Дело № 2-73
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Вад Нижегородской области 20 февраля 2014г.
Вадский районный суд Нижегородской области в составе:
судьи Вадского районного суда Иванова А.Н.,
с участием представителя заявителя - администрации Вадского муниципального района Нижегородской области Ерёминой С.Н.,
судебного пристава-исполнителя отдела по Вадскому району УФССП по Нижегородской области Сурковой Т.С.,
при секретаре Клычевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации Вадского муниципального района Нижегородской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела по Вадскому району УФССП по Нижегородской области Сурковой Т.С. от 04.02.2014г. о взыскании исполнительского сбора за неисполнение решения Вадского районного суда от 29 марта 2013 года о предоставлении Кобякову В.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
13 февраля 2014г. в Вадский районный суд поступило заявление администрации Вадского муниципального района Нижегородской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела по Вадскому району УФССП по Нижегородской области Сурковой Т.С. от 04.02.2014г. о взыскании исполнительского сбора за неисполнение решения Вадского районного суда от 29 марта 2013 года о предоставлении Кобякову В.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Заявление мотивировано тем, что обжалуемым постановлением установлен исполнительный сбор в размере *** рублей. Вместе с тем, в силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» последним днем для добровольного исполнения решения суда является 31 декабря 2013г. Поэтому судебный пристав-исполнитель мог установить исполнительский сбор 09 января 2014 года, т.е. в последний день действия редакции указанного выше закона от 02.10.2007г., согласно которому размер исполнительского сбора по требованиям неимущественного характера с должника-организации устанавливается в размере 5000 рублей. Этот же размер исполнительского сбора был установлен судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 08.05.2013г. Кроме того, следует учесть тяжелое финансовое положение администрации, т.к. район является дотационным, все расходы имеют целевое назначение.
Просит суд постановление судебного пристава-исполнителя от 04 февраля 2014 года отменить и обязать судебного пристава-исполнителя применить для установления размера исполнительского сбора редакцию Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г.
В судебном заседании представитель заявителя - администрации Вадского муниципального района Нижегородской области Ерёмина С.Н. требования поддерживает, приводит доводы, изложенные в заявлении.
Судебный пристав-исполнитель отдела по Вадскому району УФССП по Нижегородской области Суркова Т.С. в судебном заседании считает вынесенное ею постановление законным.
Согласно ч.1 и 2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
По ч.1 ст.54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
В соответствии с п. 1, 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 112 Закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 112 того же Закона в редакции Федерального закона от 28.12.2013г. № 441-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Начало действия данной редакции - 10.01.2014г.
Частью третьей той же статьи в редакции от 27.09.2009г. № 225-ФЗ, действовавшей до 10.01.2014г., в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливался в размере пяти тысяч рублей.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона одним из принципов исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
Согласно ч.13 ст.30 Закона если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.
В судебном заседании установлено, что 08.05.2013г. судебный пристав-исполнитель Вадского РО УФССП по Нижегородской области Суркова Т.С. вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства № 4646/13/18/52 в отношении должника администрации Вадского муниципального района Нижегородской области, обязанной в срок не позднее 31 декабря 2013 года предоставить Кобякову В.А. жилое помещение, должник предупреждён о возможности взыскания в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа в установленный срок исполнительного сбора в размере 5000 рублей (л.д.7).
04.02.2014г. судебный пристав-исполнитель Суркова Т.С. вынесла постановление, утвержденное старшим судебным приставом-исполнителем, о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере *** рублей за неисполнение в установленный для добровольного исполнения срок исполнительного документа, копия которого поступила в администрацию 10.02.1014г. (л.д.6).
Приложенное к заявлению письмо Губернатора Нижегородской области, адресованное Главам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области от 24.01.2014г. (л.д.8) суд полагает не учитывать при принятии решения, поскольку, применительно к конкретному рассматриваемому случаю, правового значения не имеет.
Как указано выше, Федеральный закон от 28.12.2013г. № 441-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которым в числе прочего были внесены изменения в ч.3 ст.112 Закона путём увеличения исполнительского сбора случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера для должника-организации с 5000 рублей до 50000 рублей, начал действовать с 10.01.2014г.
Поскольку исполнительным документом был установлен срок для его исполнения 31.12.2013г., то в силу ч.13 ст.30 Закона этот срок и являлся для администрации сроком для добровольного исполнения.
Так как ч.3 ст.112 Закона связывает принятие решения о взыскании исполнительского сбора с неисполнением требований исполнительного документа в течение срока для его исполнения в добровольном порядке, то судебный пристав-исполнитель, исходя из принципа своевременности совершения исполнительных действий (п.2 ст.4 Закона), а взыскание исполнительского сбора к таковым и относится в силу п.13 ч.1 ст. 64 Закона, имела возможность вынести постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора 09.01.2014г., когда его размер составлял еще 5000 рублей. Однако такое решение было принято лишь 04.02.2014, когда действовала новая редакция, усиливающая ответственность в части размера исполнительского сбора.
Вместе с тем, поскольку обязанность уплатить исполнительский сбор возникает вследствие неисполнения в установленный срок требования исполнительного документа, то Закон об исполнительном производстве распространяется только на те случаи, когда срок для добровольного исполнения истек после вступления Закона в силу.
Принимая во внимание, что обязанность уплатить исполнительский сбор возникла у администрации в период действия редакции Закона от 27.09.2009г. № 225-ФЗ, следовательно его размер следовало определять исходя из данной редакции.
При таких данных суд находит заявление администрации обоснованным, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судебного пристава-исполнителя Вадского РО УФССП по Нижегородской области Сурковой Т.С. от 04 февраля 2014 года о взыскании с администрации Вадского муниципального района Нижегородской области исполнительского сбора в размере *** рублей по исполнительному производству № 4646/13/18/52 от 08.05.2013г. о понуждении администрации Вадского муниципального района Нижегородской области в срок не позднее 31 декабря 2013 года к предоставлению Кобякову В. А. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма - отменить.
Обязать судебного пристава-исполнителя Вадского РО УФССП по Нижегородской области Суркову Т.С. устранить допущенное нарушение в части определения размера исполнительского сбора по исполнительному производству № 4646/13/18/52 от 08.05.2013г., применив Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. в редакции от 27.09.2009г. № 225-ФЗ, об исполнении решения уведомить Вадский районный суд Нижегородской области, администрацию Вадского муниципального района Нижегородской области в течение не более месяца со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Вадский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 25 февраля 2014г.
Судья Вадского
районного суда Иванов А.Н.