соответствии с законодательством Российской Федерации; рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации; деятельность, приводящая к захламлению, загрязнению, деградации земель, гибели растительного покрова и вызывающая эрозию почвы.

Согласно п. 13 Положения, на территории природного парка разрешается осуществление следующих видов деятельности: 1) по согласованию с Департаментом: проведение научных исследований, включая экологический мониторинг; размещение хозяйственно-производственных объектов, необходимых для функционирования природного парка; рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях; 2) по согласованию с Учреждением: организованная рекреационная деятельность, туризм; организация эколого-просветительских мероприятий (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов); движение и стоянка механических транспортных средств, посадка летательных аппаратов, для осуществления эколого-просветительской деятельности и туризма; обеспечение санитарной и противопожарной безопасности людей, животных, природных комплексов и объектов.

Пунктом 14 Положения установлено, что на территории рекреационно-агрохозяйственной зоны природного парка разрешается осуществление следующих видов деятельности: рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации; охота в соответствии с законодательством Российской Федерации; государственный экологический мониторинг и изучение природных экосистем и их компонентов; мероприятия по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ненецкого автономного округа, а также среды их произрастания и обитания; мероприятия по охране нерестилищ лососевых рыб; профилактические мероприятия, способствующие улучшению условий среды обитания редких и исчезающих видов растений и животных; посещение организованными туристическими группами в разрешенный Учреждением период.

На основании п. 16 Положения на территории природного парка разрешается традиционное природопользование представителями малочисленных народов Севера, а также выпас домашнего северного оленя в соответствии с проектом организации территории оленьих пастбищ.

Режим особой охраны территории природного парка обязаны соблюдать все физические и юридические лица, в том числе собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах природного парка (п. 17 Положения).

Согласно п. 18 Положения, лица, виновные в нарушении режима особой охраны территории природного парка, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого договора аренды от 22.11.2018, предоставленный Кисляковой Л.П. земельный участок с кадастровым номером 83:00:020001:181 имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подобного хозяйства.

Судом установлено и указанное подтверждается выпиской из ЕГРН, что спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 83:00:020001:37 с видом разрешенного использования – для ведения оленеводства, правообладателем которого на основании договора аренды от 12.02.2008 является СПК «Индига».

В силу п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и(или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и(или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2 Закона).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

При этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п. п. 2 и 3 ст. 4 Закона).

Вместе с тем, как следует в частности из акта осмотра, обследования территории, составленного 06.08.2019 сотрудниками КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды» на спорном земельном участке возведено деревянное одноэтажное строение из бруса с фундаментом из бетонных блоков, размером 9 х 13 м. Кроме того, на данном земельном участке располагаются 4 металлических контейнера, деревянный одноэтажный балок из досок, в котором находятся 2 снегохода, металлолом. Признаков ведения личного подсобного хозяйства на данном земельном участке не имеется.

Суд также учитывает то обстоятельство, что заключая оспариваемый договор, УИЗО НАО достоверно было известно о наличии на предоставляемом Кисляковой Л.П. земельном участке возведенного ею строения и указанное подтверждается актом проверки от 26.01.2018.

Кроме того, исходя из Положения о комплексном природном парке регионального значения «Северный Тиман» единственным возможным видом сельскохозяйственной деятельности на территории парка является выпас домашнего северного оленя в соответствии с проектом организации территории оленьих пастбищ, тогда как доказательств ведения ответчиком ФИО8 указанной деятельности в настоящее время, а также доказательств о намерении ее вести при заключении договора в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Довод ответчика УИЗО НАО о том, что спорный земельный участок не находится на территории комплексного природного парка регионального значения «Северный Тиман», поскольку сведения о его границах не внесены в государственный кадастр недвижимости, а следовательно, не установлены суд признает несостоятельным.

Действительно, сведения о границах комплексного природного парка регионального значения «Северный Тиман» внесены в ЕГРН 05.02.2019, с присвоением реестрового (учетного) номера 83:00-9.9.

Вместе с тем, суд учитывает то обстоятельство, что изначально УИЗО НАО было известно, что предоставляемый Кисляковой Л.П. участок находится в пределах комплексного природного парта регионального значения и указанное подтверждается актом проверки от 26.01.2018.

Кроме того, наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах национального парка, как о зоне с особыми условиями использования территорий, не свидетельствует о том, что данные границы не были установлены. Тогда как ограничение деятельности собственников земельных участков, расположенных в границах природного парка возникает в силу закона с момента образования парка и установления его границ.

