Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1015/2019 от 18.09.2019

Мировой судья Козырева Т.В. № 12а-1015/2019

Судебный участок №9 г.Петрозаводска УИД 10MS0012-01-2019-006440-94

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

03 октября 2019 г. г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова И. А., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Никитина А. М. на постановление мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка №12 г.Петрозаводска Республики Карелия, от 14 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка №12 г.Петрозаводска Республики Карелия, от 14 августа 2019 г. открытое акционерное общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде предупреждения.

С таким постановлением не согласен защитник ОАО «РЖД» Никитин А.М., в жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что деятельность ОАО «РЖД» не относится к деятельности по мониторингу состояния водного объекта, требующей получения лицензии. Согласно Плану - графику проведения инструментально-аналитического контроля источников загрязнений водных объектов и водосборных площадей подразделений ОАО «РЖД» на линейном уровне в границах Октябрьской железной дороги Производственная экологическая лаборатория Северного направления Центра охраны окружающей среды Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее - Лаборатория) осуществляет указанные мероприятия, в том числе для Петрозаводского территориального участка Октябрьской Дирекции по теплоснабжению Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО «РЖД». Предметом деятельности Петрозаводского территориального участка Октябрьской дирекции по теплоснабжению в сфере железнодорожного транспорта (далее - ДТВУ-4) является надежное, бесперебойное, рациональное и качественное обеспечение услугами по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению объектов Дирекции, Филиала ОАО «РЖД», а также сторонних потребителей. Согласно статье 67 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Таким образом, ОАО «РЖД» в лице Петрозаводского территориального участка Октябрьской дирекции по теплоснабжению в сфере железнодорожного транспорта, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте I категории, обязано осуществлять производственный экологический контроль. В силу пункта 2 статьи 67 указанного закона производственный экологический контроль осуществляется собственными и (или) привлекаемыми испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Производственная экологическая лаборатория Северного направления Центра охраны окружающей среды Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» аккредитована в национальной системе аккредитации, что подтверждается аттестатом аккредитации № РОСС RU.0001.515646, являющимся бессрочным. Таким образом, действия Лаборатории по отбору проб воды и определению соответствия качества воды требованиям осуществлялись в целях производственного контроля для ДТВУ-4 на соответствие гигиеническим нормативам. В протоколах лабораторных исследований Лаборатория не ссылалась на РД 52.24.643-2002 «Методические указания. Метод комплексной оценки степени загрязнения поверхностных вод по гидрохимическим показателям» и не применяла их. Деятельность Лаборатории не преследовала целей долгосрочного наблюдения за состоянием водного объекта и происходящими в нем природными явлениями, оценки и прогноза состояния окружающей среды, потому не относится к деятельности по мониторингу состояния окружающей среды. Следовательно, Лабораторией не осуществлялась деятельность в области метеорологии и смежных с ней областях, подлежащая лицензированию, что подтверждается письмом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.12.2016 №14-47/36186.

Кроме того, заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления, поскольку первоначально жалоба была подана в установленный срок согласно почтовой квитанции от 2 сентября 2019 г., информация на почтовом конверте о принятии к пересылке 3 сентября 2019 г. нанесена сотрудником ФГУП «Почта России» ошибочно и не соответствует действительности.

В судебном заседании защитники ОАО «РЖД» Репина Т.В. и Щукина Е.А., действующие на основании доверенностей, доводы жалобы и ходатайство о восстановлении срока обжалования поддержали в полном объеме.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представитель Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу просил провести судебное заседание в свое отсутствие, полагал доводы жалобы необоснованными.

Заслушав объяснения защитников, изучив доводы жалобы и ходатайства, исследовав материалы дела, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Положениями части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен общий срок для подачи жалобы, который составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока на обжалование постановления, который составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, копия обжалуемого постановления была получена ОАО «РЖД» 21 августа 2019 г., следовательно, последним днем обжалования явилось 2 сентября 2019 г. Защитник ОАО «РЖД» обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с жалобой на указанное выше постановление 2 сентября 2019 г. (согласно отчету об отслеживании отправления, кассовому чеку), то есть с соблюдением установленного срока. Определением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11 сентября 2019 г. жалоба возвращена защитнику в связи с пропуском срока обжалования и отсутствием ходатайства о восстановлении процессуального срока, после чего 16 сентября 2019 г. защитник ОАО «РЖД» повторно обратился в суд общей юрисдикции с жалобой на постановление.

При таких обстоятельствах причины пропуска защитником срока, предусмотренного статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, можно признать уважительными, в связи с чем из материалов дела усматриваются основания для восстановления защитнику ОАО «РЖД» срока обжалования постановления.

В соответствии с частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Лицензионные требования – это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. Место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, – это объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В силу пункта 45 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Статьей 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен порядок переоформления лицензий. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению, в частности, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 №1216 (далее - Положение №1216), деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги): а) определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды; б) определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства; в) подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное); г) формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Пунктом 9 Положения №1216 предусмотрено, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы (оказывать новые услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес, сведения о работах (услугах), которые лицензиат намерен выполнять, и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, указанным в пункте 5 настоящего Положения.

Частью 1 статья 9 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» предусмотрено, что юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также физические лица осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» гидрометеорологическая служба – это система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды – это долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения. Информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении – это сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязняющее вещество – это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Нормативы в области охраны окружающей среды – это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что в ходе производства по делу об административном правонарушении №АД-29/2019-К от 23 мая 2019 г. по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было выявлено, что 28 мая 2019 г. ОАО «РЖД», а именно Производственной экологической лабораторией Северного направления Центра охраны окружающей среды Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», расположенной по адресу: <адрес>, осуществляется без извлечения прибыли деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а именно регулярные наблюдения за состоянием водного объекта - озера Пермус, в том числе в фоновом створе, то есть осуществляется лицензируемый вид деятельности «деятельность по определению уровня загрязнения водных объектов» по адресу, не указанному в лицензии Росгидромета от ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением условий вышеуказанной лицензии, а также требований статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 9 Положения .

Указанные обстоятельства и вина ОАО «РЖД» в совершении правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 11.07.2019 №АД-37/2019-ЮЛ, письменными пояснениями к протоколу об административном правонарушении, заявлением о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, от 15.04.2019, протоколами исследований и актами отбора за 2018 – 2019 г.г., планом-графиком проведения производственно-лабораторного контроля качества сточных и природных вод в 2019 г., программой проведения измерений качества сточных вод и ведения регулярных наблюдений за водным объектом – озеро Пермус – озеро и его водоохраной зоной 2018 г., аттестатом аккредитации, лицензией и другими материалами дела.

Из анализа вышеуказанных документов, в том числе протоколов исследований и актов отбора за 2018 – 2019 г.г., следует, что ОАО «РЖД», водопользователем водного объекта, осуществлялась именно лицензируемая деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по определению уровня загрязнения водных объектов, в частности, озера Пермус (а именно: определение концентраций загрязняющих веществ, то есть проведение химического анализа проб водных объектов, а следовательно, и определение качественных и количественных показателей веществ, обнаруженных в воде, регулярно (1 раз в месяц) и долгосрочно (на протяжении 2018-2019 г.г.), а также сравнение значений полученных показателей с предельно допустимыми концентрациями), а не исключительно наблюдение за водным объектом в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно ответу ОАО «РЖД» от 10.06.2019 №1-4/526 (л.д. 69) работа спорной лаборатории осуществляется по заявкам предприятий – структурных подразделений, действующих на полигоне Октябрьской железной дороги. Результаты исследований и измерений, полученные в лаборатории, используются с целью проведения: производственного экологического контроля, производственного контроля за условиями труда (промышленно-санитарного контроля) на предприятиях, производственного контроля в части выполнения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», радиационного контроля объектов и продукции, нормируемых по радиационному фактору. В 2018 г. лабораторией выполнялись исследования, в том числе и по заявкам Петрозаводского территориального участка Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению, для использования работниками в рамках производственного контроля в целях оптимизации технологических процессов по очистке сточных вод, поступающих от предприятий ОАО «РЖД».

Доводы жалобы, в том числе со ссылкой на письмо министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.12.2016 №14-47/36186 (содержащее разъяснение лишь в отношении организации водопроводно-канализационного хозяйства, к которой ОАО «РЖД» не относится), основаны на неправильном толковании норм права.

Учитывая вышеизложенное в совокупности, обоснованность привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Оснований для освобождения ОАО «РЖД» от административной ответственности, в том числе на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств допущенного нарушения не имеется.

Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта по делу об административном правонарушении, допущено не было.

Дело рассмотрено, наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №9 г. Петрозаводска Республики Карелия, временно исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка №12 г.Петрозаводска Республики Карелия, от 14 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья И.А. Кузнецова

12-1015/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Другие
Никитин Антон Михайлович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кузнецова И.А.
Статьи

КоАП: ст. 19.20 ч.2

Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
18.09.2019Материалы переданы в производство судье
03.10.2019Судебное заседание
04.10.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее