Дело № 2-76/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2014 года. г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В., при секретаре Ляпуновой О.В., с участием истца - Евтушенко И.А., представителя ответчика Шевчук Г.А., представителей третьего лица - Кузьминовой Ю.А., Самсонова Н.Н., Филиппенко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евтушенко <данные изъяты> к МБОУ «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» о перерасчете заработной платы, возложении обязанности установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В Канский районный суд обратилась Евтушенко И.А. с исковым заявлением к МБОУ «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» о перерасчете заработной платы, возложении обязанности установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, указав в заявлении, что 17.06.2003 была принята на работу в МОУ Большеуринская средняя общеобразовательная школа" на должность гардеробщицы. 16 марта 2005 года была переведена на должность секретаря (на период декретного отпуска). 01.09.2007 переведена на постоянную работу секретарем в МБОУ "Большеуринская средняя общеобразовательная школа", где и работает до настоящего времени.
Размер заработной платы за полностью отработанный месяц ежемесячно меняется и составляет 4000-5500 рублей. В указанную заработную плату ответчик уже включает районный коэффициент и северную надбавку, подгоняя размер заработной платы к величине минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации с 01.01.2013 года в размере 5205 рублей. Считает, что размер её заработной платы не может составлять меньше величины минимального размера оплаты труда в РФ, на который начисляются районный коэффициент и северный коэффициент, то есть не ниже 8328 рублей.Из смысла ст.ст. 129, 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда. Вместе с тем, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Также полагает, что имеет право на компенсацию морального вреда, поскольку неправомерными действиями ответчика в виде выплаты заработной платы в меньшем размере ей причинен моральный вред.
Полагает надлежащим ответчиком работодателя - МБОУ «Большеуринская средняя общеобразовательная школа», поскольку приказы о приеме на работу, переводе, увольнении, издаются директором школы, просит (с учетом изменений исковых требований):
-обязать ответчика установить заработную плату истцу не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента в размере 30% и процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в размере 30 %, с начислением районного коэффициента к заработной плате 30% и процентной надбавки за стаж работы 30%, на начисленную заработную плату,
-обязать ответчика произвести перерасчет с 01 января 2013 года по сентябрь 2013 года заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%,
-взыскать с ответчика в пользу истца недополученную заработную плату за период с января 2013 года по сентябрь 2013 года в размере 18853,10 рубля,
-взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец Евтушенко И.А. поддержала исковые требования по изложенным в иске доводам, суду пояснила, ответчик неправильно начисляет ей заработную плату, процентные надбавки должны начисляться на заработную плату, которая должна быть не ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации..
Представитель ответчика МБОУ «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» Шевчук Г.А. исковые требования признала частично, суду пояснила, чтоистец действительно работает в школе. Начислением заработной платы занимается компетентный орган - бухгалтерия Управления образования администрации Канского района. Лично в её обязанности это не входит. С компенсацией морального вреда не согласна, так как вины школы не видит в начислении таким образом заработной платы.
Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации Канского района Кузьминова Ю.А. с исковыми требованиями не согласна, суду пояснила, что согласно ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включает в себя оклад, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Законом Красноярского края № 9-3864 от 29.10.2009 «О новых системах оплаты труда работников Краевых государственных бюджетных и казенных учреждений» с 01.10.2011 установлена региональная выплата, которая выплачивается работникам. Данная выплата выплачивается работникам, заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной нормы труда (трудовых обязанностей), ниже размера оплаты труда, установленного данным Законом. Региональная выплата - это разница между размером заработной платы, установленной данным Законом, и месячной заработной платой конкретного работника. Они руководствуются Постановлением администрации Канского района от 30.06.2011 № 435-пг, которым установлены новые системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений. Из данного Постановления следует, что размер региональной выплаты составляет 5752 рублей. Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы. Все это ими в полном объеме начисляется и выплачивается работникам. Эти нормативные акты действуют, они не отменены. С 01.10.2013 региональная выплата увеличена до 6068 рублей. Данная выплата введена с целью повышения уровня жизни населения Красноярского края.
Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации Канского района Садовская Н.Г. в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что является бухгалтером расчетной группы. Есть Закон Красноярского края, которым предусмотрена региональная выплата. Документ, которым они руководствуются - это Постановление Администрации Канского района № 435-пг от 30.06.2011 «Об утверждении новой системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений Канского района». Согласно данному постановлению элементами оплаты труда являются - оклад, выплаты компенсационного характера и выплаты стимулирующего характера. После начисления заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени, в случае если зарплата ниже размера заработной платы, установленной данным постановлением, предоставляется региональная выплата, которая включает начисление по районному коэффициенту, процентной надбавке за стаж. Статьей 3 и 4 данного постановления регламентировано начисление компенсационной и стимулирующей выплаты. На оклад начисляется компенсационные выплаты, потом стимулирующие. Минимальная размер оплаты труда, это и оклад, и все выплаты, положенные данному работнику в зависимости от его опыта, квалификации, места проживания. В связи с местом проживания и была введена региональная выплата, она немного больше МРОТа. Там идет распределение по конкретному месту проживания по районам Красноярского края. В Канском районе (как в прочем районе) эта выплата равна 5752 рубля. В 1991-1993 введены законы о районных, северных коэффициентах, они действующие в настоящее время. Порядок расчета зарплаты для всех одинаков: оклад плюс компенсационные и стимулирующие выплаты, районные и северный коэффициент. Они все это начисляют и не подгоняют под МРОТ. Они не ориентируются на сумму 5205 рублей. Заработную плату сравнивают с региональной выплатой. Им и финансирование в таких пределах предоставляется. Если зарплата выходит менее 5752 рублей, то они доначисляют региональную выплату, если больше, то не начисляют. По этому поводу не раз давались разъяснения. Если стимулирующие выплаты больше, то региональная выплата уменьшается. Ранее было краевое соглашение о минимальной заработной плате, но оно утратило силу. Если всем начислять северный и районный коэффициент 1,6 на 5205 рублей, то региональная выплата теряет смысл. Для кого она тогда будет применяться, если у всех будет не менее 8328 рублей. Теряют смысл и стимулирующие выплаты, работники их просто не почувствуют.
Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации Канского района Самсонов Н.Н. с исковыми требованиями не согласился, полагает, что начисление заработной платы производится правильно, в соответствии с требованием трудового законодательства.
Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения «Финансовое Управление Администрации Канского района» Филиппенко Т.А. пояснила, что начисление заработной платы производится согласно ст.129 ТК РФ, поскольку заработная плата состоит из оклада и компенсационных надбавок, и размер заработной платы должен быть не менее минимального размера оплаты труда. По тому варианту, что предлагает истец и её представитель, компенсационные надбавки будут начисляться на минимальную заработную плату.
Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Красноярского края, уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Красноярском крае уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Заслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела: трудовую книжку истца, трудовой договор от 01.09.2011 года, дополнительное соглашение к трудовому договору, копию паспорта Евтушенко И.А., письмо председателя территориальной организации профсоюзов на имя руководителя МКУ «УО Канского района» о порядке региональной выплаты, выписку из лицевого счета Евтушенко И.А., копию трудового договора от 01.09.2012 с дополнительным соглашением, копию свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ от 20.06.2012,копию коллективного договора от 30.11.2010 с приложением, копию выписки из протокола № 52 от 30.11.2010,правила внутреннего трудового распорядка, изменения и дополнения в Устав МБОУ "Большеуринская средняя общеобразовательная школа", Устав МБОУ "Большеуринская средняя общеобразовательная школа", копию договора об оказании услуг по организации и функционированию обмена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выписку из приказа № 59 от 09.09.2002, ответ федеральной службы по труду и занятости от 26.09.2013, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Евтушенко И.А. с 01.09.2007 работает в МБОУ «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» секретарем. Основная зарплата по тарифу составляет 2140 рублей, заработная плата (оклад) за совмещение профессий составляет 1305 рублей, северный коэффициент и районный коэффициент начисляется в размере 30%. Размер заработной платы при полном отработанном месяце составляет за январь 2013 года - 8902,40 рубля, февраль 2013 года - 12022,40 рубля, за март 2013 года - 11315,20 рублей, за апрель 2013 года - 10800 рублей, за июнь, июль 2013 года - 24604,70 рубля, за сентябрь 2013 года - 11624,41 рубля, но уже с учетом повышающих коэффициентов, то есть размер заработной платы без учета совмещения должностей, при отработанной норме рабочего времени в месяце без учета районного коэффициента и северной надбавки составил менее минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции ФЗ от 03 декабря 2012 г. N 232-ФЗ) с 1 января 2013 г. равен 5 205 рублей в месяц.
Согласно п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районного Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районная Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом, согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя производить работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ законом от 20 апреля 2007 года №54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2,130,132,135,146,148,315,316,317 Трудового кодекса РФ, в том числе правила об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы Трудового кодекса РФ, устанавливающие особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в местностях, приравненных к Крайнему Северу, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению с остальными категориями работников оплаты труда не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ.
В силу главы 50 ТК РФ, районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии о ст.ст.315,136,317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентами и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местности.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Принятым в его исполнение постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 N 311-п "Об установлении районного коэффициента" установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
В соответствии с ч. 2 ст. 146, ст. ст. 148, 315 - 317 ТК ТФ в повышенном размере оплачивается труд работников занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Районный коэффициент и порядок его применения устанавливается Правительством РФ, в то же время органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет средств соответствующего бюджета устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов. Указанным Постановлением администрации Красноярского края повышенный районный коэффициент 1,3 установлен, в том числе, в Канском районе.
Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления N 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы (который исчисляется с 01.11.1989 г.), с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 г. N 255. Данные акты не отменены и не изменены.
Также, согласно Разъяснений от 11.09.1995 года № 3, утвержденных Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность с момента вступления в силу решения суда установить заработную плату на ставку секретаря служебных помещений не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, с начислением районного коэффициента к заработной плате в размере 30% и процентной надбавки за стаж работы в размере 30% на начисленную заработную плату.
Рассматривая требования истца в части производства перерасчета заработной платы за период с января по сентябрь 2013 года и требования о взыскании недополученной заработной платы в размере 18853,10 рубля за этот же период, рассчитанный истцом, суд полагает, что требования следует удовлетворить только в части производства перерасчета, определенного сроком обращения в суд за защитой нарушенного права и равного, согласно ст.392 Трудового Кодекса РФ трем месяцам со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Поскольку истец обратился в суд 03.10.2013 года, перерасчет следует произвести за период с 03.07.2013 года по 03.10.2013 года. Объективных препятствий к своевременному обращению в суд у Евтушенко И.А. не имелось. О нарушении своих трудовых прав она узнала при ежемесячном получении заработной платы с января по сентябрь 2013 года. С иском в суд истец обратился только 03 октября 2013 года.
Ссылку представителя истца на длящийся характер нарушения трудовых прав суд оценивает как необоснованную.
В соответствии со ст.392 ТК РФ и разъяснениями п.56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской федерации», для признания нарушения трудовых прав длящимися необходимо соблюдение определенного условия: заработная плата должна быть начислена, но не выплачена, так как именно в этом случае работник зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд (надбавки) в период действия трудового договора, вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы. В ходе судебного разбирательства установлено, что заработная плата начислялась и выплачивалась Евтушенко И.А. своевременно. В связи с чем, на заявленные исковые требования распространяется предусмотренный ст. 392 ТК РФ срок для обращения с иском в суд.
Суд, постановляя указанное решение, исходит из того, что одним требованием является перерасчет заработной платы за период до обращения в суд, вторым требованием является перерасчет согласно судебному решению на будущее. Таким образом, не имея возможности выйти за пределы исковых требований и не предрешая этим решения суда, суд оставляет за истцом право обратиться впоследствии с требованием о производстве перерасчета за период с 04.10.2013 года и до даты, с которой будет производиться перерасчет заработной платы истцу в установленном судом порядке на будущее время работы.
Требования в части взыскания компенсации морального вреда суд считает обоснованными в части, поскольку согласно ст. 151 Гражданского Кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Статьей 237 Трудового Кодекса РФ прямо предусмотрена возможность компенсации морального вреда в случае нарушения трудовых прав гражданина - моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд считает, что в рассматриваемом гражданско-правовом споре сторон истцу действиями ответчика причинен моральный вред, причиненный выплатой ему заработной платы в меньшем размере. При определении размера компенсации морального вреда суд полагает, что требования истца необоснованно завышены и считает необходимым определить компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, полагая указанную сумму разумной и справедливой.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Евтушенко <данные изъяты> к МБОУ «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» о перерасчете заработной платы, возложении обязанности установить заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, удовлетворить частично:
Обязать ответчика Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеуринская средняя общеобразовательная школа»:
- установить заработную плату истцу Евтушенко <данные изъяты> ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента в размере 30% и процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в размере 30 %, с начислением районного коэффициента к заработной плате 30% и процентной надбавки за стаж работы 30%, на начисленную заработную плату,
-произвести перерасчет заработной платы, начиная с 03.07.2013 года по 03.10.2013 года путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера заработной платы в РФ, действующей на период перерасчета, с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%;
-взыскать с ответчика МБОУ «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с МБОУ «Большеуринская средняя общеобразовательная школа» в доход государства расходы по госпошлине в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья- Н.В. Гришанина