Более того, границы природного парка установлены и описаны в п. 4 Положения, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались.

Кроме того, ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2022 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования названного Федерального закона, в том числе решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения (часть 8).

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 данной статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9). Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования указанного федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции упомянутого федерального закона). Внесение изменений в названные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 10).

Вместе с тем, в данном конкретном случае, материалами дела достоверно подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 83:00:020001:181 расположен в границах особо охраняемой территории с номером 83:00-9.9.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у УИЗО НАО отсутствовали правовые основания для предоставления Кисляковой Л.П. земельного участка с кадастровым номером 83:00:020001:181 с изменением вида разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства и как следствие заключения договора аренды.

В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Исходя из Положения о комплексном природном парке регионального значения «Северный Тиман», природный парк находится в ведении Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО и которым в том числе осуществляется его охрана.

Таким образом, Департамент в данном конкретном случае уполномочен на обращение в суд с настоящим исковым заявлением.

Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Пунктом 2 ст. 168 ГК предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Как разъяснено в п. 75 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

В соответствии с п. 78 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Анализируя представленные доказательства, в их совокупности, дав им оценку применительно к требованиям статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что договор аренды №05-04-249 от 22.11.2018, заключенный между УИЗО НАО и Кисляковой Л.П. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 83:00:020001:181 заключен в нарушение положений ст. 95 ЗК РФ, Положения о комплексном природном парке регионального значения «Северный Тиман» посягает на публичные интересы в том числе как неопределенного круга лиц так и обеспечения охраны окружающей природной среды, доказательств обратного ответчиками вопреки ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, с учетом всех обстоятельств, установленных в рамках настоящего гражданского дела, суд полагает требования Департамента о признании договора аренды №05-04-249 от 22.11.2018 недействительным, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцом также заявлены требования о возложении на Кислякову Л.П. обязанности по освобождению спорного земельного участка путем сноса самовольно возведенного объекта – жилого дома, разрешая которые суд исходит из следующего.

Согласно положениям ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.

        Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.07.2007 № 595-О-П указал, что, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 указанной статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

        Из содержания вышесказанного следует, что именно наличие одного из трех условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ, позволяет говорить о незаконности возведенного объекта и невозможности признания права на него.

        В соответствии с п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее по тексту - Постановление) по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.

В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица - лицо, получившее имущество во владение.

Таким образом, в силу закона ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, возведшее постройку, а также ответчиком по такому иску может быть и лицо, владеющее этой постройкой и являющееся ее собственником.

Указанное свидетельствует о том, что жилой дом, возведенный ФИО1, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, на земельном участке с кадастровым номером 83:00:020001:181, находящимся в границах комплексного природного парка регионального значения «Северный Тиман», разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, и в силу указанных выше нормативных предписаний признается самовольной постройкой и подлежит сносу лицом, осуществившим его строительство.

Доказательств того, что освобождение земельного участка от жилого дома должно произвести иное лицо в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

С учетом изложенного суд находит требования Департамента в указанной части также подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика Кисляковой Л.П., не освобожденной от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа к Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, Кисляковой Ларисе Петровне о признании недействительным договора аренды земельного участка, возложении обязанности освободить земельный участок удовлетворить.

Признать недействительным договор аренды №05-04/249 от 22 ноября 2018 года земельного участка с кадастровым номером 83:00:020001:181, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, устье р. Черная, (район м. Щелье), площадью 400 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения личного подобного хозяйства, заключённый между Управлением имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа и Кисляковой Ларисой Петровной.

Обязать Кислякову Ларису Петровну освободить земельный участок с кадастровым номером 83:00:020001:181, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, устье <адрес>, (район м. Щелье), площадью 400 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения личного подобного хозяйства путем сноса за свой счет самовольной постройки - жилого дома.

Взыскать с Кисляковой Ларисы Петровны в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий         подпись                Д.А.Яровицына

Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2019 года.

Решение не вступило в законную силу __________2019 года

Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела УИД 83RS0-48, находящегося в производстве Нарьян-Марского городского суда <адрес>

2-996/2019 ~ М-821/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент природных ресурсов , экологии а агропромышленного комплекса НАО
Ответчики
Кислякова Лариса Петровна
Управление имущественных и земельных отношений НАО
Другие
Прокурор НАО
КУ НАО "Центр природопользования и охраны окружающей среды"
Мизгирев Александр Владимирович
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Яровицына Дарья Андреевна
Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
22.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2019Передача материалов судье
26.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.09.2019Предварительное судебное заседание
02.10.2019Судебное заседание
07.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее