Дело № 2-2152/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2013 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Овчинниковой О.Д.,
старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Мещеряковой И.М.,
с участием в деле:
истца – Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия», его представителя Слатимовой А.П., действующей на основании доверенности № 01-17/329 от 15 июля 2013 года,
ответчицы Бычковой Ю.В.,
ответчицы Симоновой Ю.Ю., ее представителя Соломатина А.А., действующего на основании доверенности от 14 июня 2013 года,
третьего лица Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» к Бычковой Ю.В., Симоновой Ю.Ю. о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия; понуждении заключить соглашение о возмещении выкупной цены; понуждении обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральной БТИ» по Республике Мордовия в целях регистрации прекращения и перехода права собственности; понуждении обеспечить выселение,
установил:
Правительство Республики Мордовия в лице ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» обратилась в суд с иском к Бычковой Ю.В., Симоновой Ю.Ю. о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия; понуждении заключить соглашение о возмещении выкупной цены; понуждении обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральной БТИ» по Республике Мордовия в целях регистрации прекращения и перехода права собственности; понуждении обеспечить выселение.
В обоснование требований указано, что согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в целях строительства автодороги регионального или межмуниципального значения подтверждается следующей документацией:
Согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск (далее Генеральный план), утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27.11.2008 № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород -Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой комплекс) (далее - автодорога Обход г.Саранска). На основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 № 425 (с изменениями от 21.07.2010) и местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28.10.2008 № 193 (с изменениями от 24.12.2010) в соответствии со статьей 31 ЗК РФ принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28.03.2008 № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г.Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (с изменениями от 31.07.2009 № 1752, от 01.10.2009 № 2250, от 28.10.2010 № 2915, от 07.02.2011 № 210, от 05.04.2011 № 893, от 17.05.2012 № 2250, от 28.10.2010 № 2915, от 07.02.2011 № 210, от 05.04.2011 № 893, от 17.05.2012. № 1799). Названным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, который так же подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес> в целях размещения объекта - автодорога Обход г.Саранска. Разработчиками проекта «Обход г.Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское -Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск. Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО ГипродорНИИ»,г.Саратов, было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшится обслуживание пассажиров и организация перевозки грузов.
По результатам проведения государственной экспертизы проекта Управлением государственной экспертизы Республики Мордовия было выдано положительное заключение № 13-1-5-0033-11, подтверждающее, что выбранный для строительства район относится к числу благоприятных для строительства, проект разработан в соответствии с действующими нормами и правилами, обеспечивает конструкционную и эксплуатационную надежность, обеспечена санитарно-эпидемиологическая безопасность проектируемого участка автодороги, принятые проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других действующих норм. Указанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных приемлемых вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.
25 декабря 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года № 457 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 25.11.2010 № 177), регистрация № от 25.12.2010.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно указанному выше акту о выборе земельных участков, утвержденному постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 28.03.2008 № 418 жилой дом, общей площадью 79,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для государственных нужд Республики Мордовия в целях размещения автомобильной дороги Обход г.Саранска.
09 марта 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 01.12.2010), регистрация № от 09.03.2011.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 18.04.2011 № 01/130/2011-348, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 463 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: Симоновой Ю.Ю. - 40/100 доли в праве и Бычковой Ю.В. - 60/100 доли в праве.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 14.04.2011 № 01/130/2011-267 жилой дом общей площадью 79,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: Симоновой Ю.Ю. - 38/100 доли в праве и Бычковой Ю.В. - 62/100 доли в праве.
26.05.2011 Бычковой Ю.В. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление Бычковой Ю.В. было получено 30.05.2011.
26.05.2011 Симоновой Ю.Ю.было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление Симонова Ю.Ю. получила 30.06.2011.
Согласно Отчету № 18/2/2012 об оценке рыночной стоимости 38/100 доли дома и 40/100 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 16 марта 2012 года рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) принадлежащей на праве собственности Симоновой Ю.Ю. части спорного жилого дома (38/100 доли в праве на спорный жилой дом, включая зеленые (плодово-ягодные) насаждения) и 40/100 доли в праве на земельный участок составила 1 507 836 рублей.
Согласно Отчету № 18/1/2012 об оценке рыночной стоимости 62/100 доли дома и 60/100 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 16 марта 2012 года рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) принадлежащей на праве собственности Бычковой Ю.В. части спорного жилого дома (62/100 доли в праве на спорный жилой дом, включая зеленые (плодово-ягодные) насаждения) и 60/100 доли в праве на земельный участок составила 2 113 046 рублей.
14.11.2012 Симоновой Ю.Ю. был направлен проект соглашения о возмещении выкупной цены, который был получен собственником 19.12.2012. 14.11.2012 Бычковой Ю.В. был направлен проект соглашения о возмещении выкупной цены, который был получен собственником 17.12.2012.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия № 457 от 22 ноября 2010 года и № 463 от 29 ноября 2010 года с изменениями от 29.04.2013 и доверенностью № 01-17/293 от 20.05.2013, ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» полномочно представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия интересы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия в судах общей юрисдикции.
Нарушение прав Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия, в интересах которых выступает ГКУ «Упрдор Республики Мордовия», в рассматриваемом случае заключается в том, что из-за несогласия ответчиков с условиями изъятия спорного недвижимого имущества невозможно освобождение земельного участка, расположенного <адрес>, следовательно, невозможно строительство автодороги Обход г. Саранска. Таким образом, ограничивается право населения Республики Мордовия на доступную и развитую транспортную инфраструктуру.
Просит суд прекратить право собственности Симоновой Ю.Ю. на 38/100 доли в общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 79,4 кв.м и 40/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 463 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1 507 836 рублей.
Прекратить право собственности Бычковой Ю.В. на 62/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 79,4 кв.м. и 60/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 463 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 2 113 046 рублей.
Обязать Симонову Ю.Ю. и Бычкову Ю.В. заключить с «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» соглашения о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении указанного выше спорного изымаемого имущества.
Обязать Симонову Ю.Ю. и Бычкову Ю.В. после заключения указанных соглашений и получения денежных средств в обозначенных размерах обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Мордовия в целях регистрации прекращения и перехода права собственности на обозначенное выше изымаемое для государственных нужд Республики Мордовия недвижимое имущество.
Обязать Симонову Ю.Ю. и Бычкову Ю.В. обеспечить выселение и снятие с регистрационного учёта всех зарегистрированных в изымаемом для государственных нужд Республики Мордовия жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, а также освободить указанный жилой дом в течение 30 дней с момента поступления денежных средств в указанном размере на принадлежащий ответчикам банковский счёт, либо депозит нотариуса, оплатив все предоставленные ранее коммунальные платежи.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» Слатимова А.П. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании ответчица Бычкова Ю.В. исковые требования не признала, в части суммы выкупной цены.
В судебном заседании ответчица Симонова Ю.Ю., ее представитель Соломатин А.А. исковые требования не признали, в части суммы выкупной цены.
В судебное заседание представитель третьего лица Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия не явился, по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещался своевременно надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению в сумме указанной в Отчете № 09-07/13 (К1) (ООО «Стандарт Оценки»), исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения.
Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> целях строительства автодороги регионального или межмуниципального значения подтверждается следующей документацией:
Согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск (далее Генеральный план), утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27.11.2008 № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород -Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой комплекс) (далее - автодорога Обход г.Саранска). На основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 № 425 (с изменениями от 21.07.2010) и местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28.10.2008 № 193 (с изменениями от 24.12.2010) в соответствии со статьей 31 ЗК РФ принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28.03.2008 № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г.Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (с изменениями от 31.07.2009 № 1752, от 01.10.2009 № 2250, от 28.10.2010 № 2915, от 07.02.2011 № 210, от 05.04.2011 № 893, от 17.05.2012 № 2250, от 28.10.2010 № 2915, от 07.02.2011 № 210, от 05.04.2011 № 893, от 17.05.2012. № 1799). Названным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, который так же подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес> в целях размещения объекта - автодорога Обход г.Саранска. Разработчиками проекта «Обход г.Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское -Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск. Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО ГипродорНИИ»,г.Саратов, было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшится обслуживание пассажиров и организация перевозки грузов.
Согласно части 1 статьи 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.
Часть 5 статьи 29 вышеуказанного кодекса предусматривает, что результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).
В судебном заседании установлено, что по результатам проведения государственной экспертизы проекта Управлением государственной экспертизы Республики Мордовия было выдано положительное заключение № 13-1-5-0033-11, подтверждающее, что выбранный для строительства район относится к числу благоприятных для строительства, проект разработан в соответствии с действующими нормами и правилами, обеспечивает конструкционную и эксплуатационную надежность, обеспечена санитарно-эпидемиологическая безопасность проектируемого участка автодороги, принятые проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других действующих норм. Указанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных приемлемых вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.
Вышеуказанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая изъятия спорного земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автодороги регионального или межмуниципального значения, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.
