РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2016 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Семенцева С.А., при секретаре Дундуковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4534/16 по иску Поповой В.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары, с третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, Отделением Пенсионного фонда России по Самарской области о признании права на назначение выплат пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы,
УСТАНОВИЛ:
Попова В.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с указанным иском к отделению Пенсионного Фонда России по Самарской области, ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары, ссылаясь на то, что она является вдовой СУПРУГ, дата года рождения, инвалида 1 группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, умершего дата. Причина инвалидности установлена дата в ходе переосвидетельствования СУПРУГ в ЮМСЭ. Причинная связь смерти СУПРУГ с радиационными факторами, влиявшими на него при участии в работах в зоне отчуждения по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не устанавливалась. С момента вступления в силу Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам России было гарантировано назначение пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы, если умерший кормилец был участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС из числа:
- военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц;
- призванных на сборы военнообязанных;
- лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, сотрудников служб государственной безопасности и гражданской обороны;
- умерших инвалидов вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов, при этом вдовам указанная пенсия назначается с момента достижения возраста 50 лет.
ФЗ «Об государственном пенсионом обеспечении в РФ» не может отменять права, предоставленные Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку вступил в силу после указанного Закона. Она имела право на назначение выплаты пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы с дата в сумме *** руб., однако ей была назначена пенсия в размере *** руб. – как пенсия по случаю потери кормильца в размере 125 % размера социальной пенсии. Просит признать ее право на получение пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы с дата; назначить ей пенсию по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы с дата в сумме *** руб.; взыскать в ее пользу задолженность по выплатам пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы, за период с дата по дата в размере *** руб.
Определением от 20.07.2016 дело передано в Октябрьский районный суд г. Самары для рассмотрения по подсудности.
Впоследствии истец исковые требования уточнила, исключив из числа ответчиков Отделение Пенсионного Фонда России по Самарской области, просила признать ее право на получение пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травм с дата; обязать ответчика назначить ей пенсию по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы с дата в сумме *** руб.; взыскать в ее пользу задолженность по выплатам пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы, за период с дата по дата в размере *** руб.
В судебном заседании истец Попова В.А. и ее представитель по устному ходатайству Кузнецов А.В., исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Представитель истца указал, что супруг истца являлся инвалидом вследствие военной травмы, получал пенсию как инвалид вследствие военной травмы, поэтому истец имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы. Для других граждан, при жизни которых не было установлено, что они инвалиды вследствие военной травмы, и когда это было установлено после их смерти, необходимо установление причинно-следственной связи. В законе не сказано, что нужна причинно-следственная связь для назначения пенсии по случаю потери кормильца в размере 200 % от размера социальной пенсии для вдов инвалидов ЧАЭС. Данная позиция подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 №1085-О-П. Истец также указала, что после смерти ее супруга вскрытие не проводилось, когда она обратилась в пенсионный фонд, у нее потребовали документы, подтверждающие ее право на получение пенсии, в том числе документы, подтверждающие причину смерти ее супруга. Медицинские карточки чернобыльцев хранятся 5 лет после смерти. Она обращалась по прошествии 5 лет после смерти супруга, когда медицинские документы были уничтожены, в связи с чем обратиться в МСЭК не смогла. Сотрудники ответчика ненадлежащим образом исполняли свои должностные обязанности, не разъяснили истцу изначально необходимость предоставления заключения МСЭК.
Представитель ответчика Мичева О.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, из которого следует, что право на получение двух пенсий одновременно предоставляет достигшей 50-летнего возраста супруге умершего ликвидатора, ставшего инвалидом вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, или в случае наступления ее инвалидности. Данной категории лиц устанавливается государственная пенсия по случаю потери кормильца с учетом норм ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» и страховая пенсия в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях». Размер государственной пенсии по случаю потери кормильца находится в зависимости от причины смерти кормильца. Установление причины смерти относится к полномочиям федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии. На момент назначения пенсии по случаю потери кормильца истцом были представлены: свидетельство о смерти супруга, свидетельство о заключении брака, справка об установлении СУПРУГ первой группы инвалидности по причине «увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», удостоверение пострадавшего при ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС. Указанные документы позволили назначить пенсию по случаю потери кормильца с дата в размере 250% размера базовой части трудовой пенсии, т.е. *** руб., с дата – в размере 125% размера социальной пенсии в размере *** руб. Осуществить расчет размера государственной пенсии по случаю потери кормильца в большем размере со дня смерти кормильца, т.е. с дата, не представляется возможным, поскольку истцом не был представлен документ, свидетельствующий о наличии причинной связи кормильца с военной травмой. Кроме того, указала, что истцом пропущен срок исковой давности. Определение Конституционного Суда, на которое ссылается истец, связано с лицами, которым причинен вред здоровью. Умерший супруг к данной категории не относится. В отношении выплат умершему УПФ исполнило свои обязанности в полном объеме. Личное правопреемство в данном случае невозможно. ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определяет круг лиц, которые имеют право на социальное обеспечение, а ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» определяет перечень документов, которые предоставляются для назначения пенсии. В данном случае необходимо представить документы, подтверждающие причинно-следственную связь смерти и военной травмы, заключение МСЭК. Именно межведомственные комиссии в силу закона определяют причину смерти. От этого документа зависит размер пенсии. Истец с дата получает пенсию по случаю потери кормильца в размере 125 % социальной пенсии.
