№ 12-835/2019
УИД 10RS0011-01-2019-006945-13
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
24 сентября 2019 г. г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова И. А., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Петрозаводского городского округа Слабко К. Ю. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 3 июля 2019 г. №12-01/2019/086 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Петрозаводского городского округа,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 3 июля 2019 г. №12-01/2019/086 администрация Петрозаводского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
С таким постановлением не согласна защитник администрации Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю., в жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что ливневая канализация не является источником загрязнения, администрация Петрозаводского городского округа не является лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, в результате которой происходит негативное воздействие на окружающую среду, не осуществляет cбpoс сточных вод через данные сети в водный объект. Кроме того, сети ливневой канализации переданы по договору ссуды муниципального имущества от 12 июля 2016 г. № 11 с дополнительным соглашением к нему от 25 января 2017 г. №01 МКУ ПГО «Служба заказчика», которое в соответствии с уставом обязано обслуживать, содержать ливневую канализацию и ливневые стоки в надлежащем состоянии. Выпуск № 5 на наб. Варкауса оборудован локальными очистными сооружениями «Traidenis NGP-S-56В», обслуживание которых в соответствии утвержденным перечнем видов работ осуществляет МКУ ПГО «Служба заказчика», которое также ведет постоянный визуальный контроль за состоянием очистных сооружений и акваторией Онежского озера вблизи выпусков. МКУ ПГО «Служба заказчика» закуплены фильтрующие элементы для локальных очистных сооружений, работы по замене фильтрующих элементов были запланированы и проведены в 2019 г. после проведения мероприятий по очистке нефтеловушки от нефтеотходов и нефтесодержащей воды. Вышеуказанные мероприятия свидетельствуют об отсутствии со стороны администрации Петрозаводского городского округа бездействия в непроведении мероприятий по предотвращению попадания вредных веществ при сбросе сточных вод в Онежское озеро на выпуске ливневых и производственных сточных вод г.Петрозаводска и нарушений требований к охране водных объектов. В 1 квартале 2019 г. проводился контроль за состоянием локальных очистных сооружениях и проб сточных вод, о чем было указано в отчете за 1 квартал 2019 г., в связи чем выводы административного органа об обратном не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. К спорным правоотношениям неприменимо Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 № 1045, поскольку администрация Петрозаводского городского округа не является промышленным, коммунальным, сельскохозяйственным или иным предприятием, которое потребляет для собственных нужд воду и, соответственно, возвращает ее в водный объект. Отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству не представлены какие-либо доказательства нанесения ущерба животному миру и водным биологическим ресурсам Онежского озера, изменения путей миграции объектов животного мира действиями или бездействиями администрации Петрозаводского городского округа. Также защитник полагает, что не доказана вина администрации Петрозаводского городского округа в том, что в стоках ливневой канализации имеются превышение ПДК вредных веществ.
В судебном заседании защитник администрации Петрозаводского городского округа Карпова Ж.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Ранее в судебном заседании и представленных пояснениях старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Громова М.Д., вынесшая постановление по делу об административном правонарушении, полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения жалобы и отмены постановления.
Заслушав объяснения защитника, изучив доводы жалобы, исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении и материалы дела №, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10000 до 15000 руб.
Согласно статье 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
В силу положений статей 3 и 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в частности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Частью 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 35, пунктами 1 и 5 части 2 статьи 39, пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В соответствии с подпунктами «в» и «г» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в том числе, являются производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Согласно подпункту «а» пункта 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.
Основанием для привлечения администрации Петрозаводского городского округа к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что в ходе проведения административного расследования от 11 апреля 2019г., возбужденного по результатам проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и прогнозирования состояния исполнения таких требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности, должностным лицом отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству при рассмотрении отчетов за 1 квартал 2019 г., представленных администрацией Петрозаводского городского округа, а также сведений, полученных в ходе проведения административного расследования, установлено, что администрация Петрозаводского городского округа, как водопользователь, осуществляя сброс сточных, в том числе дренажных вод в Онежское озеро, в г. Петрозаводске, улица Московская, выпуск №5 после локальных очистных сооружений «СГП-Пром50» (географические координаты 61°48"22,7" С.Ш., 34°20"57,35" В.Д.), в нарушение вышеуказанных норм права в должной мере не осуществляет контроль за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в Онежское озеро, не осуществляет контроль за качеством поверхностных вод (воды Онежского озера) в месте сброса сточных вод, не соблюдает требования, указанные в пунктах 10, 13, 15, 16, 21 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 23 октября 2017 г. №10-01.04.01.006-О-PCБX-Т-2017-00917/00, требования законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства Российской Федерации о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Так, согласно подпункту 7 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование местом сбора сточных вод является Республика Карелия, г.Петрозаводск, в районе набережной Варкауса, улица Московская (выпуск №5), географические координаты выпуска: 61°48"22.77955" С.Ш., 34°20"57.35523" В.Д.
Сопоставляя указанные координаты и координаты согласно акту отбора проб №105-В от 28 марта 2019 г. (ручей после выпуска №5 до впадения в Онежское озеро: координаты 61°48"23.8" С.Ш., 34°20"49.2" В.Д.) должностное лицо пришло к выводу, что администрация Петрозаводского городского округа не осуществляет соответствующий контроль за качеством воды именно в месте сброса сточных вод.
При этом, из ситуационного плана выпуска сточных вод, приложения №1 к Решению о предоставлении водного объекта (схемы расположения водных объектов), а также представленной МУП «Петрозаводское градостроительное бюро» схемы и пояснений по использованию государственной системы координат Пулково 1942г. (СК-42) следует, что территориально выпуск №5 с координатами, указанными в решении, находится не в Онежском озере (в отличие от использования аналогичных координат с применением Яндекс.Карты и GoogleMaps). Использование различных систем координат без применения параметров преобразования (ГОСТ 3253-2017, приказ Россреестра от 23.03.2016 №П/0134 «Об утверждении геометрических и физических числовых геодезических параметров государственной геодезической системы координат 2011 года») приводит к несоответствию фактического расположения объекта, искажению информации в несколько сотен метров.
Кроме того, допрошенные в судебном заседании от 3 сентября 2019г. в качестве свидетелей ФИО1 и ФИО2 подтвердили, что во время отбора проб 28 марта 2019 г. из трубы после выпуска №5 вытекала вода, место отбора проб соответствовало по расположению представленным фотографиям к акту натурального осмотра от 23 апреля 2019 г., то есть выпуск находился не в Онежском озере.
Из акта отбора проб №105-В от 28 марта 2019 г. невозможно установить, какая система координат использовалась. Из материалов дела следует, что должностным лицом данное обстоятельство не устанавливалось, а также не проводилась проверка соответствия и/или несоответствия вышеуказанных спорных координат относительно места их фактического расположения, а также их идентичности, перевод координат из одной системы координат в другую.
Частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из важнейших задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, судья приходит к выводу, что обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление о признании администрации Петрозаводского городского округа виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать доказанной, в связи с чем постановление должностного лица подлежит отмене, производство по делу – прекращению с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь положениями статей 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 3 июля 2019г. №12-01/2019/086 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Петрозаводского городского округа отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.А. Кузнецова