Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-626/2017 ~ М-677/2017 от 11.10.2017

Дело №2-626/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2017 г. г.Сердобске.

Сердобский городской суд Пензенской области в составе:

Председательствующего Рыбалко В.А.,

При секретаре Моткиной С. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Пензенской области гражданское дело по иску Дудаковой Ю.В. к Администрации Сердобского района Пензенской области о предоставлении жилого помещения

У с т а н о в и л

Дудакова Ю.В. обратилась в суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения, мотивируя тем, что она является ребенком сиротой, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с ЖК РФ и федеральным законом от 21.12.1996 года №15-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки.

Она состояла в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенным применительно к условиям Сердобского района жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления администрации <адрес> .

Позднее ей сообщили, что Постановлением администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Постановление администрации Сердобского района Пензенской области было отменено.

Просит суд обязать администрацию Сердобского района Пензенской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение, согласно включению в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению благоустроенным применительно к условиям Сердобского района жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В судебном заседании истица требования поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Сердобского района с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Постановлением Администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ она в указанный список была включена. До ДД.ММ.ГГГГ она с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья как ребенок-сирота не обращалась, поскольку не знала о существовании такого права. О том, что Постановлением администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Постановление администрации Сердобского района Пензенской области было отменено, она узнала в августе 2017 года. Постановление администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ она не обжаловала. Постановление администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ она так же не обжаловала. Ранее обратиться с заявлением в Администрацию Сердобского района о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья как ребенок-сирота она не имела возможности, поскольку находилась под опекой, и не знала законодательство.

Представитель ответчика Администрации Сердобского района Пензенской области по доверенности Никитцова Т.И. исковые требования Дудаковой Ю.В. не признала и пояснила, что действительно, Постановлением Администрации Сердобского района Пензенской области Дудакова Ю.В. была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям Сердобского района жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. После проверки прокуратурой Сердобского района, данное Постановление было отменено Постановлением администрации Сердобского района Пензенской области №675 от 16.06.2014 года. Постановлением администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Постановление администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу, а Постановление Администрации Сердобского района Пензенской области которым Дудакова Ю.В. была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям Сердобского района жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений было вновь отменено. Данное Постановление не отменено, не признано не законным и Дудаковий Ю.В. не оспорено. Дудакова Ю.В. с заявлением о постановке на данный учет до достижения возраста 23 лет не обращалась. Обратилась с указанным заявлением достигнув возраста 33 лет. В настоящее время поставить Дудакову Ю.В. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья не предоставляется возможным, поскольку доказательства того, что она обращалась с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет отсутствуют. Причину пропуска срока для обращения Дудакова Ю.В. не указала.

Представитель третьего лица Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, привлеченных к участию в деле.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Дудакова (Вдовина) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно относилась к числу лиц, оставшихся без попечения родителей.

Данное обстоятельство подтверждается постановлением главы администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым над Вдовиной Ю.В. назначена опека.

В судебном заседании установлено, что Дудакова Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Сердобского района с заявлением о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям Сердобского района жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений как ребенок оставшийся без попечения родителей.

Постановлением Администрации Сердобского района Пензенской области Дудакова Ю.В. была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям Сердобского района жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Данное Постановление было отменено Постановлением администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Постановление администрации Сердобского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу, а Постановление Администрации Сердобского района Пензенской области которым Дудакова Ю.В. была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными применительно к условиям Сердобского района жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений было вновь отменено.

Данное Постановление не отменено, не признано не законным и Дудаковий Ю.В. не оспорено.

Основанием к отмене Постановления № послужило то, что Дудакова Ю.В. на момент обращения достигла возраста 33 лет.

Согласно ч.3,4 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Федерального закона в действующей редакции, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу ст. 4 Федерального закона 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции Федерального закона Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные соответствующим Федеральным законом, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Законодатель предусмотрел применение данной нормы и в определенный период совершеннолетия - с 18 до 23 лет.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года, а также из ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Анализируя приведенные выше нормы законодательства, суд находит требования истицы не подлежащими удовлетворению, поскольку дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до достижения ими возрасти 23 лет. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159 – ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что впервые с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения по категории ребенок-сирота Дудакова Ю.В. обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ. На момент такого обращения с заявлением ей исполнилось 33 года.

Доказательств обращения истца за постановкой на учет до достижения 23 лет не представлено, также не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска установленного срока обращения.

Доводы Дудаковой Ю.В. о том, что она не имела возможности своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет, поскольку находилась под опекой и не знала законодательство, не подтверждены доказательствами.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

По достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет опека и попечительно над ним прекращается в силу закона, в этом случае относящийся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение 5-ти лет (с 18 до 23 лет) самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Довод истца о том, что она не знала действующее законодательство, суд не принимает во внимание, так как указанное обстоятельство не имеет правового значения для дела.

Не знание норм законодательства, не является уважительной причиной, являющейся основанием для восстановления пропущенного срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья как ребенок-сирота.

Других уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению с заявлением о постановке на учет для получения жилья как ребенка, оставшегося без попечения родителей Дудакова Ю.В. не предоставила.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.11.2017 ░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░.

2-626/2017 ~ М-677/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дудакова Юлия Владимировна
Ответчики
администрация Сердобского района Пензенской обл.
Другие
Министерство труда социальной защиты и демографиии Пензенской области
Управление соц. защиты населения Сердобского района Пензенской области
Отдел образования Сердобского района Пензенской области
Суд
Сердобский городской суд Пензенской области
Судья
Рыбалко Владимир Афанасьевич
Дело на сайте суда
serdobinsky--pnz.sudrf.ru
11.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2017Передача материалов судье
12.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2017Подготовка дела (собеседование)
19.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2017Судебное заседание
23.11.2017Судебное заседание
28.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2018Дело оформлено
18.01.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее