66RS0001-01-2019-000754-62
Дело №2-1631/2019
Мотивированное решение
изготовлено 20.03.2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 15 марта 2019 года
Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Шакеровой О.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришиной Анны Александровны к МАУ «ДГКБ № 11» о взыскании удержанной заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Гришина А.А. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что осуществляет трудовые функции в МАУ «ДГКБ №11» на основании трудового договора № 250 в должности фельдшера.
С момента, как она поставила в известность своё руководство о том, что находится в положении и планирует в скором времени уйти в декретный отпуск, в отношении неё со стороны администрации начались различные придирки по поводу качества её работы, выполнения плана, что существенно отразилось на начислении суммы стимулирующих выплат и повлияло на общую сумму заработной платы. В связи с чем, истец сделала выводы, что данные действия администрации подразумевают под собой дискриминацию по начислению заработной платы. Данные действия администрации в дальнейшем существенно повлияют на начисление выплат по больничному листу по беременности и родам.
30.11.2018 при получении заработной платы возник вопрос по поводу суммы ее начисления. Истец обратилась к своему непосредственному начальнику, с его слов получила ответ, что на основании жалобы населения с неё сняли 100% стимулирующих выплат. При этом никакого письменного подтверждения, фактического существования данной жалобы ей предоставлено не было, протокола расследования обстоятельств не было, ведомости с процентным начислением стимулирующих выплат, приказа о снятии стимулирующих выплат до 100% не было, письменного запроса на объяснение по данной жалобе со стороны администрации не было. После этого истец была вынуждена написать заявление в администрацию по поводу аргументированного основания лишения стимулирующих выплат в 100% объёме в ноябре месяце. На её заявление был дан не разъяснённый и не аргументированный ответ.
В январе 2019 года при начислении заработной платы, стимулирующие выплаты были начислены не в полном объёме. Письменных разъяснений по стимулирующим выплатам не было дано. Такие действия администрации истец считает нарушающими её трудовые права, дискриминацию по состоянию беременности.
Уточнив исковые требования, истец просила взыскать с ответчика незаконно удержанную заработную плату (стимулирующие выплаты) за ноябрь 2018 года в размере 10 000 рублей и январь 2019 года в размере 15 000 рублей; компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей; премию по итогам года в размере 7 000 рублей.
В судебном заседании истец требования иска поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал, в иске просил отказать. В материалы дела представил отзыв (л.д. 30)
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на вознаграждение за труд. Принудительный труд на территории Российской Федерации запрещен.
Согласно ст.136 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику выплачивается не реже, чем каждые полмесяца.
В силу ст.56 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель, согласно трудовому договору, обязан выплачивать работнику заработную плату своевременно и в полном размере.
В силу ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации, обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Установлено судом и не оспаривается сторонами, что 21.11.2013 между истцом и МБУ «ДГКБ № 11» был заключен трудовой договор № 250, по условиям которого истец была принята на работу на должность медицинской сестры участковой в Педиатрическое отделение № 4 Поликлинического отделения № 2 Поликлиники № 1 (л.д. 6-7).
Согласно п.5.2 трудового договора работнику устанавливается должностной оклад по профессионально-квалификационной группе (ПКГ) в размере 4 945 рублей; выплаты стимулирующего характера по занимаемой должности в размере 1 137,35 рублей; за стаж непрерывной работы в здравоохранении – 1 4783,50 рублей.
Дополнительным соглашением от 13.07.2016 к трудовому договору № 250 от 21.11.2013 истец с 20.07.2016 была переведена на должность фельдшера отделения неотложной медицинской помощи Поликлиники № 1 (л.д. 9).
Дополнительным соглашением работнику устанавливается должностной оклад по ПКГ в размере 10 000 рублей, выплаты стимулирующего характера по занимаемой должности в размере 2 300 рублей, за стаж непрерывной работы в здравоохранении – 0,3 рублей, итого: 15 300 рублей.
Дополнительным соглашением от 20.10.2017 к трудовому договору № 250 от 21.11.2013 истец была переведена на должность фельдшера отделения неотложной медицинской помощи МАУ «ДГКБ № 11». Заработная плата состоит из должностного оклада в размере 10 000 рублей, выплат компенсационного характера за вредные и (или) опасные условия труда и особый характер работы в размере 400 рублей, выплат стимулирующего характера, зависящих от выполнения показателей эффективности и результативности (л.д. 10-11).
Согласно Дополнительного соглашения от 20.07.2018 к трудовому договору № 250 от 21.11.2013 (л.д. 73), заработная плата состоит из должностного оклада 11 500 рублей, выплат компенсационного характера (районный коэффициент) и стимулирующего характера (надбавка за квалификационную категорию) 1 150 рублей. Дополнительные выплаты стимулирующего характера зависят от выполнения показателей эффективности и результативности и являются неотъемлемой частью трудового договора. Фонд дополнительных выплат стимулирующего характера подразделения формируется согласно Положения о дополнительных выплатах стимулирующего характера работникам МАУ «ДГКБ № 11», далее распределяется между сотрудниками, согласно фактически отработанного времени и с учетом выполнения установленных показателей эффективности и результативности.
Согласно ст.56 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Обязательным для включения в трудовой договор, согласно ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации, является трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы; условия оплаты труда; режим рабочего времени; условия, определяющие характер работы; место работы.
Условия трудового договора истца (п. 5.4), дополнительного соглашения от 20.07.2018 к трудовому договору, предусматривают выплату работнику стимулирующих и поощрительных (премий) выплат.
Согласно ч.1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст.191 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В силу ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 2 Положения об оплате труда работников, утвержденного главным врачом ДГКБ № 11 18.08.2017, Положение определяет порядок установления размеров окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам, выплат компенсационного и стимулирующего характера (л.д. 83-87).
В соответствии с указанным Положением работникам учреждения устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера к должностным окладам по ПКГ: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы (л.д.85).
Согласно п.8 раздела 4 Положения, в целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении могут выплачиваться следующие премии по представлению заведующих подразделений больницы по согласованию с руководителем Учреждения: премия по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год, к профессиональному празднику); премия за выполнение особо важных и срочных работ; иные (и (или) дополнительные) выплаты стимулирующего характера.
Премирование осуществляется по решению руководителя учреждения в пределах фонда оплаты труда учреждения за счет бюджетных субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов (фонда обязательного медицинского страхования), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно п.3 Положения о дополнительных выплатах стимулирующего характера работникам МАУ «ДГКБ №11» (л.д.81), дополнительные выплаты стимулирующего характера формируются на основе экономических показателей, с учетом выполнения установленных настоящим Положением и (или) трудовым договором показателей эффективности и результативности и направлено на усиление материальной заинтересованности работников МАУ «ДГКБ №11» в применении прогрессивных форм организации труда, повышение качества работы, профессионального роста и дифференцированного подхода к оплате труда работников ЛПУ.
В соответствии с Положением о дополнительных выплатах, размер дополнительных выплат стимулирующего характера работникам ЛПУ устанавливает руководитель Учреждения по представлению заместителей главного врача по лечебной работе, амбулаторно-поликлинической службы по согласованию с заведующими подразделений ЛПУ, исходя из экономических показателей, показателей эффективности и результативности за текущий месяц. При наличии грубых нарушений трудовой дисциплины, обоснованных жалоб, повторных замечаний по одному разделу работы, случаев смерти детей при наличии грубой дефектуры производится снятие дополнительных выплат стимулирующего характера до 100%.
Таким образом, из локальных актов работодателя видно, что порядок и условия выплаты премиального вознаграждения определяются работодателем.
Лишение премии (выплаты стимулирующего характера), ее не начисление, в силу ст.191, 192 Трудового кодекса Российской Федерации, не является мерой дисциплинарного взыскания.
Премия, по своему правовому характеру относятся к поощрительным, стимулирующим выплатам, входящим в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов по службе (в работе). Уменьшение или полное лишение премии за конкретный период в связи с упущениями по работе, нарушением рабочей дисциплины, не может расцениваться как дискриминация при оплате труда, снижение уровня государственных гарантий, а является лишь следствием либо ненадлежащего выполнения работником своих трудовых обязанностей, либо отсутствия соответствующей прибыли работодателя, в результате чего у него не возникает право на поощрительное вознаграждение, установленное за добросовестное исполнение служебных обязанностей.
Законодатель дал именно работодателю право определять, насколько хорошо работник выполняет возложенные на него должностные обязанности и есть ли возможность у работодателя выплатить дополнительное вознаграждение работнику.
При этом, как следует из справки работодателя (л.д. 32), расчетных листков, истцу начислено в соответствии с Положением о дополнительных выплатах стимулирующего характера за ноябрь 2018 года – 18 751 рубль 19 копеек (выплачено в декабре, л.д.90); за январь 2019 года – 9 711 рублей 07 копеек (л.д.91).
Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика, в ноябре, декабре 2018 года и в январе 2019 года работодателем установлено, что истец нарушала установленные в МАУ «ДГКБ № 11» требования при оказании стандарта медицинской помощи несовершеннолетним и ведении медицинской документации, на основании чего комиссией по оценке эффективности деятельности фельдшеров отделения неотложной медицинской помощи принимается решение о снижении премиальной части на 10%. Снятие стимулирующих выплат до 100 % с сотрудника Гришиной А.А. с октября 2018 года не производилось.
Премия по итогам работы за 2018 год, согласно ведомости распределения выплат по итогам работы за 2018 год, не начислялась.
Следовательно, тот факт, что истцу не была начислена премия за ноябрь 2018 года, по итогам года, за январь 2019 года (стимулирующая выплата) в ожидаемом ею размере, не является нарушением трудового законодательства со стороны ответчика и суд отказывает истцу в удовлетворении данной части иска.
По требованиям истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 предусматривает, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (задержке заработной платы).
Однако, факт причинения ответчиком морального вреда истцу не нашел своего подтверждения в судебном заседании, поскольку предусмотренные локальными нормативными актами работодателя выплаты были перечислены истцу в полном объеме, своевременно, и суд отказывает истцу в удовлетворении данной части требований.
Иных требований истцом не заявлялось.
В силу ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина с ответчика не взыскивается, поскольку в иске истцу отказано; истец от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░ № 11» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░