Дело №5-537/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
р.п. Зубова Поляна 17 сентября 2021 г.
Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Заренкова Л.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», расположенного по адресу: <Адрес>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19 июля 1996 г., ИНН 1308079573, КПП 130801001, ОГРН 1021300659929,
установил:
18 августа 2021 г. государственным инспектором отдела по надзору за объектами нефтехимического комплекса Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Светликовым С.П. в отношении федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее – ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия, исправительное учреждение) составлен протокол об административном правонарушении № 567, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (далее - КоАП Российской Федерации).
Согласно протоколу, 13 июля 2021 г. в 16 часов 00 минут в ходе проведения плановой выездной проверки в деятельности ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия расположенного по адресу: <Адрес>, выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности и лицензионных требований, а именно не достоверны сведения, представленные при регистрации опасного производственного объекта (далее также – ОПО), отсутствуют данные по ТУ сепаратор, смеситель, транспортер шнековый; не разработан технологический регламент, определяющий безопасные условия эксплуатации производства и регламентированный технологический режим процесса производства муки и комбикормов на ОПО «Участок по производству муки и комбикормов ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия»; не восстановлена проектная документация на опасный производственный объект «Участок по производству муки и комбикормов ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия»; не представлен документ, подтверждающий отсутствие медицинских противопоказаний к работе Амонова А.М. (не проведен медицинский осмотр); не определена форма подготовки работников в области промышленной безопасности в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности; не проведена аттестация по промышленной безопасности руководителя ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия Носкова И.И. (область аттестации А1), начальника учебно-производственного участка № лечебно-производственной (трудовой) мастерской ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия Поршнева С.А. (область аттестации А1, Б11.1), членов вневедомственной аттестационной комиссии ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия (область аттестации А1); отсутствует приказ о создании вневедомственной аттестационной комиссии в организации; отсутствует паспорт на аспирационные системы ОПО «Участок по производству муки и комбикормов ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия»; отсутствуют результаты испытаний аспирационных установок ОПО «Участок по производству муки и комбикормов ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия»; не назначен решением руководителя организации работник за осуществлением производственного контроля; не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО (не проводятся проверки в соответствии с планом контрольно-профилактических проверок, а именно комплексные, целевые и оперативные); не разработан технический паспорт взрывобезопасности объекта в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (отсутствует приказ о назначении комиссии по обследованию ОПО при разработке технического паспорта взрывобезопасности. Отсутствует внутренний распорядительный документ организации, определяющий порядок (очередность) проведения обследования объекта при разработке технического паспорта взрывобезопасности); отсутствует паспорт и руководства на технические устройства, перечисленные в пункте «б»; отсутствует приказ о назначении ответственного должностного лица за техническое состояние, эксплуатацию и своевременный ремонт взрыворазрядителей, результаты осмотров и ремонт взрыворазрядителей и паспорта на взрыворазрядители; отсутствуют паспорта на пневмотранспортные установки на ОПО «Участок по производству муки и комбикормов ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия»; не представлен порядок эксплуатации, обслуживания, ремонта, наладки и проведения инструментальной проверки на эффективность работы аспирационных установок ОПО «Участок по производству муки и комбикормов ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия»; не представлен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями; отсутствует приказ о создании в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; не ведется учет аварий и инцидентов, отсутствует положение по расследованию инцидентов на ОПО ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия; не проведена аттестация начальника энергомеханического отдела ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия Кулькова А.Н. (область аттестации А1, Б7.1); не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО «Сеть газопотребления» ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия (не проводятся проверки в соответствии с планом контрольно-профилактических проверок, а именно комплексные, целевые и оперативные), тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 КоАП Российской Федерации.
Законный представитель юридического лица - ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия Носков И.И., надлежащим образом извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, представив ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без его участия, с предъявленным административным правонарушением согласен.
Исследовав представленные доказательства, судья приходит к выводу о виновности ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия в совершении вменяемого административного правонарушения по следующим основаниям.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП Российской Федерации являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП Российской Федерации, обязательному установлению подлежит факт нарушения или не выполнения лицом требований, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Отношения в области обеспечения промышленной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования промышленной безопасности, в том числе правилами и нормами промышленной безопасности.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона № 116-ФЗ, промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются, условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе № 116-ФЗ, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3 указанного Закона).
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ, организация эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Как усматривается из материалов дела, ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия является владельцем опасных производственных объектов: участка дизельной электростанции - IV класс опасности, сети газопотребления – III класс опасности, участка по производству муки и комбикормов - III класс опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов И16-0004 от 24 января 2017 г.
13 июля 2021 г. государственным инспектором отдела по надзору за объектами нефтехимического комплекса Волжско-Окского Управления Ростехнадзора Светликовым С.П. на основании соответствующего распоряжения проведена плановая выездная проверка в отношении ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия, в деятельности которого выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности и лицензионных требований.
По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия от 13 июля 2021 г. № РП-310-734-о/а/21, с указанием нарушений требований промышленной безопасности и выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП Российской Федерации, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 18 августа 2021 г. № 567; распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 25 мая 2021 г. № РП-310-734-о; актом проверки органом государственного контроля (надзора) ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по республике Мордовия от 13 июля 2021 г. № РП-310-734-о; предписанием от 13 июля 2021 г. № РП-310-734-о; Выпиской из Единого государственного реестра юридического лица от 24 мая 2021 г. № ЮЭ9965-21-150527130 и другими материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, поскольку ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия является учреждением эксплуатирующим производственные объекты, относящиеся к категории опасных производственных объектов, то при их эксплуатации должны соблюдаться требования промышленной безопасности.
В связи с чем, в силу статьи 17 Федерального закона № 116-ФЗ ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия несет ответственность за нарушение промышленной безопасности, и соответственно в данном случае является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Доказательства, опровергающие изложенные в протоколе об административном правонарушении сведения о допущенных нарушениях, суду не представлены, материалы дела таких доказательств также не содержат.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
В связи с чем, бесспорно установлено, что должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия было верно установлено о нарушении указанным исправительным учреждением требований промышленной безопасности.
К указанному выводу судья приходит исходя из совокупности имеющихся по делу, согласующихся между собой и не противоречащих друг другу допустимых доказательств.
Собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП Российской Федерации - нарушение требований промышленной безопасности на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Признавая ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия виновным в совершении указанного административного правонарушения, судья исходит из того, что названное исправительное учреждение должно было не только знать о существовании обязанностей по соблюдению требований промышленной безопасности, но и обеспечить их выполнение, то есть обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований действующего законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Непринятие юридическим лицом всех зависящих от него мер, необходимых для надлежащего выполнения им своих обязанностей, свидетельствует о виновном характере совершения административного правонарушения.
Санкция указанной статьи предусматривает ответственность для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении административного наказания юридическому лицу, судьей в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие ответственность.
К смягчающим вину обстоятельствам судья относит привлечение юридического лица к административной ответственности впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
По мнению судьи, применение в отношении ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия такого наказания как административное приостановление деятельности является несоразмерной и нецелесообразной мерой ответственности, в связи с чем, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.
Учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, финансовое положение исправительного учреждения, отсутствие негативных материальных последствий допущенного нарушения в сфере производственной безопасности, судья, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П, считает возможным назначить ФКУ ЛИУ-№ УФСИН России по Республике Мордовия административное наказание в виде штрафа с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, установленных в отношении юридических лиц, то есть в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью первой статьи 9.1 КоАП Российской Федерации в размере 100 000 руб.
Данная мера наказания с наибольшим эффектом достигнет целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.
Руководствуясь статьями 23.1. 29.1 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате через отделение банка по следующим реквизитам: ЕКС 40102810745370000024, номер казначейского счета 03100643000000013200, банк получателя: Волго-Вятское ГУ Банка России//УФК по Нижегородской области г. Нижний Новгород, ИНН 5260170268, КПП 526001001, БИК ТОФК 012202102, ОКТМО 22701000, получатель Управление Федерального казначейства по Нижегородской области (Волжско-Окское Управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), наименование платежа: административный штраф, код дохода 498 1 16 01091 01 0001 140, УИН 49852602108567000003.
Квитанцию (платежное поручение), подтверждающую оплату штрафа, представить в Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
На постановление может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Зубово-Полянского
районного суда Республики Мордовия Л.Н. Заренкова