Представитель третьего лица Бобылева Е.И., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, поддержав позицию УПФ России в Октябрьском и Советском районах г.о.Самары, указав также, что при обращении граждан за пенсией им дают возможность выбрать вид пенсии, которую они имеют право получать. Инвалид-чернобылец может умереть не только вследствие чернобыльской катастрофы, т.е. необходимо устанавливать причинно-следственную связь между его смертью и катастрофой на ЧАЭС.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Попова В.А. является вдовой СУПРУГ, умершего дата, что подтверждается свидетельством о заключении брака №... от дата между СУПРУГ и *** В.А. и свидетельством о смерти СУПРУГ №... от дата.
Как следует из справки Бюро медико-социальной экспертизы №... от дата, СУПРУГ бессрочно установлена первая группа инвалидности. Причиной инвалидности является увечье, полученной при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС.
Истец в обоснование заявленных требований ссылается на то, что она как вдова инвалида вследствие военной травмы имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на основании п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с указанным пунктом супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения установлены Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
По общему правилу ч. 2 ст. 3 указанного Закона, гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также п. 4 ч. 3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», нетрудоспособным членам семей граждан, получивших инвалидность вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется право на получение двух видов пенсий одновременно.
Таким образом, истец имеет право на получение одновременно двух видов пенсий – пенсии по случаю потери кормильца и страховой пенсии по старости.
Как следует из пояснений представителя ответчика и не оспаривалось истцом в ходе судебного заседания, Поповой В.А. после обращения в УПФ РФ по Октябрьскому и Советскому районам г. Самара назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере с дата в размере *** руб., с дата – в размере *** руб.
Истец полагает, что имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы, т.е. в большем размере, а именно в размере 200% размере социальной пенсии.
Суд не может согласиться с данным выводом истца, поскольку он основан на неверном толковании закона.
Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определяет общие гарантии лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также членам их семей. Указанная гарантия, в случае истца, относится на ее право на получение пенсии по случаю потери кормильца одновременно со страховой пенсией, поскольку истец находилась на иждивении лица, признанного инвалидом вследствие военной травмы в ходе устранения последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В свою очередь, лица, имеющие право на получение одновременно двух пенсий, одной из которой является пенсия по случаю потери кормильца, подразделяются законом на категории, определяемые в зависимости от причины смерти кормильца. Соответственно от причины смерти кормильца зависит и размер пенсии по случаю потери кормильца.
Условия и размеры пенсий определяются ст. ст. 8, 15 ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении».
Так, в соответствии со ст. 8 указанного Закона, нетрудоспособным членам семьи, указанным в подпунктах 1 (за исключением детей), 3 и 5 настоящего пункта, пенсия назначается в том случае, если они находились на иждивении погибшего (умершего) кормильца.
Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:
1) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона. Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи;
Согласно ч.3 ст.17 вышеуказанного ФЗ РФ пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 125 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что причина смерти ее супруга, являвшегося при жизни инвалидом вследствие военной травмы, не влияет на размер получаемой ею пенсии по случаю потери кормильца, поскольку данный довод прямо противоречит вышеуказанным требованиям законодательства закона, ставящей размер пенсии в прямую зависимость от причины смерти кормильца.
Причина смерти определяется на основании заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии согласно Постановлению Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного Фонда РФ от дата №...
В соответствии с пунктом 33 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными Законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденном совместным постановлением от 27.02.2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па (утратило силу) представление документа, подтверждающего причинную связь смерти кормильца с последствиями Чернобыльской катастрофы, является обязательным, поскольку такой документ является основанием для назначения государственной пенсии по случаю потери кормильца по нормам п.п. 1 п. 4 ст. 15 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Аналогичные положения сохранены и в ныне действующем Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установлении пенсии по государственному пенсионному обеспечению», согласно п. 95 которого причина смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии. Пунктом 96 данного Приказа установлено, что причина смерти лица, пострадавшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы.
В силу положений Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» именно бюро медико – социальной экспертизы определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
Истцом не оспаривается, что после смерти супруга она не обращалась в указанные учреждения для определения причины смерти, в связи с чем после ее обращения в УПФ РФ по Октябрьскому и Советскому районам г. Самары ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца, установлен размер пенсии 125% от социальной пенсии.
Суд не находит каких-либо нарушений в действиях ответчика, поскольку право СУПРУГ на получение пенсии по инвалидности при его жизни нарушено не было, а после его смерти истец, являвшаяся иждивенцем умершего, также получает две пенсии, одна из которых – пенсия по случаю потери кормильца в размере, установленном для данной категории граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении» перерасчет размера пенсии, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения и при наличии законных оснований для ее перерасчета.
Попова В.А. обратилась за назначением пенсии с дата, представив документы, достаточные для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца в размере 125 % от размера социальной пенсии, документов, достаточных для перерасчета назначенной ей пенсии в пользу увеличения, истцом до настоящего времени ответчику не представлено, в связи с чем оснований как для назначения ей пенсии по случаю смерти кормильца вследствие военной травмы в размере 200 % от размера социальной пенсии не имелось ни на момент ее первичного обращения к ответчику, ни в настоящее время.
В судебном заседании каких-либо обстоятельств, указывающих на причину смерти СУПРУГ вследствие военной травмы не установлено, в связи с чем оснований для назначения Поповой В.А. пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы не имеется.
Доводы истца и ее представителя о недобросовестном исполнении сотрудниками ответчика своих обязанностей, выразившихся в неразъяснении ей вовремя необходимости предоставления всех документов, требуемых для назначения пенсии в испрашиваемом размере, не могут быть приняты во внимание. Системный анализ п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, в совокупности с Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб от 27.02.2002 г., позволяют прийти к выводу о том, что обязанность Пенсионного фонда обеспечения разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции, не может подменять установленный законом заявительный порядок реализации лицом своего права на пенсию с предоставлением всех установленных законом документов.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Поповой В.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 19.10.2016.
Судья: /подпись/ Семенцев С.А.