Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-762/2019 ~ М-745/2019 от 29.07.2019

УИД 28 RS0008-01-2019-001177-51

дело № 2-762/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея                                  26 сентября 2019 года

Зейский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

при секретаре Болдыревой С.Ю.,

с участием истца Сидоровой А.Г., представителя ответчика Карпенко Е.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой А.Г. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея Амурской области о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно,

установил:

Сидорова А.Г., являясь неработающим пенсионером и проживая в районе, приравненном к Крайнему Северу, использовала льготный проезд к месту отдыха - из <адрес> до <адрес> по маршруту: <адрес> и обратно.

Истец обратилась в суд с иском о взыскании компенсации понесенных ею расходов по проезду по указанному маршруту, но до границы Российской Федерации в <адрес> в размере 51010 рублей.

В судебном заседании истец Сидорова А.Г. заявленные требования поддержала, дополнила, что представить доказательства фактического проезда от <адрес> до <адрес> в июле 2019 года на последнем этапе маршрута на автобусе и оплаты проезда она не может, проездной документ был утерян.

Представитель ответчика Карпенко Е.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, указала, что оплата стоимости проезда пенсионерам предусмотрена к месту отдыха на территории Российской Федерации, в то время как истец осуществляла отдых за пределами Российской Федерации, в связи с чем законные основания для решения вопроса о компенсации расходов на оплату ее проезда отсутствуют; истцом представлена лишь справка о стоимости проезда по маршруту <адрес> (автобус), которая не является проездным документом, не свидетельствует о фактическом приобретении билета и несения расходов на его приобретение, не исключен проезд истца личным транспортом; также указывает, что по маршрутам <адрес>, <адрес> проезд осуществлялся истцом железнодорожным транспортом - на скором поезде, тогда как возмещение фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда железнодорожным транспортом производится в размере, не превышающим стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда, однако справка о стоимости проезда в таком поезде по указанным маршрутам либо об отсутствии такового на соответствующую дату проезда истцом не представлена, как не представлены сведения о стоимости сервисного сбора за пользование постельным бельем, который компенсации не подлежит, также считает, что размер фактических расходов проезда истца до границы Российской Федерации воздушным транспортом по маршруту <адрес>, <адрес> следует рассчитывать с применением значения ортодромических расстояний от международного аэропорта Российской Федерации до зарубежного аэропорта и процентного отношения ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии; просит в удовлетворении требований отказать.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

    На основании ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ.

    В силу ст. 4 Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, в том числе в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

    Согласно п. 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 (далее - Правила), компенсация может производиться в виде представления документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.

    Согласно п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда производится в размере, не превышающим стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класс, автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

    Судом установлено, что Сидорова А.Г. является неработающим пенсионером, проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имеет право на льготный проезд в 2019 году по Закону РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Понесенные истцом расходы по проезду к месту проведения отдыха и обратно ответчиком не возмещены.

Отсутствие в Правилах прямого указания на то, в каком порядке осуществляются выплаты пенсионерам, место отдыха которых находится за пределами территории Российской Федерации, не может рассматриваться как запрет на получение гражданами такой компенсации.

С учетом целевой направленности правовых норм предусматривается оплата транспортных расходов пенсионера, связанных не с любой желаемой поездкой, а лишь с проездом к месту отдыха и обратно. При этом законодатель не ограничивает право пенсионера на проведение отдыха за пределами территории России.

Проезд истца по маршруту <адрес> автомобильным транспортом подтвержден проездными билетами, по маршруту <адрес>, <адрес> железнодорожным транспортом - проездными документами, по маршруту <адрес>, <адрес> воздушным транспортом - данными маршрутных квитанций.

Стоимость проезда по маршруту <адрес> в размере 550 рублей подтверждена проездными билетами; по маршруту <адрес> в размере 3886,2 рубля, по маршруту <адрес> в размере 4441,3 рубля - данными проездных документов, приобретенных на имя истца, данными справки ООО «Трансэкспресс»; по маршруту <адрес> в размере 12225 рублей, по маршруту <адрес> в размере 6989 рублей, по маршруту <адрес> в размере 9852 рубля, по маршруту <адрес> в размере 12225 рублей - данными, представленными АО «Авиакомпания Сибирь».

Между тем допустимых и достоверных доказательств того, что истец перемещалась автомобильным транспортом, а именно рейсовым автобусом, по маршруту <адрес>, факта несения Сидоровой А.Г. расходов на приобретение проездного билета истцом в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено, сама по себе справка о стоимости проезда в автобусе по указанному маршруту в июле 2019 года об этом не свидетельствует, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика расходов на проезд по маршруту <адрес> в сумме 550 рублей не имеется.

Согласно проездным документам, данным справки ООО «Трансэкспресс», АК «Федеральная пассажирская компания» стоимость проезда по маршрутам <адрес>, <адрес> указана в плацкартном вагоне скорого поезда, при этом также указано, что по указанным маршрутам следует только скорые поезда.

Согласно утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 марта 2016 года № 118н разъяснениям (далее - Разъяснения) о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 года № 176, при осуществлении проезда более высокой категории стоимости возмещение фактически произведенных пенсионером расходов производится на основании дополнительно представленного пенсионером в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документа о стоимости проезда по данному маршруту в пределах стоимости проезда в соответствии с пунктом 10 Правил. В случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются только транспортными средствами более высокой категории стоимости по сравнению с транспортными средствами, предусмотренными пунктом 10 Правил (например, на железнодорожном транспорте - только скорыми и фирменными поездами), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).

При таких данных суд считает возможным возмещение фактически произведенных истцом расходов на оплату стоимости проезда по маршрутам <адрес>, <адрес> в плацкартном вагоне скорого поезда на основании проездных документов, справок ООО «Трансэкспресс» и АК «Федеральная пассажирская компания».

Как видно из маршрутных квитанций, Сидорова А.Г. следовала воздушным транспортом по маршрутам <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в салоне экономического класса.

Согласно ст.1 Федерального закона от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» государственная граница Российской Федерации - есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российский Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Пунктом 85 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138 установлено, что пересечение государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета государственной границы Российской Федерации. При выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения, открытым для международных полетов, воздушным коридором пролета государственной границы Российской Федерации является часть воздушного пространства в месте пересечения маршрута обслуживания воздушного движения с линией государственной границы Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений закона, следует, что применительно к авиаперелету государственная территория заканчивается при пересечении воздушным судном государственной границы.

Расстояние до ближайшего к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту в случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки определяется как отношение ортодромии между аэропортами вылета из Российской Федерации и точкой выхода из воздушного пространства Российской Федерации к ортодромии между аэропортом вылета из Российской Федерации и аэропортом первой посадки вне Российской Федерации (в процентах).

В связи с изложенным при определении размера фактических расходов проезда истца воздушным транспортом по маршруту <адрес> и <адрес> суд считает необходимым применить значения ортодромических расстояний от международного аэропорта Российской Федерации до зарубежного аэропорта и процентного отношения ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии.

Указанные значения устанавливаются Главным центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, согласно данным которого отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии от аэропорта <адрес> до аэропорта <адрес> составляет 22,99%.

Таким образом, размер фактических расходов на проезд истца воздушным транспортом по маршруту <адрес> в пределах территории Российской Федерации с учетом значения ортодромических расстояний составляет 1606,77 рубля (6989х22,99%), по маршруту <адрес> – 2264,97 рубля (9852х21,42%).

Согласно Разъяснениям, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 марта 2016 года № 118н, в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

    При таких данных требования истца о возмещении расходов на оплату стоимости постельного белья по маршрутам <адрес>, <адрес> в размере 291,8 рубля (145,9х2) удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного суд удовлетворяет требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 37199,24 рубля (550+3886,2+12225+1606,77+2264,97 +12225+4441,3).

На основании ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 п. 5 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1316 рублей, от уплаты которой истец освобожден.

    Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                    решил:

Исковые требования Сидоровой А.Г. удовлетворить частично.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея Амурской области в пользу Сидоровой А.Г. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в июне-июле 2019 года в сумме 37199 рублей 24 копейки.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Зея Амурской области в доход муниципального образования город Зея государственную пошлину в размере 1316 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Судья Е.В. Охотская

Мотивированное решение составлено 30 сентября 2019 года

Судья                          Е.В. Охотская

2-762/2019 ~ М-745/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сидорова Анна Генриховна
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Зея
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Охотская Елена Владимировна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
29.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2019Передача материалов судье
30.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2019Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
29.08.2019Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
20.09.2019Судебное заседание
26.09.2019Судебное заседание
30.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее