Дело № 2-2121/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июля 2014 года г.Саранск
Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Гандымовой К.В.,
с участием представителя истицы Ермачковой А.А. - Ермачкова С.Ф., действующего по доверенности от 19 мая 2014 года,
представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копыловой О.С., действующей по доверенности № 1056 от 1 октября 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермачковой А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании необоснованным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, понуждении включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Ермачкова А.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании необоснованным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, понуждении включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 15 июля 2013 года она обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением от 22 августа 2013 года № 104863/13-983, начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия, вынесено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.
С решением Управления не согласна, считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и необоснованным.
Просит признать незаконным решение начальника ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 104863/13-983 от 22 августа 2013 года, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Саранску устранить в полном объёме допущенные
нарушения ее прав путём досрочного назначения трудовой пенсии с 15 июля 2013 года и включить в специальный трудовой стаж периоды:
-с 08.10.1988 года по 18.01.1989 года - 100 дней, в должности медицинской сестры ОаиР (Отделения анестезии и реанимации) войсковой части 34920;
-с 19.01.1989 года по 03.06.1991 года (в т.ч.с 19.01.1989 года по 12.05.1989 года-период нахождения на больничном листе по беременности и родам, с 13.05.1989 года по 03.06.1991 года, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, 04.03.1989 года рождения до достижения им возраста трёх лет) в должности медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии и реанимации войсковой части П/П 34920;
-10.04.1997 года по 18.05.1998 года (в том числе курсы повышения квалификации с 17.01.1997 по 14.10.1997 года) медицинской сестрой ЛОК ОАО «Лисма»;
- 07.10.1998 года по 02.03.1999 года -медицинской сестрой Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма»;
- 05.03.1999 года по 02.07.2001 года (в том числе курсы повышения квалификации с 19.02.2001 по 20.03.2001) медицинской сестрой Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма»;
- 01.07.2002 года и до 31.07.2002 года - медицинской сестрой ЛОЦ ОАО «Лисма»;
-с 19.07.2004 года по 05.10.2004 года- в ООО «Республиканский центр современных медицинских технологий»;
- с 03.03.1999 года по 04.03.1999 года - 1 (один) день, период отпуска без сохранения заработной платы.
- с 03.05.2004 года по 16.05.2004 года - 13 (тринадцать) дней - отпуск без сохранения заработной платы.
-с 01.07.2004 года по 01.07.2004 года- 1 (один) день - отпуск без сохранения заработной платы, что составляет 25 дней трудового стажа; период:
- с 21.02.1990 года по 04.05.1990 года, - 73 дня.
- с 07.07.2001 года по 31.07.2001 года-24 дней
- с 19.09.2001 года по 30.09.2001 года- 11 дней
- с 14.07.2003 года по 31.07.2003 года- 17 дней
- с 12.08.2003 года по 31.08.2003 года - 19 дней, что составляет 144 дней или в календарном исчислении 4(четыре) месяца и 24(двадцать четыре) дней трудового стажа.
В последующем Ермачкова А.А. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным решение начальника ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 104863/13-983 от 22 августа 2013 года, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Саранску включить в специальный трудовой стаж периоды работы в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев:
- с 08.10.1988 года по 18.01.1989 года - в должности медицинской сестры ОаиР (Отделения анестезии и реанимации) войсковой части 34920.
- с 19.01.1989 года по 03.06.1991 года (в т.ч. с 19.01.1989 года по 12.05.1989 года - период нахождения на больничном листе по беременности и родам, с 13.05.1989 года по 03.06.1991 года периоды нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, 04.03.1989 года рождения до достижения им возраста трёх лет) в должности медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии и реанимации войсковой части П/П 34920,
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Саранску включить в специальный трудовой стаж периоды работы в календарном исчислении:
- 10.04.1997 года по 18.05.1998 года (в том числе курсы повышения квалификации с 17.09.1997 по 14.10.1997 года) медицинской сестрой ЛОК ОАО «Лисма».
- 07.10.1998 года по 02.03.1999 года - медицинской сестрой Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма».
- 05.03.1999 года по 02.07.2001 года (в том числе курсы повышения квалификации с 19.02.2001 по 20.03.2001) медицинской сестрой Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма».
- 01.07.2002 года и до 31.07.2002 года - медицинской сестрой ЛОЦ ОАО «Лисма»,
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск, Республики Мордовия, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствие с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ - 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» с 15 июля 2013 года.
От остальных части заявленных требований отказалась. Определением Ленинского районного суда г. Саранска от 29 мая 2014 года производство по делу в части исковых требований Ермачковой А.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия о включении периода ее работы с 19.07.2004 года по 05.10.2004 года в ООО «Республиканский центр современных медицинских технологий», а также периодов отпусков без сохранения заработной платы с 03.03.1999 года по 04.03.1999 года, с 03.05.2004 года по 16.05.2004 года, с 01.07.2004 года по 01.07.2004 года, периодов с 21.02.1990 года по 04.05.1990 года, с 07.07.2001 года по 31.07.2001 года, с 19.09.2001 года по 30.09.2001 года, с 14.07.2003 года по 31.07.2003 года, с 12.08.2003 года по 31.08.2003 года, прекращено.
В судебном заседании представитель истицы Ермачков С.Ф. исковые требования поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения по основаниям, изложенным в решении начальника Управления.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что Решением начальника Управления № 104863-983 от 22 августа 2013 года истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно данному решению в специальный стаж истицы кроме прочих, которые истица не оспаривает, в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 мес.) не засчитаны следующие периоды: с 19.01.1989 года по 03.06.1991 года (в т.ч. с 19.01.1989 года по 12.05.1989 года - период нахождения на больничном листе по беременности и родам, с 13.05.1989 года по 03.06.1991 года периоды нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, 04.03.1989 года рождения, до достижения им возраста трёх лет) в должности медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии и реанимации войсковой части П/П 34920, так как наименование «войсковая часть» не предусмотрено Списками учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
Кроме того, указанным решением в календарном исчислении не засчитаны следующие периоды: с 08.10.1988 года по 18.01.1989 года - в должности медицинской сестры ОаиР (Отделения анестезии и реанимации) войсковой части 34920, с 10.04.1997 года по 18.05.1998 года (в том числе курсы повышения квалификации с 17.09.1997 по 14.10.1997 года) медицинской сестрой ЛОК ОАО «Лисма», с 07.10.1998 года по 02.03.1999 года - медицинской сестрой Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма», с 05.03.1999 года по 02.07.2001 года (в том числе курсы повышения квалификации с 19.02.2001 по 20.03.2001) медицинской сестрой Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма», с 01.07.2002 года и до 31.07.2002 года - медицинской сестрой ЛОЦ ОАО «Лисма».
По решению ответчика специальный стаж истицы на дату обращения составил 23 года 10 месяцев 24 дня, вместо требуемого 30 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Следовательно, досрочная пенсия по старости за выслугу лет назначается только в зависимости от вида деятельности - лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и стажа по этой специальности.
В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 3 названных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с п. п. "б" п. 5 Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как 1 год и 6 месяцев, правом на льготное исчисление стажа работы как 1 год и 6 месяцев обладают медицинская сестра палатная, старшая медицинская сестра, медицинская сестра - анестезист, также предусмотрены отделения анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрены должности «медицинская сестра», «медицинская сестра процедурной», «медицинская сестра-анестезист» и учреждения «Больницы всех наименований».
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что если в период работы действовало законодательство, дающее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действующее на момент выполнения работы.
В спорные периоды времени работы истицы в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации в войсковой части П/П 34920 (до 1 октября 1993 г.) действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в медсанчастях, здравпунктах, медицинских кабинетах и пунктах и др. Названный Перечень относил медсанчасти, здравпункты и др. к списку амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований.
В соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно- контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Согласно п. 2.10 Инструктивного письма N 1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в срок выслуги засчитывается медицинская работа в медсанчастях, в том числе в войсковых частях по вольному найму.
Кроме того, в соответствии с п. 1 списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В судебном заседании установлено, что Ермачкова А.А. в период с 08.10.1988 года по 04.06.1991 года работала на должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации в порядке перевода в войсковой части П/П 34920. Данный факт подтверждается трудовой книжкой на имя истицы, архивными справками, а также ответом Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 18 июня 2014 года.
Согласно указанного ответа, условное наименование «войсковая часть полевая почта 34920» в 1988-1991 годах принадлежало 63 отдельному медицинскому батальону группы Советских войск в Германии, в котором на стационарном лечении находились служащие Советской Армии, военнослужащие и члены их семей».
Исходя из приведенных положений пенсионного законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, а также с учетом характера, специфики занимаемой должности и профессии, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности «войсковой части полевая почта 34920», суд считает, что период работы истицы с 08.10.1988 года по 18.01.1989 года в качестве медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации в порядке перевода в войсковой части П/П 34920 подлежит включению в ее специальный стаж в льготном исчислении 1 года работы за 1 год и 6 месяцев.
Из материалов дела следует, что в период с 19.01.1989 года по 12.05.1989 года истица находилась на больничном листе по беременности и родам, с 13.05.1989 года по 03.06.1991 год находилась в отпуске по уходу за ребенком 04.03.1989 года рождения, до достижения им возраста трех лет, что подтверждается свидетельством о рождении Ермачковой А.А. от 30.03.1989 года, а также архивными справками.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Данные отпуска были предоставлены истице в период работы в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации в войсковой части П/П 34920, который подлежит включению ответчиком в специальный стаж истицы в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев.
Следовательно, данный период отпуска по беременности и родам с 19.01.1989 года по 12.05.1989 года подлежит включению в специальный стаж истицы, как и периоды работы, в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяца.
При разрешении вопроса о включении в специальный стаж истицы периодов отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет применению подлежит законодательство, действовавшее на момент предоставления указанных отпусков.
Согласно разъяснению «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Также статьей 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей в редакции до 25 сентября 1992 года, было предусмотрено включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», вступившим в законную силу 6 октября 1992 года, внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, которая необходима для того, чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Поскольку отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и до достижения им возраста 3 лет с 13.05.1989 года по 03.06.1991 года предоставлялся Ермачковой А.А. в период работы, включенный в ее специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев, следовательно, и периоды данных отпусков подлежат включению в специальный стаж истицы в том же порядке.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что 08.04.1997 года Ермачкова А.А. принята на работу в ЛОК ОАО «Лисма» медицинской сестрой в ЛОР кабинет, 19.05.1998 года ЛОК переименован в МСЧ ОАО «ЛИСМА», 02.07.2001 года уволена в порядке перевода в негосударственное учреждение МСЧ «Лисма-Мед» № 5, 03.07.2001 года принята на работу в МСЧ «Лисма-Мед» медсестрой в кабинет окулиста в порядке перевода по согласованию между руководителями, 28.06.2002 года уволена в порядке перевода в ОАО «Лисма», 01.07.2002 года принята в порядке перевода в ЛОЦ ОАО «ЛИСМА» медицинской сестрой в кабинет окулиста, 01.08.2002 года ЛОЦ ОАО «ЛИСМА» реорганизован в МСЧ ОАО «ЛИСМА», 30.06.2003 года уволена в порядке перевода в ООО «Лисма-Лайтинг».
Из Положения об Управлении социальной сферы, утвержденного генеральным директором ОАО «Лисма» 13 сентября 1999 года, следует, что Управление социальной сферы является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Лисма». В его функции, в том числе, входит: обеспечение процесса лечения медицинскими препаратами (пункт 3.13), проведение непрерывного процесса лечения работников ОАО «Лисма» в стационаре и в поликлинических отделениях (пункт 3.14), проведение непрерывного процесса лечения работников ОАО «Лисма» медицинскими препаратами (пункт 3.15). Согласно пункту 5 Положения, в перечень внутренних подразделений Управления социальной сферы и производства продуктов питания, входила медико-санитарная часть ОАО «Лисма», состоящая из стационара и лечебно-диагностического отделения, который оказывал круглосуточную стационарную помощь больным неврологического и терапевтического профилей, а также был предназначен для проведения диагностики с целью непрерывности процесса лечения, профилактики заболеваний, реабилитации работников ОАО «Лисма» в соответствии с выданными лицензиями и сертификатами; Поликлиники № 1, которая оказывала квалифицированную медицинскую помощь с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости; Поликлиники № 2, также оказывающей квалифицированную медицинскую помощь с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости.
Как следует, из справки начальника ООТиЗ ОАО «Лисма» ФИО1 лечебно-оздоровительный комплекс был создан как отдельное структурное подразделение ОАО «Лисма» с целью выполнения определенных функций по удовлетворению потребности рабочих и служащих ОАО «Лисма» в медицинской помощи и других видов медицинских услуг в соответствии с выделенными лицензиями и сертификатами. Лечебно-оздоровительный центр ОАО «Лисма» - это лечебно-профилактическое учреждение, которое создано отдельным структурным подразделением ОАО «Лисма», предназначенное для диагностики, лечения, профилактики заболеваний и реабилитации работников ОАО «Лисма» (л.д.10).
Согласно Положению о лечебно-оздоровительном комплексе ОАО «Лисма», данным учреждением оказываются следующие виды помощи: терапевтическая (амбулаторная), неврологическая помощь (амбулаторная), экспертиза временной нетрудоспособности, гинекологическая помощь (амбулаторная), проктологическая помощь (амбулаторная), оторинологическая помощь (амбулаторная), зубоврачебная помощь (амбулаторная), окулист (амбулаторная), физиотерапевтическая помощь (амбулаторная и стационарная), водогрязелечение (амбулаторная, стационарная), иглотерапия (амбулаторная, стационарная), магнитотерапия (амбулаторная, стационарная). При это проводится обследование: лабораторное (клиническое и биохимическое), функциональная диагностика (ЭКГ, спирометрия, велгоэргометрия), УЗИ, гастрофиброскопия, реовазография, энцефалография, М-эхография. Отказывает круглосуточную стационарную помощь больным неврологического и терапевтического профилей, оказывает дополнительные платные услуги населению по диагностике и лечению патологии по вышеуказанному профилю (л.д.11-14).
Из Положения о лечебно-оздоровительном центре ОАО «Лисма» следует, что функциями данного учреждения являются оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи, профилактика заболеваний, реабилитация с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, трудопотерь по болезни и инвалидности, выполнение программ обязательного медицинского страхования (л.д.15-16).
Суд считает, что право Ермачковой А.А. на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не может быть поставлено в зависимость от наименования учреждения, в котором она работала, поскольку Управление социальной сферы ОАО «Лисма», лечебно-оздоровительный комплекс ОАО «Лисма» и лечебно-оздоровительном центре ОАО «Лисма» являлось структурным подразделением ОАО «Лисма», функцией которого, в том числе, являлось оказание квалифицированной медицинской помощи с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости работников ОАО «Лисма».
Конституционные принципы являются гарантией равенства пенсионных прав медицинских работников независимо от того, к какому ведомству они относятся. Пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях, не от ведомственной принадлежности этих учреждений.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что истица в спорный период работы осуществляла лечебную деятельность и деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 № 781, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Аналогичные нормы содержались в пункте 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, а также в статье 112 КЗоТ РСФСР, действовавшей в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации.
Поэтому период нахождения истицы на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для отдельных категорий работников, в том числе медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Курсы повышения квалификации с 17 сентября 1997 года по 14 октября 1997 года, с 19 февраля 2001 года по 20 марта 2001 года истица проходила в период работы, подлежащий по решению суда включению в ее специальный стаж, следовательно, данный период также подлежит зачету в специальный стаж истицы.
В силу части первой статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На дату обращения истицы в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении пенсии, то есть на 15 июля 2013 года, специальный стаж истицы с учетом периодов, включенных ответчиком, и периодов, подлежащих включению по решению суда, составляет 31 год 9 месяцев 20 дней.
В этой связи суд считает необходимым обязать ответчика назначить Ермачковой А.А. пенсию с 15 июля 2013 года.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче искового заявления Ермачковой А.А. оплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, что соответствует подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации
В этой связи, с ответчика в пользу Ермачковой А.А. суд взыскивает уплаченную при подаче искового заявления госпошлину в размере 200 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Ермачковой А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании необоснованным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, понуждении включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 104863/13-983 от 22 августа 2013 года, об отказе Ермачковой А.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу Саранск включить в специальный трудовой стаж Ермачковой А.А. периоды работы в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев:
- с 08.10.1988 года по 18.01.1989 года - в должности медицинской сестры ОаиР (Отделения анестезии и реанимации) войсковой части 34920.
- с 19.01.1989 года по 03.06.1991 года (в т.ч. с 19.01.1989 года по 12.05.1989 года - период нахождения на больничном листе по беременности и родам, с 13.05.1989 года по 03.06.1991 года периоды нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, 04.03.1989 года рождения до достижения им возраста трёх лет) в должности медицинской сестры - анестезиста отделения анестезиологии и реанимации войсковой части П/П 34920.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу Саранск включить Ермачковой А.А. в специальный трудовой стаж периоды работы в календарном исчислении:
- 10.04.1997 года по 18.05.1998 года (в том числе курсы повышения квалификации с 17.09.1997 по 14.10.1997 года) медицинской сестрой ЛОК ОАО «Лисма».
- 07.10.1998 года по 02.03.1999 года - медицинской сестрой Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма».
- 05.03.1999 года по 02.07.2001 года (в том числе курсы повышения квалификации с 19.02.2001 по 20.03.2001) медицинской сестрой Управления социальной сферы (УСС) ОАО «Лисма».
- 01.07.2002 года и до 31.07.2002 года - медицинской сестрой ЛОЦ ОАО «Лисма».
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск, Республики Мордовия, назначить Ермачковой А.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствие с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ - 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» с 15 июля 2013 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Ермачковой А.А. судебные расходы в размере 200 (двести) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Ю. Догорова