Дело № 2-447/2019
УИД25RS0022-01-2019-000686-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Покровка 19 августа 2019 года
Октябрьского района Приморского края
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Задесенца Р.Н.,
при секретаре Слепченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В. к Администрации Октябрьского района Приморского края о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
К.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Октябрьского района Приморского края о признании права собственности на недвижимое имущество – жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 77,4 кв.м. В обоснование заявленных требовании истец указала, что на основании постановления Главы муниципального образования Октябрьский район от 18.12.2003 № «О предварительном согласовании места размещения объекта жилищного назначения», акта обследования и выбора площадки под строительство одноквартирного жилого дома и надворных построек, схемы, ей был отведен земельный участок площадью 0,42 га под строительство индивидуального одноквартирного жилого дома на <адрес> в <адрес>. Между администрацией района и ею был составлен договор – обязательство на строительство частного жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке, регламентирующий срок начала строительства - три года с момента выделения земельного участка, разрешение на строительство открыто не было. На данном участке в 2005 году ею хозяйственным способом был построен одноквартирный жилой дом. При упорядочении адресного хозяйства данному жилому дому присвоен адрес: <адрес>, что подтверждается справкой Администрации Покровского сельского поселения за № от 04.07.2019. При обращении в отдел архитектуры и градостроительства Администрации Октябрьского района ей было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. На протяжении 14 лет она является владельцем спорного объекта недвижимости, добросовестно, открыто и непрерывно владеет им, несет бремя его содержания, оплачивает земельный налог, расходы за потребление электрической энергии. Государственная регистрация права собственности на спорный дом за ней не совершалась. Иных лиц, оспаривающих ее право, нет. Полагает, что имеет законные основания стать собственником указанного объекта недвижимости в порядке ст.218 ГК РФ. Просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель истца Козлов Д.П. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района Приморского края в судебное заседание не явился, в адресованном суду ходатайстве просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Изучив заявление, допросив свидетелей, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Пунктом 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном порядке, за лицом в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, одним из критериев самовольности постройки в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. При этом в соответствии с пунктом 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования приведенных норм закона следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом по смыслу закона снос самовольной постройки является крайней мерой гражданско-правовой ответственности лица осуществившего строительство, применяемой только в случае, если будет установлено существенное нарушение строительных норм и правил, нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, либо наличие угрозы жизни и здоровью граждан.
Постановлением Главы муниципального образования Октябрьский район Приморского края № от 18.12.2001 предварительно согласовано место размещения одноквартирного жилого дома, летней кухни, двух хозяйственных построек в <адрес>, для К.В., площадь отведенного участка составляет 0,25 га.
Из акта обследования и выбора площадки под строительство, утвержденного вышеназванным постановлением, участок под строительство жилого дома и надворных построек для К.В. по <адрес> признан пригодным для строительства одноквартирного жилого дома, летней кухни, гаража, бани, сараев.
На основании договора на строительство частного жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке, заключенном между администрацией муниципального образования Октябрьский район и К.В., удостоверенном нотариусом Октябрьского нотариального округа 14.01.2002, К.В. обязалась построить жилой дом на земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 0,25 га, отведенном на основании постановления Администрации муниципального образования Октябрьский район № от 18.12.2001 (п.1). На указанном земельном участке застройщик обязался построить одноэтажный деревянный дом общей площадью 70 кв.м., в соответствии с проектом (п.2). К строительству жилого дома застройщик приступает после получения разрешения управления (отдела) архитектуры и градостроительства района в виде паспорта проекта (п.5).
Судом установлено, что истцом на вышеуказанном земельном участке без получения разрешения на строительство в 2005 году возведен жилой дом общей площадью 77,4 кв.м., жилой площадью 40,3 кв.м., что подтверждается техническим паспортом домовладения от 11.07.2019.
Согласно справам Администрации Покровского сельского поселения при упорядочении адресного хозяйства указанному дому присвоен адрес: <адрес>, который в Реестрах муниципальной собственности Покровского сельского поселения и Октябрьского района не числится.
Согласно уведомлению КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» от 05.07.2019 № правоустанавливающие документы на спорный объект недвижимости отсутствуют.
Сведения о зарегистрированных правах на данный объект в Управлении Росреестра по Приморскому краю также отсутствуют.
В то же время, из представленных архивной справки и выписок из похозяйственных книг К.В. значится по адресу: <адрес>, с 2002 по 2019 годы.
Свидетели Б.А., Ч.С. подтвердили факт постоянного проживания семьи истца в жилом помещении по указанному адресу.
Согласно акту комиссионного обследования Администрации Октябрьского района от 18.07.2019, жилой дом, по адресу: <адрес> (сведения о правообладателях отсутствуют, право притязания – отсутствуют) - строение капитальное, одноэтажное, расположен на земельном участке, границы которого не установлены; площадь застройки 96,7 кв.м., общая площадь 77,4 кв.м.; материал конструкций здания: фундамент – ленточный, бутобетонный, стены – деревянный брус; перекрытия – деревянные; кровля – металлочерепица; полы – дощатые по лагам; внутренние инженерные системы автономные; техническое состояние объекта капитального строительства «жилой дом» удовлетворительное, здание используется по назначению. Рекомендовано К.В. обратиться в судебные органы Октябрьского района для признания права собственности на построенный объект недвижимого имущества.
Таким образом, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Оценивая приведенные доказательства в совокупности, учитывая, что истец принимал меры по легализации самовольной постройки, спорное имущество расположено на земельном участке, предоставленном истцу под строительство и используемом в соответствии с его целевым назначением, сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 77,4 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░