Дело № 2-1087/2017
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 10 ноября 2017 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Лукановой Ю.В.,
с участием истицы Тарахович Т.И.,
представителя истицы – Тарахович В.В.,
представителя ответчика Маликовой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску тарахович Т.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фона РФ в г. Кандалакше о включении периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя в стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с учётом указанных периодов с момента назначения трудовой пенсии по старости,
установил:
Тарахович Т.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фона РФ в г. Кандалакше (далее – УПФ в г. Кандалакше, ответчик) о включении периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя в стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с учётом указанных периодов с момента назначения трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что решением ответчика от 24.03.2010 ей назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С момента назначения пенсии она не могла добиться от ответчика, чтобы ей разъяснили, почему назначен минимальный размер пенсии. После многочисленных обращений, только в 2017 году был получен ответ, в котором было сообщено, что не включены в страховой стаж периоды осуществления ею предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Она была зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица <дата>, <дата> внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, 21.09.2006 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В период осуществления трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя она уплачивала налоги и обязательные платежи. С момента рождения и до настоящего времени она проживает и работала в п. Зеленоборский Кандалакшского района, на другое место жительства не выезжала, осуществляла предпринимательскую деятельность на открытом рынке в п. Зеленоборский, что могут подтвердить свидетели. На основании изложенного просит (с учётом уточнений) обязать ответчика включить в страховой стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и произвести перерасчёт пенсии с учётом указанных периодов с момента назначения трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истица Тарахович Т.И. поддержала уточнённые исковые требования, просила включить периоды осуществления ею предпринимательской деятельности на открытом рынке в п. Зеленоборский Кандалакшского района с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в стаж работы в районах Крайнего Севера, и произвести перерасчёт пенсии с учётом указанных периодов с момента назначения трудовой пенсии по старости.
Представитель истицы Тарахович В.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил зачесть данные периоды осуществления истицей предпринимательской деятельности в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Представитель ответчика Маликова О.Л. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что заявленные истицей периоды включены в общий стаж работы, но не включены в стаж работы в районах Крайнего Севера, так как не представлены документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера, а свидетельскими показаниями данные обстоятельства подтверждаться не могут. В иске просила отказать.
Выслушав стороны, заслушав свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Статьёй 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 01.01.2015, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период спорных правоотношений (на момент назначения истице пенсии) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях (подп. 1);
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (подп. 6).
Согласно статье 10 Федерального закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона № 173-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности.
Пунктом 5 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления и перерасчёта трудовых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (и действовавших на момент назначения пенсии истице), уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2, пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Как установлено в судебном заседании, Тарахович Т.И. 24.03.2010 обратилась в УПФ РФ в г. Кандалакше с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением от 24.06.2010 ей согласно пп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначена пенсия по старости в минимальном размере.
Тарахович Т.И. обратилась к ответчику с просьбой разъяснить, почему ей назначен минимальный размер пенсии.
28.03.2017 УПФ РФ в г. Кандалакше направило в адрес Тарахович Т.И. ответ (исх. № Т-14/2-07), в котором указало, что с <дата> ей назначена пенсия по старости согласно пп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Стаж работы составил 32 года 04 месяца 08 дней, в том числе общий стаж до <дата> – 25 лет 08 месяцев 09 дней (с учётом льготного начисления), стаж работы в районах Крайнего Севера – 12 лет 04 месяца 13 дней. К расчёту стажа приняты в том числе периоды осуществления Тарахович Т.И. предпринимательской деятельности: с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>.
Вместе с тем, как следует из указанного письма, спорные периоды осуществления Тарахович Т.И. предпринимательской деятельности не включены в стаж работы в районах Крайнего Севера. Тарахович Т.И. разъяснено, что в качестве документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера, могут быть представлены договоры аренды, оказания услуг с указанием «северной» территории их действия, и другие документы, содержащие необходимые сведения.
Факт уплаты истицей страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за спорные периоды ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами гражданского дела, материалами пенсионного дела Тарахович Т.И. Спорные периоды включены в общий страховой стаж истицы.
Вместе с тем, документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности в указанные периоды в районах Крайнего Севера, истицей не представлено.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству истицы свидетель Свидетель №2 пояснила, что она с 1993 г. по 2006 г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла в п. Зеленоборский деятельность по оптовой торговле, а позже – и по оказанию услуг. С февраля 1998 года была администратором на рынке п. Зеленоборский, где до мая 2004 г. работала и Тарахович Т.И. Истица оплачивала место, однако подтверждающие документы не сохранились. Тарахович Т.И. работала летом с 10 до 18 часов, зимой – до наступления темноты.
Показания данного свидетеля суд не принимает в качестве допустимого доказательства, поскольку её показания ничем не подтверждены, документов, подтверждающих факт работы на рынке в п. Зеленоборский Кандалакшского района свидетелем суду не представлено.
Кроме того, в соответствии с положениями Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (действуют с 01.01.2015), подтверждение периодов работы на основании свидетельских показаний возможно при условии, что представлены доказательства о том, что документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием. Истицей таких доказательств не представлено.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.
Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г.
Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Доводы истицы о постоянном проживании в п. Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области, уплате взносов в Пенсионный фонд и налогов в спорные периоды в ИФНС по месту проживания суд не принимает, так как данные обстоятельства не могут однозначно свидетельствовать об осуществлении предпринимательской деятельности в Кандалакшском районе, фактическое осуществление Тарахович Т.И. предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера не подтверждено документально.
Оценивая в совокупности доказательства, представленные в подтверждение осуществления истицей предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера, суд не находит оснований для удовлетворения требований о включении периодов с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, оснований для возложения на УПФ обязанности произвести перерасчёт пенсии Тарахович Т.И. с учётом указанных периодов с момента назначения трудовой пенсии по старости не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Тарахович Т.И. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакше о включении периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в стаж работы в районах Крайнего Севера, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии с учётом указанных периодов с момента назначения трудовой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Кузьмич