В судебном заседании также установлено, что 25 декабря 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года № 457 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 25.11.2010 № 177), регистрация № от 25.12.2010.
09 марта 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 01.12.2010), регистрация № от 09.03.2011.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
09 марта 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 01.12.2010), регистрация № от 09.03.2011.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 18.04.2011 № 01/130/2011-348, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 463 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: Симоновой Ю.Ю. - 40/100 доли в праве и Бычковой Ю.В. - 60/100 доли в праве.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 14.04.2011 № 01/130/2011-267 жилой дом общей площадью 79,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности: Симоновой Ю.Ю. - 38/100 доли в праве и Бычковой Ю.В. - 62/100 доли в праве.
26.05.2011 Бычковой Ю.В. было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление Бычковой Ю.В. было получено 30.05.2011 (л.д.124, 125).
26.05.2011 Симоновой Ю.Ю.было направлено уведомление об изъятии принадлежащего ей на праве собственности земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. а также о состоявшейся государственной регистрации обременения (ограничения). Данное уведомление Симонова Ю.Ю. получила 30.06.2011 (л.д.122, 123)
Согласно Отчету № 18/2/2012, подготовленному Торгово-промышленной Палатой Республики Мордовия об оценке рыночной стоимости 38/100 доли дома и 40/100 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 16 марта 2012 года рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) принадлежащей на праве собственности Симоновой Ю.Ю. части спорного жилого дома (38/100 доли в праве на спорный жилой дом, включая зеленые (плодово-ягодные) насаждения) и 40/100 доли в праве на земельный участок составила 1 507 836 рублей.
Согласно Отчету № 18/1/2012 от 30 марта 2012 года, подготовленному Торгово-промышленной Палатой Республики Мордовия об оценке рыночной стоимости 62/100 доли дома и 60/100 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 16 марта 2012 года рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) принадлежащей на праве собственности Бычковой Ю.В. части спорного жилого дома (62/100 доли в праве на спорный жилой дом, включая зеленые (плодово-ягодные) насаждения) и 60/100 доли в праве на земельный участок составила 2 113 046 рублей.
14.11.2012 Симоновой Ю.Ю. был направлен проект соглашения о возмещении выкупной цены, который был получен собственником 19.12.2012. 14.11.2012 Бычковой Ю.В. был направлен проект соглашения о возмещении выкупной цены, который был получен собственником 17.12.2012.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия 17 июня 2013 года по ходатайству ответчиц Бычковой Ю.В., Симоновой Ю.Ю. по делу была назначена судебная строительно-техническая и товароведческая экспертизы, на разрешение экспертов поставлены вопросы:
1. Определить рыночную стоимость земельного участка (в отдельности долей ответчиц Бычковой Ю.В. 60/100 доли, Симоновой Ю.Ю. 40/100 доли), с кадастровым номером №, общей площадью 463 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
2. Определить рыночную стоимость дома (поквартирно) (в отдельности долей ответчиц Бычковой Ю.В. 62/100 доли, Симоновой Ю.Ю. 38/100 доли), общей площадью 79,4 кв.м. расположенного по адресу: (включая хозяйственные постройки).
3. Определить рыночную стоимость, имеющихся на земельном участке насаждений, находящихся на территории пользования каждого собственника, по адресу: <адрес>.
Из Отчета № 09-07/13 (К1), подготовленного ООО «Стандарт Оценки» следует, что рыночная стоимость земельного участка (60/100 доли Бычковой Ю.В.) и дома (62/100 доли Бычковой Ю.В.) составляет 3048000 рублей, в том числе: 2371000 рублей - рыночная стоимость 62/100 доли в праве собственности на жилой дом и 677000 рублей – рыночная стоимость 60/100 доли в праве собственности на земельный участок.
Рыночная стоимость земельного участка (40/100 доли Симоновой Ю.Ю.) и дома (38/100 доли Симоновой Ю.Ю.) составляет 2252 000 рублей, в том числе: 1800160 рублей - рыночная стоимость 38/100 доли в праве собственности на жилой дом и 451000 рублей – рыночная стоимость 40/100 доли в праве собственности на земельный участок, 840 рублей - рыночная стоимость насаждений.
При сравнительном анализе и изучении Отчетов № 18/1/2012, № 18/2/2012 подготовленных Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия и Отчета № 09-07/13 (К1) от 09 июля 2013 года, подготовленного ООО «Стандарт Оценки», суд принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства при разрешении возникшего спора Отчет № 09-07/13 (К1) от 09 июля 2013 года, подготовленный ООО «Стандарт Оценки».
Данный вывод суд делает, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также и экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (ст. 11 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ"). Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Экспертом же является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГПК Российской Федерации. Государственный судебный эксперт - аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке своих должностных обязанностей.
В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу (статья 25 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ").
Отчеты № 18/1/2012, № 18/2/2012 подготовленные Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно, в Отчетах отсутствует ссылка на применяемый стандарт оценки экспертной деятельности. Отсутствует балансовая стоимость объектов оценки, также отсутствует подробный анализ рынка недвижимости и анализ ценообразовательного фактора. Кроме того, нарушен принцип обоснованности экспертного заключения. При использовании сравнительного подхода оценки рыночной стоимости в данных отчетах, суду не представляется возможность определить характеристики взятых аналогов для сравнения.
В отчетах № 18/1/2012, № 18/2/2012 не учитывались все затраты и убытки которые понесут ответчики в связи с изъятием у них земельного участка и жилого дома.
Суд считает, что Отчеты № 18/1/2012, № 18/2/2012, подготовленные Торгово-промышленной Палатой Республики Мордовия являются необоснованными, недостаточными и не заслуживающими внимания суда, они не могут служить доказательствами при вынесении решения. Дата определения стоимости по указанным отчетам - 16 марта 2012 года, дата их составления - 20 марта 2012 года. Дата оценки в Отчетах № 09-07/13 (К1), № 09-07/13 (К), подготовленных ООО «Стандарт Оценки» - 09 июля 2013 года, дата составления - 09 июля 2013 года, то есть оценка по данным Отчетам проведена на настоящий момент, указаны цены, действующие в настоящее время.
В Отчетах № 09-07/13 (К1), № 09-07/13 (К) от 09 июля 2013 года, подготовленным ООО «Стандарт Оценки» дана полная характеристика объектов оценки (месторасположение объекта, техническое состояние жилого дома, пристроя к жилому дому) имеется ряд таблиц. При проведении данной экспертизы использовался сравнительный метод, а именно метод сравнения продаж (способы оценки типичного участка и единицы сравнения), метод переноса, кроме того дана полная характеристика аналогов.
В Отчетах № 09-07/13 (К1), № 09-07/13 (К) от 09 июля 2013 года содержится вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно - планировочных характеристик.
Отчеты составлены экспертом, имеющим право на проведение такого рода экспертизы, эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По мнению суда, Отчеты № 09-07/13 (К1), № 09-07/13 (К) от 09 июля 2013 года, подготовленные ООО «Стандарт Оценки» соответствуют положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Также допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО11, подготовивший Отчеты № 09-07/13 (К1), № 09-07/13 (К) от 09 июля 2013 года, суду пояснил, что при проведении экспертизы, он оценивал доли собственников, оценивал земельный участок с жилым помещением, и насаждениями на земельном участке. На страницах 20-21 Отчета квартиры № указана площадь доли. Брал аналоги жилых домов, а не их долей. Учитывалась стоимость земельного участка, поскольку в затраты на строительство жилого дома входят затраты на приобретение земельного участка. Аналоги домов также брались с земельными участками. Стоимость земельного участка учитывалась лишь в затратном подходе.
В соответствии с затратным подходом стоимость составляет 713697,7 рублей, при сравнительном подходе 2636 854 рублей. Сравнительный подход заключается в том, что он сравнивал жилые дома с учетом земельных участков, на которых они расположены, при затратном подходе учитываются затраты на строительство дома с учетом стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель истца Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» Слатимова А.П. заявила суду ходатайство о назначении по делу повторной строительно-технической и товароведческой экспертизы. Однако, данное ходатайство было оставлено судом без удовлетворения, поскольку проведение данной экспертизы не целесообразно, назначение экспертизы приведет к затягиванию судебного процесса.
Таким образом, суд признает Отчеты 09-07/13 (К1), № 09-07/13 (К) от 09 июля 2013 года, подготовленные ООО «Стандарт Оценки» объективными и обоснованными, и считает необходимым принять их в качестве допустимых и достоверных доказательств по делу, определив стоимость принадлежащего Симоновой Ю.Ю. изымаемого имущества (земельного участка (40/100 доли), жилого дома (38/100 доли), насаждений) – 2252000 рублей; определив стоимость принадлежащего Бычковой Ю.В. изымаемого имущества (земельного участка (60/100 доли), жилого дома (62/100 доли)) – 3048 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 Гражданского кодекса Российской Федерации);
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Мордовия № 457 от 22 ноября 2010 года и № 463 от 29 ноября 2010 года с изменениями от 29.04.2013 и доверенностью № 01-17/293 от 20.05.2013, ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» полномочно представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия интересы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия в судах общей юрисдикции.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность в пятидневный срок уведомлять собственников изымаемых объектов недвижимости о произведенной регистрации решений об изъятии земельных участков и жилых домов (помещений) для муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Положения статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что имеется исключительность случая изъятия земельного участка, принадлежащего ответчикам и отсутствие иных возможных вариантов размещения автодороги регионального или межмуниципального значения.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В связи с чем, суд считает, что право собственности Бычковой Ю.В., Симоновой Ю.Ю. на изымаемое недвижимое имущество подлежит прекращению по вышеизложенным основаниям после уплаты им выкупной цены данного имущества.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» к ответчикам о прекращении права собственности после уплаты выкупной цены на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.
В своем исковом заявлении истец также просит обязать Симонову Ю.Ю. и Бычкову Ю.В. заключить с «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» соглашения о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении указанного выше спорного изымаемого имущества. Обязать Симонову Ю.Ю. и Бычкову Ю.В. после заключения указанных соглашений и получения денежных средств в обозначенных размерах обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Мордовия в целях регистрации прекращения и перехода права собственности на обозначенное выше изымаемое для государственных нужд Республики Мордовия недвижимое имущество. Обязать Симонову Ю.Ю. и Бычкову Ю.В. обеспечить выселение и снятие с регистрационного учёта всех зарегистрированных в изымаемом для государственных нужд Республики Мордовия жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, а также освободить указанный жилой дом в течение 30 дней с момента поступления денежных средств в указанном размере на принадлежащий ответчикам банковский счёт, либо депозит нотариуса, оплатив все предоставленные ранее коммунальные платежи.
В этой части исковые требования не подлежат удовлетворению.
Решение суда о прекращении права собственности на недвижимое имущество является самостоятельным основанием для государственной регистрации прекращения либо перехода права на указанное имущество.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно статье 17 указанного закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, вступившее в законную силу решение суда о прекращении права собственности ответчиц Бычковой Ю.В., Симоновой Ю.Ю. на изымаемое имущество, после получения ими денежной компенсации, подлежит безусловному исполнению и является самостоятельным основанием для государственной регистрации прекращения права Бычковой Ю.В., Симоновой Ю.Ю. на спорное имущество.
Соответственно, возложение на ответчиц обязанности обратиться в регистрационные органы в целях регистрации прекращения и перехода права собственности на изымаемое имущество нельзя признать правомерным, в связи с чем суд отказывает в данной части исковых требований.
Также не подлежат удовлетворению требования о понуждении ответчиц обеспечить выселение и снятие с регистрационного учёта всех зарегистрированных в изымаемом жилом доме лиц.
Ответчицы Бычкова Ю.В., Симонова Ю.Ю. не обладают полномочиями по выселению третьих лиц.
Реализация собственником права на выселение лиц, утративших право пользования жилым помещением, в силу пункта 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации возможна лишь на основании решения суда.
Между тем, возложение каких-либо обязанностей по решению суда возможно лишь на ответчиков по делу, но не на других лиц.
Следовательно, на гражданина-собственника жилого помещения нельзя возложить обязанность выселить или снять с регистрации по месту жительства других лиц.
В этой связи не подлежат удовлетворению исковые требования о понуждении Симоновой Ю.Ю. и Бычковой Ю.В. обеспечить выселение и снятие с регистрационного учёта всех зарегистрированных в изымаемом для государственных нужд Республики Мордовия жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, а также освободить указанный жилой дом в течение 30 дней с момента поступления денежных средств на принадлежащий ответчикам банковский счёт, либо депозит нотариуса, оплатив все предоставленные ранее коммунальные платежи.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Правительства Республики Мордовия в лице Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» к Бычковой Ю.В., Симоновой Ю.Ю. о прекращении права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия; понуждении заключить соглашение о возмещении выкупной цены; понуждении обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральной БТИ» по Республике Мордовия в целях регистрации прекращения и перехода права собственности; понуждении обеспечить выселение, удовлетворить частично.
После уплаты выкупной цены в размере 2252 000 рублей прекратить право собственности Симоновой Ю.Ю. на 38/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 79,4 кв.м. и 40/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 463 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.
После уплаты выкупной цены в размере 3048 000 рублей прекратить право собственности Бычковой Ю.В. на 62/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 79, 4 кв.м. и 60/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 463 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Верховный суд Республики Мордовия, через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков