Дело № 2-6733/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерациигород Петрозаводск 25 июля 2016 года
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи К.А. Кипяткова
при секретаре судебного заседания К.А. Мельник
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура (далее – прокуратура) обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Администрации Петрозаводского городского округа (далее – администрация, ответчик) с требованием обязать администрацию ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе дома <адрес> по улице <адрес> в <адрес> с координатами <данные изъяты>.
В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, сообщила, что на момент рассмотрения дела свалка не была ликвидирована. Свалка расположена на землях общего пользования Петрозаводского городского округа, не принадлежит иным собственникам. Прокурор не возражает против предоставления срока для исполнения решения суда.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку своего представителя в суд. В письменном отзыве просила отказать в иске. В случае удовлетворения иска просила отсрочить исполнение решения суда до 31.08.2016.
Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе дома <адрес> по улице <адрес> в <адрес> расположена несанкционированная свалка бытовых отходов с координатами <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В силу ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Часть вторая указанной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии со статьей 2 данного закона благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Согласно п. 1 ст. 4 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 03.06.2014 № 27/27-414 (далее по тексту - Правила), организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов. В соответствии с частью 3 указанной статьи организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
П. 2 ст. 4 Правил предусмотрено, что организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
Наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки должна быть возложена на администрацию Петрозаводского городского округа. При этом на основании ч.2 ст.206 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до 31.08.2016.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в районе дома <адрес> по улице <адрес> в <адрес> с координатами <данные изъяты>, установив срок исполнения решения суда до 31.08.2016.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Кипятков
Мотивированное решение изготовлено 04.08.2016,
последний день обжалования 05.09.2016.