Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1923/2014 ~ М-864/2014 от 26.02.2014

дело № 2-1923/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«14» мая 2014 года

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Зиминой А.Е.

с участием адвоката Лариной Т.Н.,

при секретаре Кованжи Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шайхисламова Н.С. и Островерхова В.В. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка на определенных условиях,

у с т а н о в и л :

Истцы Шайхисламов Н.С. и Островерхов В.В. обратились в суд с иском к Администрации города Красноармейск Московской области и Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка по цене в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января 2011г.

Позже истцы уточнили свои требования и просили суд обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области заключить с ними договор купли-продажи земельного участка общей площадью 10833 кв.м., из которых передать в общую долевую собственность Шайхисламову Н.С. 96,25% от общей площади земельного участка, Островерхову В.В. 3,75% от общей площади земельного участка, по цене в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка (л.д.39-40).

По ходатайству истцов из числа ответчиков исключена Администрация города Красноармейска Московской области.

В судебном заседании истцы уточнили требования в части указания их долей в объеме права на спорные земельные участки (л.д.39-40), в обоснование своих требований пояснили, что Шайхисламову Н.С. на праве собственности принадлежит автозаправочный комплекс (АЗС №1) по адресу: <адрес> Островерхову В.В. на праве собственности принадлежит автомойка по тому же адресу. Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке, расположенном по адресу: МО <адрес> Истцы неоднократно обращались в ТУ Росимущества в МО с просьбой о предоставлении им земельного участка в собственность в соответствии с действующим законодательством РФ. Распоряжением ТУ Росимущества в МО от 27.11.2013г. № 520 о предоставлении истцам земельного участка в общую долевую собственность установлена стоимость земельного участка – <данные изъяты> копеек, на основании распоряжения произведен расчет цены выкупа земельного участка и подготовлен проект договора. Считают, что решение в части установления цены выкупа земельного участка нарушает их права и законные интересы, что имеют право на предоставление им земельного участка в общую долевую собственность по цене в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 по ордеру адвокат ФИО7 уточненные исковые требования истцов поддержала, просила удовлетворить их как законные, обоснованные и доказанные материалами дела.

ФИО2 агентства по ФИО2 государственным имуществом в <адрес> о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.36, 37), их представители в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили, мотивированных отзывов либо возражений по существу заявленных требований не представили.

С учетом мнения истцов суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, представителя истца, огласив и исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие имеющие значение для дела обстоятельства.

Шайхисламов Н.С. является собственником автозаправочного комплекса (АЗС №1) на основании договора купли-продажи автозаправочного комплекса № 7 от 20.11.2007г., разрешения на перепланировку и переоборудование от 30.04.2008г. № 03/08, заявления о разделе автозаправочного комплекса от 11.01.2011г., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 01.02.2011г. (л.д.7).

Островерхов В.В. является собственником автомойки на основании договора купли-продажи от 14.04.2011г., передаточного акта от 14.04.2011г. что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 10.05.2011г. (л.д.8).

Как следует из представленных документов, указанные объекты недвижимости ранее на праве собственности принадлежали сначала ЗАО «Роскром», потом ООО «ЕвроТатОйл», после чего перешли в собственность Шайхисламова Н.С. и Островерхова В.В. (выписки из ЕГРП – л.д. 47-48). При этом право собственности ЗАО «Роскром» на указанные объекты недвижимости было зарегистрировано в 1997г. на основании Постановления Главы города Красноармейска МО от 26.11.1997г. № 695, что подтверждается Регистрационным удостоверением № 3447 от 23.12.1997г. (л.д.46).

Принадлежащие истцам указанные выше объекты недвижимости находятся на земельном участке, расположенном по адресу: МО <адрес>, что подтверждается, в частности, указанием на это в Распоряжении ТУ Росимущества в МО от 27.11.2013г. № 520, в расчете цены выкупа земельного участка и проекте договора (л.д.10-13).

Постановлением Главы г. Красноармейска МО от 11.04.2011г. № 174 установлен вид разрешенного использования земельного участка (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) – для размещения и эксплуатации автозаправочного комплекса (л.д. 9).

    27.12.2010 года земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 50:65:0030201:2, площадь участка – 10883 кв.м. (кадастровый паспорт земельного участка – л.д. 14-16).    

Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 11.06.2013г., выданным, как в нем указано, повторно, взамен свидетельства от 23.12.2011г. (л.д.50 ).

В материалы дела представлены заявления истцов в ТУ Росимущества в МО, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о предоставлении им земельного участка в собственность (л.д.17-20, 24, 71-73, 77), ответы этих организаций истцам (л.д.23, 74-76).

27.11.2013г. врио руководителя Территориального Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ Росимущества в МО) Е.Ю.Паткина издала Распоряжение № 520 о предоставлении истцам земельного участка в общую долевую собственность: Шайхисламову Н.С. - 96,25% от общей площади земельного участка, Островерхову В.В. – 3,75% от общей площади земельного участка, установлена стоимость земельного участка – <данные изъяты> копеек, произведен расчет цены выкупа земельного участка и подготовлен проект договора (л.д. 10-13).

С указанной ценой выкупа земельного участка истцы не согласны по основаниям, изложенным в иске.

Возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами земельного и гражданского законодательства.

Согласно ст.2 ГПК РФ одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований или предъявленных возражений.

Согласно ст.64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В силу п.1 ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный ФЗ от 27.07.2010г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Пунктом 6 ст.36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности и целевого назначения и разрешенного использования подлежат государственному кадастровому учету.

При постановке земельного участка на кадастровый учет каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Кроме того, зарегистрированные участки получают уникальные характеристики: размер, место расположения, целевое назначение, качественный показатель – кадастровую оценку.

Из документов, представленных в материалы дела, следует, что вышеуказанный земельный участок является собственностью РФ (право зарегистрировано в 2011г.), в 2010 году прошел соответствующий кадастровый учет и определен в качестве объекта гражданских правоотношений.Доказательств того, что земельный участок является ограниченным в обороте или изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным в ст.27 ЗК РФ, в материалы дела не представлено.

Для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.

В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст.ст.2,4 ФЗ РФ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. (в последующих редакциях) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за истцами в установленном законом порядке.

В силу п.3 ст.35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п.1 ст.36 настоящего Кодекса.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.

Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9,10,11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ и п.4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009г. № 66, предоставление земельных участков, находящихся в собственности РФ, в аренду, а также продажа таких земельных участков осуществляется Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.

Следовательно, истцы правомерно обратились в ТУ Росимущества в МО с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.

В соответствии с п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Как указано истцами, следует из материалов дела и не опровергнуто ответчиком, истцами были поданы заявления и представлены в ТУ Росимущества в МО все необходимые документы до 01.07.2012г.

Порядок определения цены (стоимости) земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст.36 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», ст.12 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» от 07.06.1996г.

Из материалов дела следует, что уже в 2011 году земельный участок был полностью сформирован.

В это же время, то есть в 2010-2011 годах истцы обращались с заявлением о передаче им этого участка в собственность, прилагали к заявлению необходимые документы.

Оснований для отказа в передаче истцам земельного участка в собственность в указанный период в установленный для принятия решения по обращению истцов срок судом не установлено.

С учетом изложенного суд считает, что истцы имеют право приобрести земельный участок в собственность по цене, порядок определения которой существовал до 01.07.2012г.    

При продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».

Согласно ст.2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001г. (в последующих редакциях) «О введении в действие Земельного Кодекса РФ»:

1. До 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

В соответствии со ст.12 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» от 07.06.1996г. № 23/96-ОЗ (в последующих редакциях и последующими изменениями):

До 1 июля 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается:

1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка;

1.1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка;

1.2) юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка;

2) гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка;

3) лицам, не указанным в п.п. 1, 1.1, 1.2 и 2 части 3 настоящей статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках - в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.

В силу приведенных выше норм права, с учетом того, что право собственности на расположенные на земельном участке объекты недвижимости возникло у правопредшественника истцов ЗАО «Роскром» в 1997г., то есть до вступления в силу ЗК РФ, суд считает, что истцы имеют право приобрести земельный участок в собственность по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 194-.198, 235 ГПК РФ, суд

                    решил:

Исковые требования ФИО3 и ФИО4 к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка по цене в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.

Обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области заключить с ФИО3 и ФИО4 договор купли-продажи земельного участка общей площадью. 10833 кв.м., из которых передать в общую долевую собственность ФИО3 96,25% от общей площади земельного участка, Островерхову Валерию Вадимовичу 3,75% от общей площади земельного участка, кадастровый номер 50:65:0030201:2, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения и эксплуатации автозаправочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес> по цене в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.

.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 19.05.2014 года.

Судья:

2-1923/2014 ~ М-864/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шайхисламов Нуриман Сулейманович
Островерхов Валерий Вадимович
Ответчики
Администрация города Красноармейск МО
ТУФАУГИ в МО
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
Зимина Анжелика Евгеньевна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
26.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2014Передача материалов судье
27.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2014Подготовка дела (собеседование)
25.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2014Судебное заседание
14.05.2014Судебное заседание
19.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2014Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
21.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2014Дело оформлено
02.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее