Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 г. г. Минусинск
Дело № 2- 826\2019 24RS0035-01-2019-000451-25
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Музалевской Н.В., при секретаре Королевой Е.А., с участием истца Пуртовой С.С., её представителя Савченко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пуртовой Светланы Сергеевны к ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала – ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго», Производственному отделению «Минусинские электрические сети» филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Пуртова С.С. обратилась в суд с иском к ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала – ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго», Производственному отделению «Минусинские электрические сети» филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия, требования мотивированы тем, что она является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, в ходе проведения проверки 26.10.2016 Отделом архитектуры и градостроительства Администрации г.Минусинска составлен акт, зафиксировавший самовольное занятие земельного участка площадью 278 кв.м., на данном участке у истицы расположен гараж. Препятствием к получению данного участка в собственность послужило наличие охранной зоны вдоль ВЛ 0,4кВ от ТП №, в целях переноса воздушной линии за пределы участка, на который претендует истец, она по устному согласованию с ПО «Минусинские электрические сети» оплатила стоимость материалов и работ по переносу воздушной линии, в результате произведенных работ, по мнению истицы, охранная зона фактически перестала существовать, однако соответствующие документы ответчиком не оформлены. В связи с чем просила признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неприведении границ охранной зоны ЛЭП, расположенной вдоль границы земельного участка по адресу: <адрес>, а также возложить обязанность на ответчиков своими силами и за счет собственных средств в течение 3 мес. со дня вступления решения суда в законную силу провести кадастровые работы по фактическому местоположению воздушной линии и внести в ЕГРН сведения о фактическом местоположении охранной зоны ЛЭП – ВЛ 0,4 кВ от ТП №, расположенной вдоль границы земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Пуртова С.С. и её представитель Савченко Н.А. поддержали исковые требования, пояснив, что истицей предприняты меры к тому, чтобы оформить надлежащим образом право на самовольно занятый участок, предприняты меры к переносу ВЛ 0,4 кВ с тем, чтобы исключить нахождение земельного участка по адресу: <адрес>, в охранной зоне.
Представитель ответчика в судебном заседании не присутствовал, в письменном отзыве по существу исковых требований представитель «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» Ступин С.И. возражал против удовлетворения исковых требований, указал на то, что охранная зона в отношении сетевого объекта – трансформаторной подстанции 10\0,4 кВ № с воздушными ЛЭП установлена, сведения о её границах внесены в государственный кадастр недвижимости, учетный номер охранной зоны №, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Реконструкция объектов ПАО «МРСК Сибири» выполняется только на основании соглашения о компенсации затрат общества, перенос воздушной линии потребовался истцу по причине отказа администрации Минусинского района в узаконивании самовольно захваченного земельного участка, при этом соглашений с ПАО «МРСК Сибири» у Пуртовой С.С. нет.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г.Минусинска, Отдела архитектуры и градостроительства Администрации г.Минусинска, Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебном заседании не присутствовали.
От представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю Ермишкиной О.А. поступили письменные пояснения, согласно которым в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № имеются сведения об ограничениях, предусмотренных ст.56, 56.1 Земельного кодекса РФ, документы об изменении или прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий в орган регистрации прав не представлены.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в ст.12 ГК РФ, при этом, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.
Ограничений в выборе способа защиты нарушенного права не содержится.
Граждане и юридические лица в силу ст. 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения.
Как следует из материалов дела, Пуртова С.С. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес> (копии свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.10,11). Площадь земельного участка указана – <данные изъяты> кв.м.
Кадастровая выписка о земельном участке содержит ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в условиях таких зон», срок действия с 12.03.2013, ограничения в пользу ОАО «МРСК «Сибири» (л.д.13-15).
В акте внеплановой проверки Отдела архитектуры и градостроительства Администрации г.Минусинска от 26.10.2016, проведенной на предмет исполнения требований земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером №, установлено, что Пуртова С.С. допустила самовольное занятие земель площадью 278 кв.м., фактическая площадь участка составила 1099 кв.м. (л.д.22).
Из пояснений Пуртовой С.С. следует, что ею предприняты меры к тому, чтобы оформить надлежащим образом право на самовольно занятый участок, как следует из ответа Главы г.Минусинска от 28.12.2016 на обращение Пуртовой С.С. указала на то, что рассматриваемый участок расположен в охранной зоне инженерных сетей ВЛ 10кВ (л.д.26).
Также из пояснений Пуртовой С.С., а также допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей ФИО7, ФИО8 следует, что истцом по делу предприняты меры к переносу ВЛ 0,4 кВ с тем, чтобы исключить нахождение всего земельного участка по адресу: <адрес>, в охранной зоне, копия технического плана в разделе «Горизонтальная съёмка» содержит указание на то, каким образом произведено размещение ВЛ 0,4 кВ с тем, чтобы находящийся на самовольно захваченном земельном участке гараж находился вне охранной зоны (л.д.42).
Как видно из ответа ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» от 05.12.2018 на обращение Пуртовой С.С. для приведения границ охранной зоны ЛЭП в соответствие ее фактическому расположению необходимо провести процедуру внесения изменений в ЕГРН в сведения об охранной зоне ЛЭП, указанная процедура осуществляется специализированными организациями на основании договора подряда, в связи с тем, что у ПАО «МРСК Сибири» бюджет на проведение кадастровых работ на 2019 г. уже сформирован, необходимые средства будут запланированы на 2020г. (л.д.9).
Требования искового заявления основаны на утверждении о незаконном бездействии стороны ответчика в неприведении границ охранной зоны ЛЭП в соответствие с её фактическим месторасположением, однако между сторонами во-первых, отсутствуют договорные отношения, в которых стороны определили сроки и объём работ\услуг, которые обязана выполнить и не выполняет сторона ответчика, во-вторых, отсутствуют иные правовые основания утверждать о том, что бездействие ответчика является в данном случае незаконным. Тот факт, что бюджет на проведение кадастровых работ на 2019 г. у ПАО «МРСК «Сибири» уже сформирован на 2019 г. и отсутствие дополнительного финансирования в настоящее время не означает незаконности бездействия данного лица. Кроме того, как указало ПАО «МРСК «Сибири» в вышеприведённом ответе от ДД.ММ.ГГГГ, проведение кадастровых работ в 2019 г. возможно в случае возникновения экономии денежных средств, кроме того, межевой план для внесения изменений в сведения об охранной зоне может быть подготовлен любым лицом и согласован с ПАО «МРСК Сибири» (л.д.9), что фактически означает возможность осуществления данных действий Пуртовой С.С.
Кроме того, обращает внимание суд и на то, что Производственное отделение «Минусинские электрические сети» филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Красноярскэнерго» самостоятельным юридическим лицом не является, соответственно, не может являться надлежащим ответчиком по делу.
При отсутствии оснований для удовлетворения основного требования о признании бездействия стороны ответчика незаконным, нет оснований для удовлетворения производного от него требования о возложении обязанности совершить действия: своими силами и за счет собственных средств в течение 3 мес. со дня вступления решения суда в законную силу провести кадастровые работы по фактическому местоположению воздушной линии и внести в ЕГРН сведения о фактическом местоположении охранной зоны ЛЭП – ВЛ 0,4 кВ от ТП №, стороной истца не приведено нормативное обоснование обязанности стороны ответчика за счет собственных средств в течение 3 мес. осуществить данные работы.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 15.03.2019.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░