Дело № 5-6/20
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 января 2020 года город Ульяновск
Судья Заволжского районного суда г.Ульяновска А.В. Высоцкая, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в отношении
Сайфутдинова Искандера Салихзяновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛА:
31.10.2019 старшим оперуполномоченным ОБППГ Ульяновского ЛО МВД России на транспорте <данные изъяты> в отношении Сайфутдинова И.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
По результатам проведенного по делу административного расследования 17.12.2019 в отношении Сайфутдинова И.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Протокол по делу об административном правонарушении с соответствующими материалами передан в Заволжский районный суд г.Ульяновска.
Судом установлено, что согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Сайфутдинов И.С. ДД.ММ.ГГГГ в 13:15 час. на площадке, расположенной по адресу: <адрес> установил несанкционированные весы, и в период с 21 по 29 октября 2019 г. осуществлял приемку (заготовку) лома черных и цветных металлов по установленным собственноручно ценам, закупленный лом перерабатывал и хранил на вышерасположенной площадке. Таким образом, заготовленный лом черных и цветных металлов продавал в <данные изъяты> тем самым извлек прибыль 134 691,60 руб., в нарушение п.34 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, то есть, осуществлял предпринимательскую деятельность без лицензии, если лицензия обязательна, таким образом, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Сайфутдинов И.С. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласился, указав в возражение, что о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении он не был уведомлен, просил производство по делу прекратить в связи с допущенными процессуальными нарушениями.
В соответствии с ч.2 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Иное означает нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Между тем, материалы дела в отношении Сайфутдинова И.С. каких-либо сведений, подтверждающих фактическое направление ему (вручения) извещения на 17.12.2019 о составлении протокола об административном правонарушении, не содержат.
Так, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен в отсутствие Сайфутдинова И.С. по причине неявки последнего в назначенную дату и время после его неоднократного извещения в установленном порядке.
Однако, как усматривается из материалов дела, Сайфутдинов И.С. извещался 11.12.2019 о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении 12.12.2019 в 10:00 час. в помещении служебного кабинета №№ Ульяновского ЛО МВД России на транспорте, а также 12.12.2019 извещался о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении 13.12.2019 в 10:00 час. в помещении служебного кабинета №№ Ульяновского ЛО МВД России на транспорте.
Протокол об административном правонарушении был составлен 17.12.2019, при этом сведений об уведомлении Сайфутдинова И.С. о том, что в отношении него 17.12.2019 будет составлен протокол об административном правонарушении, в материалах дела не содержится.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины.
Однако совокупность перечисленных выше обстоятельств не позволяет сделать однозначный вывод о наличии в действиях Сайфутдинова И.С. вины. Более того, имеются сомнения в соблюдении должностным лицом требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении в отношении Сайфутдинова И.С. протокола об административном правонарушении в его отсутствие, поскольку материалы дела не содержат доказательств его надлежащего уведомления о составлении протокола об административном правонарушении 17.12.2019.
Согласно части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Производство по делам об административных правонарушениях является одной из форм реализации государством своей обязанности по защите прав человека и гражданина, когда они становятся объектом посягательства со стороны правонарушителя. Однако при этом должны обеспечиваться гарантии защиты прав и лица, привлекаемого к ответственности.
В то же время, согласно положениям ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении представляет собой основной процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
Иные доказательства по делу могут лишь дополнять протокол об административном правонарушении, но не могут его заменять.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Допущенное должностным лицом по настоящему делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении является существенным, свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности, влечет нарушение права этого лица на защиту, как следствие, признание данного доказательства недопустимым.
Лишив физическое лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении, административный орган нарушил предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
В силу п.3 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
На основании части 1 статьи 24.5, частей 1, 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении при отсутствии состава административного правонарушения выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В связи с тем, что протокол об административном правонарушении не может быть положен в основу выводов о виновности Сайфутдинова И.С. в совершении вмененного ему противоправного деяния и служить доказательством законного возбуждения дела об административном правонарушении, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст.2.9, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л А:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.14.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░